Файл: Номинация исследовательская работа. Тема работы Я человек и патриот. Формирование чувства патриотизма у школьников автор работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №39 им.Айдамирова Р.А.»
Номинация: исследовательская работа.
Тема работы:
«Я человек и патриот. Формирование чувства патриотизма у школьников»
АВТОР РАБОТЫ:
Озниев Ахмед
Ученик 9 класса
МБОУ «СОШ №39 им Айдамирова Р.А.»
Научный руководитель:
Чужигаев А.Б.,
учитель ОБЖ
Г.Грозного, 2023 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..3-4
Глава1. Патриотизм как качество настоящего гражданина
1.1. Понятие термина «патриотизм»………………………………………….5-7
Глава 2. Патриотическое воспитание школьников
2.1. Анкетирование учащихся и анализ результатов……………………........8
2.2. Программа «Патриот 2022» для школьников ……………………………9
Заключение……………………………………………………………………….10-11
Список использованных источников…………………………….………………..12
Приложение………………………………………………………………………13-15
Введение
Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.
Проблема патриотического воспитания молодежи становится ныне важнейшей проблемой, и решать ее сегодня пытаются на высшем государственном уровне. Президент России Владимир Путин на встрече с общественными организациями в г.Краснодаре как-то заявил: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».
Негативные процессы в обществе за последние годы повлекли за собой то, что у значительной части населения, и особенно у молодежи, оказались разрушены или утрачены такие традиционно-нравственные черты как романтизм, самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень.
Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством. Время вносит свои коррективы во многие факторы формирования общественного сознания на новом, переломном этапе российской действительности. Выросло поколение молодых граждан, не знакомых с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.
Всё более очевидной становится необходимость для государства и общества в возрождении патриотизма как важного социально-нравственного ценностного ориентира, направленного на становление российской государственности.
Исходя из выявленной проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования: «Формирование чувства патриотизма у школьников».
Актуальность темы: патриотическое воспитаниеподрастающего поколения рассматривается и утверждается на самом высоком государственном уровне. Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту(ФГОС),общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Объект исследования – патриотизм
Предмет исследования: процесс формирования чувства патриотизма у школьников.
Цель данного исследования: разработать программу патриотического воспитания учащихся.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: чем раньше начнётся работа по формированию патриотических качеств у школьников, тем более устойчивыми они будут.
Цель, объект, предмет исследования, а также выдвинутая гипотеза позволили наметить следующие задачи:
-
ознакомиться с термином «патриотизм» и «патриот» в разных источниках; -
изучить научную литературу по данной теме; -
составить несколько анкет для разных школьных возрастов; -
провести анкетирование учащихся; -
проанализировать данные анкет; -
составить модель ученика-патриота; -
составить программу «Патриот-2022» на 1 год (2022-2023г.) по формированию чувства патриотизма; -
представить программу «Патриот-2022» на рассмотрение, корректировку и утверждение администрации; -
проводить мероприятия по данной программе в течение года;
Методологической основой исследования являются общенаучные положения о роли школы в формировании патриотических качеств личности и Федеральные Конституционные Законы.
В ходе научной работы были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ литературы по исследуемой теме, сопоставление, анализ полученных данных;
- эмпирические: беседа, анкетирование, ранжирование полученных результатов, педагогический эксперимент.
Данная научная работа относится к эмпирическим исследованиям, так как она ориентирована на проведение собственного эксперимента.
Основная база исследования: исследование проводилось в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №39 им.Айдамирова Р.А.».
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- проанализировали разные термины патриотизма;
- изучили Федеральные Конституционные Законы РФ;
- разработали собственную воспитательную программу «Патриот-2022» по формированию патриотических качеств у школьников.
Апробация работы: программа «Патриот-2022» рассчитана на 2022-2023 учебный год, в основном для начального звена школы.
Научное исследование планируется провести в 2 этапа:
-
анализ научной литературы и интернет-источников (теоретический); -
анализ анкетирования и разработка программы «Патриот-2022» (теоретический, частично эмпирический);
Глава I. Патриотизм как качество настоящего гражданина
-
Понятие термина «патриотизм».
«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота»
Н.М.Карамзин
В царской России в русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, такие как Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, А. С. Пушкин призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество» [9;c.7].
В советское время, говоря о патриотизме, опирались на трактовку В.И. Ленина: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [13;c.31].
Игумен Нектарий (Морозов) считает: «…тот человек, который не является патриотом своей Родины, является ее потенциальным предателем. Среднего не дано. Когда приходит время испытаний, каждый человек либо становится патриотом и идет на жертвы ради спасения своей страны, либо ее предает. Поэтому мы должны определиться: кто мы?»
В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг» [16; c.27].
Что же такое «патриотизм»? Какое определение нам дают научные источники?
Патриотизм - это любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы, защита Родины от врагов. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям[3;c.393].
Патриотизм (от греч. Patriotes – соотечественник – patris – родина)- любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства [17;c.461].
Воспитание - это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.
Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства. Вместе с тем воспитательное воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки и техники, литература, искусство, средства массовой информации и пропаганды — печать, радио, телевидение. На определённом уровне духовного развития личности возникает потребность человека в самоусовершенствовании, которое во многом зависит от самовоспитания.
Воспитанию принадлежит ведущая роль и в индивидуальном нравственном, умственном и физическом развитии человека.
В нашем понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам человека.
Мы думаем, что патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации.
Патриотизм включает в себя:
·чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
·уважительное отношение к языку своего народа;
·заботу об интересах Родины;
·осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
·проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
·гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
·гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
·уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
·ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В моем понимании патриотизм, мужество, героизм – это близкие по значению слова.
Патриотизм – быть готовым защитить Родину от врагов.
Мужество – означает быть доблестным, стойким, крепким, храбрым, отважным, решительным.
Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.