Файл: Номинация исследовательская работа. Тема работы Я человек и патриот. Формирование чувства патриотизма у школьников автор работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Патриотизм актуален и в наше время. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны.
Возможно, что именно воспитание в духе патриотизма, пробуждает в нас и выбор таких благородных профессий как военнослужащий, врач, учитель, воспитатель, ученый…
Глава 2. Патриотическое воспитание школьников
2.1. Анкетирование учащихся и анализ результатов
Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.
И такой фундамент – это патриотизм.
В.В.Путин
Великий педагог А.С. Макаренко, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». [14;c.55].
В начале нашего исследования мы выдвинули цель данного исследования – разработать программу патриотического воспитания учащихся.
Было бы недостаточно только изучить литературу по формированию чувства патриотизма у школьников. Для выявления форм и методов патриотического воспитания необходимо было так же получение практических данных. С этой целью мы провели анкетирование среди учеников 2-х, 6-х и 11-х классов МКОУ СОШ №10 (34 человека). Всего в анкетировании приняли участие 30 человек. Дата проведения анкетирования – 9 октября 2016 года.
На вопросы анкеты 1 (см. Приложение ) ответили юные респонденты - ученики 2 класса (13 учеников)
Анкета 2 (см. Приложение) предназначена для учащихся 6 класса:
Анкета 3 (см. Приложение) была предложена для заполнения ученикам 11 класса
На основе изученной литературы и анализа анкет мы составили программу патриотического воспитания школьников «Патриот 2017».
Наша гипотеза (Чем раньше начнётся работа по формированию патриотических качеств у школьников, тем более устойчивыми они будут) пока подтверждена теоретически, в июне 2017 года планируем сделать выводы по эффективности воспитательной программы «Патриот 2017».
-
Программа «Патриот 2022» для школьников
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
А.С.Пушкин
Выпускник школы – это не только Человек – интеллигент, семьянин, товарищ, друг, горожанин, успешная личность, ученик, здоровый человек, но Человек-Патриот. Мы считаем, что Человек-Патриот – это приоритетная образующая модели выпускника школы.
Программа «Патриот 2022» составлена конкретно для учащихся Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №39 им.Айдамирова Р.А.» на основе анализа результатов анкетирования 2, 6 и 11 классов.
Мониторинг интернет-пространства показал, что у многих передовых российских школ уже есть подобные патриотические программы.
Основа программы «Патриот 2022» - это высказывание академика Д.С.Лихачёва: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Цель программы: способствовать формированию глубоких патриотических чувств к своему Отечеству с младшего школьного возраста.
Задачи:
-
Ученики начальных классов должны знать наизусть слова государственного гимна Российской Федерации; -
У учащихся 1-4 классов должен сформироваться навык правильного прослушивания государственного гимна России; -
Ученики начальных классов должны знать государственную символику (флаг, герб) России; -
Ученики начальных классов должны знать фамилию, имя, отчество президента Российской Федерации; -
Учащиеся 1-4 классов должны знать такие понятия, как «патриот», «антипатриот», «Родина», «Отечество», «держава», «президент», «герб», «флаг», «гимн», «ветеран», «вечный огонь»; -
Ученики с начальных классов должны знать такие важные даты, как 22 июня 1941 года, 9 Мая 1945 года, 12 апреля 1961 года и др.; -
Ученики 4-6 классов должны наизусть знать устав школы.
Примерный план реализации программы:
-
2022-2023 учебный год. Каждый понедельник линейка начинается с исполнения гимна РФ. -
2022-2023 учебный год. Важные для страны даты начинать с государственного гимна России. -
В каждом учебном кабинете начального блока разместить флаги/плакаты с флагом России. -
Ноябрь – декабрь. Мастер-классы в начальном блоке на тему «Как правильно слушать гимн России». -
Январь – февраль. Классные часы в 1-4 классах по теме
«Патриотизм = любовь + гордость + забота».
-
Январь. Конкурс на лучшее исполнение гимна России среди учащихся начальных классов. -
Январь. Классные часы на тему: «Школьный устав – мини-конституция». (4-6 классы). -
Февраль. Креативная презентация школьной формы «Мой школьный имидж» (2-6 классы). -
Март. Конкурс рисунков символики (флаг, герб) России. -
Март. Просмотр серии патриотических фильмов Станислава Шуберта (талантливый молодой сценарист, режиссёр российских патриотических и антифашистских фильмов) - для 5-11 классов (http://www.patriot-nsk.narod.ru). -
Апрель. Классные часы в 1-4 классах по теме «Я – здоровый гражданин» (о последствиях курения). -
Май. Конкурс на лучшее исполнение военных песен среди учащихся начальных классов (1-11классы). -
Май. Классный час для 5-6 классов ( 9 Мая. Победить любой ценой!» -
Май. Возложение цветов к Вечному Огню.
Заключение
С детства закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – способствовать воспитанию любви к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируются в условиях семьи, в коллективе сверстников, в школе.
Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности. Педагогическая мысль на Руси X – XIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских.
Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Академик Д. С. Лихачёв писал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду, школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной.
В начале нашего исследования мы выдвинули следующую гипотезу - чем раньше начнётся работа по формированию патриотических качеств у школьников, тем более устойчивыми они будут.
Для её доказательства было недостаточно только изучить литературу по вопросам патриотического воспитания, Конституционные законы РФ и зарубежный опыт в этом вопросе. Для подтверждения нашей гипотезы необходимо было так же получение практических данных. С этой целью мы провели анкетирование среди учеников 2,6,11 классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №39 им.Айдамирова Р.А.».
Проделанная работа позволяет сделать выводы, что патриотическое воспитание ребёнка происходит в основном в семье и в школе, причём с самого юного возраста. Поэтому педагогам и родителям необходимо работать вместе для того чтобы воспитать из маленького гражданина большого патриота.
Только совместными усилиями школы и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Важно пробудить в школьниках чувство гордости за нашу Родину, давших миру великих полководцев и мыслителей, врачей и педагогов, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.
Нам есть чем гордиться!
Понятие патриотизм должно стать «модным», «стильным» для современной молодежи. Подрастающее поколение должно понимать, что круто быть здоровым, мужественным, умным, уверенно идти к намеченной цели, любить и уважать свой дом, свой город, свою Отчизну, а пить пиво, курить сигареты, проявлять неуважение к старшему поколению и т.п. – это удел слабых и необразованных людей.
С момента рождения и до самой смерти любому человеку даётся имя. Имя человека имеет серьёзное влияние на характер и судьбу его обладателя.
Имя Александр в переводе с греческого означает «Защитник людей». Возможно, это как-то повлияло на выбор данной темы, и, может быть, в будущем у меня получится прославить свою страну спортивными или профессиональными победами. Но пока я только учусь в школе, и моя цель - прославить своё село и свой район.
Список использованных источников
1) Антонова М. В., Ломохова С. А. Вопросы патриотического воспитания в российской и зарубежной системах образования // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2006. №6.
2) Большой словарь иностранных слов издательство «Русский язык» 1992г. г. Москва
3) Большая универсальная школьная энциклопедия издательство «Мир энциклопедий», Москва, 2006
4) Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980.
5) Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990.
6) Коровина В. Я. Пушкин в школе. М., «Просвещение», 1978. 303с.
7) Коровин В. И. А. С. Пушкин в жизни и творчестве. М., «Русское слово», 2004.
8) Краснобельмов А. В. Я познаю мир: Спорт. М., ООО «Издательство Астрель», 2003.-397 с.
9) Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М., 2004.
10) Куманев Г. А. Час мужества. М., Изд-во Оникс, 2008, 192 с.; 1941-1945. М., Изд-во политической литературы, 1982.
11) Кукушин В.С. Теория и методика воспитания. В.С. Кукушин. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 508, [1] с.: ил. – (Высшее образование)
12) Куницын А.П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века. М.: Педагогика, 1987. –С. 141-145.
13) Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина. – Полн. ОБР. Соч., Т.37. – С. 188-197.
14) Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.–Т.5. – С. 109-225.
15) Мищенко Л.И. Патриотическое воспитание младших школьников: Дис.канд. Пед. Наук. – М., 1982. – 208 с.
16) Публицистика периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. М., «Советская Россия», 1985.
17) Толковый словарь русского языка. В. И. Даль. М., Изд-во ЭКСМО, 2005. – 736 с.
18) Учебное пособие по литературе. И. О. Родин. М., ООО «Издательский дом «Оникс21век»,2003.–416с.
19) Шумилова,Е.Ф. По родному краю / Е.Ф. Шумилова. – Устинов: Удмуртия, 1987. – 195.
http://ru.wikipedia.org
http://cyberleninka.ru
http://sv-scena.ru
http://www.patriot-nsk.narod.ru
http://ros-idea.ru/site/163
http://www.baltinfo.ru
http://www.pravoslavie.ru
Приложения
Приложение1
Анкета 1
Просим Вас помочь в нашей научной работе, ответив на данные вопросы.
Вам необходимо выбрать (обвести) один вариант ответа, где необходимо – написать свой ответ. Большая просьба – отвечать честно.