Файл: 27. 03. 2023 Тайны человеческой души (по повести А. С. Пушкина Пиковая дама) и чувства добрые я лирой пробуждал А. Пушкин.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
27.03.2023 Тайны человеческой души (по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»)
И чувства добрые я лирой пробуждал… А. Пушкин

О таинственной непредсказуемости жизни, о соблазне просчитать её ход, о трагических поворотах истории, о верности долгу и чести так или иначе говорят все лучшие произведения А.Пушкина 30-х годов.

Цель:

Поднять вопросы о чести и бесчестии, цели, смысле и ценности человеческой жизни, которые являются ключевыми в творчестве А.С.Пушкина и актуальны и в наше время;
На примере Германна из «Пиковой дамы» показать разницу между понятиями честь и честолюбие.

Задачи:

Проследить все поступки Германна, все его мучения, все его надежды и страшное, внезапное поражение;
Доказать верность слов Н.В.Гоголя о произведениях А.Пушкина:« Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства. Каждое слово необъятно, как поэт».

Мозговой штурм Ответы на вопросы Расскажите кратко о роли А.С. Пушкина в русской литературе Какие произведения писателя вы читали ранее? Какова по -вашему тема и идея произведения «Пиковая дама»? Обоснуйте свой ответ примерами из произведения


История создания повести «Пиковая дама»

Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой Дамы”. Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка “Пиковой Дамы” не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

В хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета. И здесь возникают вопросы:


Что изменил Пушкин в истории, услышанной от князя Голицына?
Какие новые персонажи ввёл?

Почему у Пушкина, в отличие от анекдота Голицына, главный герой — не русский по рождению, старуха и Германн — не родственники?
Зачем введён образ Лизы?


Финал пушкинской повести совсем не походит на радужный конец карточного приключения Голицына – герой сходит с ума.

Таким образом, получается, что из услышанного взят только остов, который облекается Пушкиным новой плотью человеческих характеров и отношений. Из забавной истории, порхавшей по светским салонам, выросла повесть глубокого эпического смысла. Перед нами предстала ещё одна загадка пушкинской прозы.

Разгадка заключена в образе главного героя. Для исследования возьмём два контрастных сопоставления:

5


Германн


и круг лиц той
же эпохи, но
иного
социального типа


и представители
дворянства
другой эпохи-
века уходящего

Каков же главный герой повести?

Выпишем главные слова, характеризующие Германна:
расчётлив
скрытен
честолюбив
подвержен сильным страстям
огненное воображение
твёрдость

Перед нами психологический портрет человека во многом противоречивого:

В нём совмещаются страсть и сдержанность, огненное воображение и скрытность.
«Формула жизни» Германна:
«Нет! Расчёт, умеренность и трудолюбие- вот
мои три верные карты, вот что утроит,
усемерит мой капитал и доставит мне покой и
независимость».
Цель его жизни: покой и независимость.
Средства достижения цели: расчёт, умеренность и трудолюбие.

Сопоставим героя с представителями дворянства (та же эпоха, но иной социальный тип):

Германн Томский
Жизнь тяжела; Ему всё даётся
Человек скромного достатка; даром.
Человек скромного социального положения
Поэтому и отношение к игре разное:
Сила, успех, деньги, дающие Забава власть.

Сопоставим героя с представителями дворянства другой эпохи (века уходящего):

Германн Графиня


Полна заносчивости и властности;
Её век – век моды, лёгкого отношения к деньгам и жизни;
В ней – мир отживающий…


Обуреваем жаждой обогащения;
Он готов на всё;
У него твёрдый расчёт, и нет и речи о чувствах…



Расчёт. Слово, повторяющееся не единожды. Куда приведёт героя расчёт?


Расчёт – любовные отношения с Лизой, которая для Германна лишь орудие задуманного плана.
Это аккуратно выстроенная лживая игра.
Игра – ещё один ключ к разгадке пушкинской повести.

Чем хотел Германн достичь успеха?
Карточной игрой (но этого недостаточно);
Любовной игрой.

А где же настоящая жизнь, не игра?
Почему у Германна её нет?
Где нет места искренним чувствам, там нет и настоящей жизни!


Германн Наполеон Мефистофель

Почему?
Да потому что на совести Германна три злодейства:
Число «три» для повести – ключевое.
три карты три главных героя три злодейства


С кем сравнивает Германна

Томский?


3

Три карты – на них Германн сделал максимальную ставку – биты!

Это рушится «формула жизни», в которой умеренность и труд давно уступили место расчёту.
3 злодейства 3 жертвы
1-я - графиня
2-я - Лиза
3-я - сам Германн

?



честь


честолюбие


Морально-этическая категория.
Норма поведения человека.


Стремление к ненужной славе.

« Береги честь смолоду», - лейтмотив «Капитанской дочки» А.С.Пушкина.

«О чём же думал он? О том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь…» - вот цель жизни Евгения из «Медного всадника» А.С.Пушкина.

Есть ли такое слово в повести «Пиковая дама»?


Я говорю:
«Нет!»
Его заменило слово честолюбие!

Но была ли тайна в трёх картах?

Свои счастливые


Тайны не было!


«3,7,туз» есть у каждого человека. Но если человек начинает жить без чести, переступает через других людей, то его ждёт…


Пиковая дама


Пиковая дама


Пиковая дама


Пиковая дама


Пиковая дама


Пиковая дама


Пиковая дама


Пиковая дама


Пиковая дама

Выводы:

Образ Германна, подчинённого одной всепоглощающей страсти - наживы любыми средствами, придаёт повести глубоко психологический характер.
Истинным новаторством А.Пушкина является то, что в этом образе рисуется не исключительный злодей, охваченный пагубными страстями, а следствие и жертва социального общества. Поэтому-то Германн вызывает у Пушкина, кроме осуждения, и некоторое сочувствие.
Пушкин утверждал: «Германн – жертва социального строя!»

Жанр произведения
Рефлексия

- Я изменил мое отношение к..
- Я узнал больше о...
- Я был удивлен ...
- Я почувствовал...
- Я соотнес ...
- Я сопереживал..