Файл: Принцип философии Декарта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное учреждение образовательной организации высшего образования «Омская гуманитарная академия».

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

«Принцип философии Декарта»

по учебной дисциплине: Философия.

Выполнила: Ожинкова Л.И.

Направление подготовки:

Специальное (дефектологическое)

Форма обучения: заочная

Оценка:

__________________________________________________________________

подпись Фамилия И.О.

«»_________________20____г.

Омск 2023

1.Введение.

Философия (от греч. Филео люблю, софия - мудрость) - любовь к истине.  

Слово философ впервые встретил Гераклит, обозначая исследователя природы вещей.

Философия иногда считается таким занятием, которым может заниматься каждый и, в принципе, должна быть простой и понятной, иногда ее изображают настолько сложной, что само занятие ею кажется безнадежным. То, что выходит под названием философия, на самом деле является примером таких противоречивых суждений. Для человека, который верит в науку, хуже всего то, что у философии нет абсолютно никаких универсально значимых результатов - того, что можно узнать и что можно получить благодаря этому. В то время как науки приобрели определенные обязательные и общепризнанные знания в своих областях, философия ничего не достигла, несмотря на тысячелетия усилий. 

Философия - это не просто мысль, это мысль о мысли, не просто познание или самопознание, но всегда желание заглянуть за мысль, за наши желания: почему и в чем неизбежность наших мыслей и желаний (быть свободным, счастливым и т. д.)? Если наука ищет знания о природе, человеке, обществе (то есть, каковы общие, повторяющиеся необходимые связи, которые их образуют), то философия стремится понять смысл самих этих поисков, а также самой человеческой жизни и того, что в нашем природа заставляет нас искать. 

Философия Новой Эры - период развития философии в Западной Европе XVII – XVIII веков, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции.   

В культуре Новой Эры светские элементы преобладают над церковными. Государство все больше заменяет церковь как орган управления культурой. 

В наше время происходит существенная смена приоритетов философского интереса, связанная с радикальными социально-экономическими и духовными изменениями в общественной жизни, получившими название модернизации. Переход к новому типу хозяйственной деятельности (промышленное производство), социально-политические изменения (падение абсолютизма, становление зачатков гражданского общества) привели к утверждению новых идеологических ценностей: индивидуализма, свободы, науки и прогресса. Гносеология становится главным направлением внимания философов, а проблема поиска правильного познавательного метода выдвигается как доминирующая. Основоположником рационализма в современной европейской философии считается французский философ Рене Декарт. Среди рационалистов также Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц, Николас Мальбранш, Кристиан Вольф.            


Рационализм в теории познания - это стиль мышления, основанный на признании приоритета мышления, интеллекта в познании. Чувственное познание признается вспомогательным, дополняющим умозаключения. Рационалисты полагали, что можно найти некоторые интеллектуально очевидные мысленные положения, аксиомы, на основе которых, согласно правилам формальной логики, построить последовательное, совершенное знание о мире. Все дело в том, чтобы точнее определить основополагающие принципы и правильно сформулировать правила ума. 

Рационализм - это учение теории познания, согласно которому универсальность и необходимость - логические признаки знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть подчеркнуты только из самого разума, или из концепций, присущих уму от рождения, или из концепций, существующих в форме наклонностей, предрасположенностей разума. Рационализм - противоположность эмпиризма, он возник как попытка объяснить логические особенности истин математики и математического естествознания. 

2. Философия Рене Декарта .  

Рене Декарт - один из основателей новой философии, потребовавший пересмотра всей предыдущей традиции. Нужна философия, основанная на предпосылках, которые нельзя опровергнуть и из которой можно вывести всю систему наук. Чтобы найти абсолютное основание, предлагаются принципы сомнения и немедленного доказательства. Только ум является средоточием истины, выводимой из него дедуктивным методом.   

Декартово сомнение и его значение

Принцип Я думаю... и его значение для последующей истории философии 

Картезианство - термин, используемый для обозначения учений самого Декарта и учений его последователей - как в области философии, так и в области естествознания 17-18 веков. Лейбница, Спинозы и Мальбранша традиционно называют тремя великими картезианцами.   

Значение картезианского сомнения. В морали, как и в теоретическом познании, Декарт рекомендует исходить не из опыта, а из непосредственной уверенности, которая открывается человеку через естественный свет разума. Человек изначально обладает свободой, и от его решения зависит, будет ли он руководствоваться тем, что кажется правдой, или правдой, будет ли он полагаться на чужое мнение и веру или на надежность своего собственного ума. Главное в познании - преодолеть сомнения и положиться на несомненно е. Единственное, в чем человек не может сомневаться, - это факт собственного мышления. Это основа известного принципа Декарта - Cogito Ergo суммы (я думаю, поэтому я есть). Эта позиция, по мнению Декарта, является первичной и наиболее надежной из всех, что может показаться кому-либо в ходе философствования.                   



Источник самосознания, согласно Декарту, находится в мышлении, поскольку нигде, кроме мышления, человек не удостоверяет себя. Собственное мышление не подлежит сомнению. 

Свои книги Рассуждение о методе (1637) и Метафизические размышления (1642) он начинает с объяснения метода картезианского сомнения. Чтобы иметь прочную основу для своей философии, он решает сомневаться во всем, в чем он может хоть как-то сомневаться... 

Он начинает скептически относиться к чувствам. Могу ли я сомневаться спрашивает он, - что сижу здесь в халате у камина? Да потому что иногда мне снилось, что я здесь, то, по сути, я лежал в постели совершенно голый. Кроме того, у сумасшедших бывают галлюцинации, так что, может быть, я могу быть в таком же состоянии...          

Следовательно, арифметика и геометрия, которые не имеют ничего общего с отдельными вещами, более надежны, чем физика и астрономия; они верны даже для объектов сновидений, которые не отличаются от реальных вещей по количеству и размеру. Однако даже в отношении арифметики и геометрии возможны сомнения. В конце концов, может быть, есть злой гений, столь же хитрый и лживый, сколь и могущественный, который использовал все свое искусство, чтобы вводить людей в заблуждение даже в отношении математики. Если бы существовал такой демон, то, возможно, все, что я вижу, всего лишь иллюзии, которые он расставляет ловушками для моей легковерности. Однако кое-что остается, в чем я не сомневаюсь: ни один демон, каким бы хитрым он ни был, не смог бы обмануть меня, если бы я не существовал. Возможно, у меня нет тела, это может быть иллюзия. Но мысль другая. Хотя я готов думать, что все ложно, необходимо, чтобы я, кто это думает, был чем-то; Заметив, что истина, о которой я думаю, поэтому существую настолько прочно и надежно, что самые причудливые предположения скептиков не могут ее поколебать, я рассудил, что могу спокойно принять ее как первый принцип философии, который я искал.  

Это заставляет его сформулировать свой критерий правильного знания: все, что мы воспринимаем очень ясно и отчетливо, является истиной.  

3.Врожденные идеи. Проблема Бога. 

Декарт считал, что люди рождаются с врожденными идеями, и в этом он следовал за Платоном. У нас есть представление о Боге, но мы никогда не воспринимали Бога своими чувствами. У нас есть представление об идеальном круге, но в окружающем мире мы его никогда не встречали; то есть мы рождаемся с определенными идеями внутри нас, которые мы можем распознать с помощью разума: Конечно, концепцию Бога, полностью совершенного Существа, я обнаружил внутри себя точно так же, как концепцию формы или числа.      


Он считал, что есть идеи трех видов:

  • врожденный;

  • чужеродные и пришедшие извне;

  • придумано нами. 

Врожденные идеи - это ментальные свидетельства, в которых мы не сомневаемся, настолько естественными они кажутся нам: идеи Бога, нашего собственного существования (Я), свободы, причинности, протяженности, математических истин. Они были вложены в нас до того, как мы были рождены Богом, и они также могут быть основой единой универсальной философии. Второй тип идей - то же самое с внешними объектами. Мы принимаем это отчасти потому, что природа учит нас так думать, отчасти потому, что такие идеи приходят независимо от воли, и поэтому кажется разумным предположить, что посторонняя вещь запечатлевает на мне свой образ. Нельзя отрицать то, что я вижу в естественном свете моего разума, но можно направить простую склонность к тому, что ложно. А насчет чувственного, непроизвольного, это не аргумент, так как сны тоже непроизвольны, хотя и не приходят извне. Поэтому основания для предположения, что сенсорные идеи приходят извне, неубедительны. Более того, иногда есть две разные идеи одного и того же внешнего объекта, например: солнце как орган чувств и солнце, в которое верят астрономы. Оба эти восприятия не могут быть одинаково похожи на солнце, и разум показывает что одно из них, происходящее непосредственно из опыта, должно быть наименее похоже на солнце из двух восприятий. Сомнения в существовании внешнего мира могут быть полностью опровергнуты только доказательством существования Бога. Врожденность идеи Бога, согласно Декарту, признается легче, чем все остальные.                

Доказательства существования Бога взяты Декартом из схоластической философии. Когда существование Бога доказано, можно легко сделать вывод обо всем остальном. Поскольку Бог добр, он не будет действовать, как лживый демон Декарт, которого воображают как основание для сомнений. Следовательно, Бог дал нам такую ​​сильную склонность верить в существование тел, что он стал бы обманщиком, если бы ничего не существовало; поэтому тела существуют.    

Называя бесконечное и самое совершенное в духе своего времени Богом, Декарт заявляет: Во мне в некотором роде восприятие бесконечного первичнее конечного, или, другими словами, мое восприятие Бога. является более важным, чем восприятие самого себя. Здесь становится ясно, что надежность позиции Я существую напрямую зависит от достоверности восприятия Бога. Следовательно, знание о существовании Я не является абсолютной истиной! Пока истинность идеи Бога не будет доказана, мы не имеем права однозначно утверждать, что идея существования Я верна, несмотря даже на ее несомненную надежность для моего Я. Я, конечное существо, не получаю свое существование от себя - если бы я произошел от себя, я бы не испытывал никаких сомнений или желаний, и в целом я был бы самодостаточным существом..., я был бы Богом - следовательно, метод обязывает Декарта искать основания существования конечного духа вне Я.        


Существует широко распространенное мнение, что концепция Бога служит Декарту просто как вспомогательная конструкция, к которой он прибегает, когда не может предложить естественное объяснение какой-либо вещи. Отчасти это верно, однако, кроме того, картезианская концепция Бога, особенно в отношении существования Я, содержит новое и чрезвычайно важное значение, которое предопределило последующую историю науки логики. 

Главный атрибут Бога для Декарта - абсолютная бесконечность. Его доказательства существования Бога, таким образом, содержат логическое разрешение оперировать категорией бесконечности в теоретическом мышлении, прежде всего в математике. С другой стороны, модель для априорного доказательства существования Бога для Декарта - это явно математические доказательства: рассматривая идею Бога так же, как математик рассматривает числа и числа, Декарт находит, что вечное бытие даже в большей степени присуще его природе, чем все те свойства, относительные, которые, как я доказываю, присущи любой фигуре или числу; в силу этого... существование Бога для меня приобрело, по крайней мере, уровень надежности, который имел математические истины до нынешнего момента.       

Априорное доказательство - это вывод о существовании Бога из простого представления о нем.

В декартовой версии предыдущий аргумент выглядит так:

  • Бог считается всесовершенным существом.

  • Бытие - это высшее совершенство вещи.

Бог - не более чем фактически бесконечная реальность. Это, по сути, очищенная (с помощью отражения духа в себе) идея Бога. Посредством априорного аргумента она, наконец, утверждает себя как первичная высшая идея разума. Итак, я вижу, что вся достоверность и правдивость знания зависит исключительно от постижения истинного Бога, так что до того, как я узнал его, я не мог иметь совершенного знания ни о чем другом. 

4.Идеи дедукции из Картезиуса. Правила метода. 

Картеси был первым, кто сформулировал общие правила рационалистического познания, которые сохранили свою актуальность и сегодня. 

Это четыре знаменитых правила дедуктивного метода: 

  1. Правило первое : никогда не принимайте за истину то, что я бы не узнал с доказательствами, другими словами, тщательно избегайте безрассудства и предвзятости.... Это правило касается и повседневной жизни. Каждому из нас и в любом деле полезно руководствоваться этим. Однако если в обычной жизни мы все еще можем действовать на основе расплывчатых, запутанных или предвзятых идей (хотя, в конце концов, за них приходится платить), то в науке особенно важно соблюдать это правило. Любая наука, считает Декарт, состоит из ясного и очевидного знания.     

  2. Правило второе : разделите каждую из исследуемых мной трудностей на как можно больше частей, которые необходимы для их лучшего преодоления. Речь идет о некой ментальной аналитике, о выделении в каждой строке простейшего.  

  3. Третье правило : придерживаться определенного порядка мышления, начиная с объектов простейшего и наиболее легко познаваемого и постепенно переходя к познанию наиболее сложного, принимая порядок даже там, где объекты мысли вообще не заданы. в их естественной связи. 

  4. Правило четвертое : Всегда составляйте списки настолько полными, а обзоры - настолько общими, чтобы можно было быть уверенным в отсутствии пропусков.