ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, дедукция - это определение неизвестного через ранее известное и известное.
5.Дуализм Декарта: расширение и мышление.
Философия Декарта дуалистична. Его решение вопроса о взаимоотношениях души и тела называется психофизическим параллелизмом. Физические и духовные субстанции взаимно несводимы друг к другу и несоизмеримы. Тело не может влиять на душу, а душа не может влиять на тело. Между расширенной субстанцией и мыслящей субстанцией нет точек соприкосновения. Однако распространение психофизического дуализма для объяснения людей привело к трудностям. Декарт пытался решить их механически, допуская наличие у человека шишковидной железы, служащей вместилищем души.
Как только установлено, что мысль существует, существование тела также может быть доказано. Тело - это продолжение, фигура, находящаяся в любом месте. Душа - это мысль. Наше представление о нашей душе или нашей мысли предшествует тому, что мы имеем о теле, и это представление более надежно, поскольку мы все еще сомневаемся, есть ли в мире тела, но мы с уверенностью знаем, что думаем.
Под словом мышление Декарт предлагает понимать все, что понимает человек. Все, что происходит в нас, происходит таким образом, что мы воспринимаем это непосредственно сами; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но и чувствовать означает здесь то же самое, что и думать. Мышление - это действие моей мысли, моего внутреннего сознания. Вывод, сделанный мысленно, настолько верен, что я не могу в нем сомневаться, поскольку он относится к душе, которая одна способна чувствовать и думать любым способом.
Первая и главная причина наших заблуждений - это предрассудки нашего детства. Отсюда мы и получили большую часть наших ошибок, а именно: в раннем возрасте наша душа была настолько тесно связана с телом, что уделяла особое внимание только тому, что вызывало в нем какие-то впечатления; она не спрашивала себя, были ли эти впечатления вызваны чем-то посторонним, а только чувствовала. А поскольку душа все еще была настолько зависима от тела, что рассматривала все остальное только с точки зрения своей полезности, она находила более или менее реальность в каждом объекте, в зависимости от того, были ли впечатления ей более или менее сильными. Следовательно, представления детей о вещах вокруг них были неправильными.
Вторая причина в том, что мы не можем забывать об этих предубеждениях. Когда с возрастом человек полностью контролирует свой разум, он стремится к правильному суждению о вещах и познанию их природы, однако его не так легко освободить от неправильных суждений детства. Если вы не избавитесь полностью от неправильных суждений, у вас могут быть ложные предрассудки на всю жизнь.
Третья причина заключается в том, что наш ум устает быть внимательным ко всему, что мы судим. Более того, наша душа может долго погружаться в одно и то же только с определенным усилием и напряжением; Тем не менее, ей труднее всего, когда она занята чисто осмысленными вещами, которые не представлены ни чувствами, ни воображением... Большинство людей убеждены, что не может существовать ничего, кроме тела, и что нет даже тела. тело, которое не имеет смысла. И поскольку на самом деле мы не воспринимаем одну вещь по своей сути с помощью наших органов чувств, а только через наш разум, когда она вступает в действие, мы не должны удивляться, если большинство людей воспринимают все очень смутно, поскольку лишь очень немногие стремитесь управлять этим должным образом.
Четвертая причина заключается в том, что мы связываем наши мысли со словами, которые их неточно выражают. Внимание почти всех людей сосредоточено на словах, а не на вещах, в результате чего они часто используют непонятные для них термины и не пытаются их понять, потому что считают, что когда-то их понимали, или им кажется, что они получили их от тех, кто понимал значение этих слов, и поэтому они также узнали его.
6.Учение о страстях. Этика и эстетика.
Применение Рене Декартом механики для объяснения телесных и элементарных психических функций человека привело к решающему повороту в понимании морали - ее естественнонаучной интерпретации. Эта переориентация, как ясно осознавал сам Декарт, открыла новые перспективы и явно противоречила господствующему образу мышления. Этика Декарта, изложенная им в работе Страсти души (1649 г.), в письмах (1645 г.) к принцессе Елизавете Пфальцской, а также в третьей части Рассуждения о методе (1637 г.), является характеризуется резким противоречием между естественнонаучным подходом и традиционными идеалистическими установками моральной философии. Попытка механистического объяснения психических процессов означает, прежде всего, переход к анализу деятельности души как объективного явления, подчиненного причинности. Композиция Страсти души представляет собой механистическую модель субъекта и его деятельности. Его непосредственный замысел - это материалистически-причинное объяснение психических процессов, которые ранее были областью теологии.
Декарт выделяет в человеке две функциональные области: телесную и чисто духовную, которые противопоставляются друг другу как антиподы. Между ними находится поле эмоций, состоящее из шести чувств: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль. Чувства одновременно образуют систему рычагов, связывающих дух с телом и с окружающим миром вещей. Как приводные ремни души и движущие силы движения тела они придают настойчивость и постоянство действиям субъекта. Благодаря эмоциям мыслящая душа во имя собственного самосохранения устанавливает согласие с самоопределенным объективным миром.
Вторая часть Страданий души обеспечивает механически-материалистическую систематизацию человеческих чувств в единстве с их телесными проявлениями (изменение цвета лица, слезы, смех и т. д.). Человек изображается как автомат, который благодаря мыслительным процессам (страстям) и в целях оптимизации своего существования приспосабливается к внешнему миру или вступает с ним в конфликт. В психологии и этике Декарта преобладает принцип эффективности. Ум регулирует аффекты - любовь, радость, грусть, удовольствие и т. д., Чтобы получить максимальный эффект с минимальными затратами энергии. Экономное расходование страстей, устранение ненужных эмоциональных вложений, наносящих вред здоровью, эта фабрика телесной машины - такова респектабельная буржуазная мораль, утвержденная Декартом, в которой успешное действие одновременно действует как положительный баланс чувств. Стоическая этика воспроизводит основные принципы теории познания рационализма, его учение о методе. Активный субъект и мир объектов связаны друг с другом только внешне. Используя правильный метод, разум создает порядок, состоящий в подчинении конкретного абстрактному. Особенность стоической этики всегда заключалась в ее двойственном характере, сочетающем героизм изолированного субъекта с разочарованием.
Героизм почти полностью тратится на упорные попытки преодолеть себя, укротить собственные желания. Субъект лишает себя объективности, чтобы выжить в объективном мире. Разум превращается в дисциплину насилия, принуждения человека к себе. Я сделал себя, как говорит Декарт, временными правилами морали, суть которых выражается третьим правилом - всегда стремлюсь победить себя, а не судьбу, и менять свои желания, а не порядок в мире.... Относительная мораль будет править до тех пор, пока основы разума не возьмут верх во всех областях знания.
Таким образом, Декарт определяет свою эпоху как время перехода к новой, сознательно контролируемой культуре. Разум всему учит, а заранее еще и необходимости сдержанности.
Больше всего от жизни могут получать удовольствие те люди, которых особенно беспокоят страсти. Правда, они переживут немало горьких минут, если не умеют правильно использовать свои увлечения, и тогда их судьба будет совсем другой. Но мудрость в этом случае как раз наиболее полезна, потому что она учит вас управлять собой с таким умением, чтобы неприятности, порождаемые страстями, легко переносились и, таким образом, вы могли находить удовольствие во всем.
7.Заключение.
Чтобы серьезно посвятить себя изучению философии и поиску всех истин, которые только мы способны постичь, мы должны прежде всего освободиться от наших предрассудков и подготовиться отбросить все взгляды, которые мы приняли на веру, пока мы подвергаем их новому испытанию. Затем мы должны пересмотреть имеющиеся у нас концепции и признать истинными только те, которые кажутся ясными и отчетливыми для нашего понимания. Таким образом, мы, прежде всего, знаем, что существуем, поскольку нам свойственно думать, а также что есть Бог, от которого мы зависим; рассматривая его качества, мы можем начать поиск истины о других вещах, поскольку он является их первопричиной. Наконец, помимо представлений о Боге и нашей душе, мы также обнаружим в себе знание многих вечно истинных положений... Сравнивая то, что мы узнали, исследуя вещи по порядку, с тем, что мы думали о них до такого рассмотрения., мы приобретем навык составления ясных и отчетливых концепций всего познаваемого. В этих немногих правилах, согласно Декарту, выражены самые общие и основные принципы человеческого знания.
Я знаю одного могущественного обманщика... который все время меня обманывает. Следовательно, поскольку он меня обманывает, нет никаких сомнений в том, что я обманываю; и пусть он меня обманывает сколько хочет, он никогда не сможет сделать так, чтобы я был ничем, пока я думаю, что я что-то. В этом истинный смысл знаменитого изречения: Я во всем сомневаюсь, я думаю, поэтому существую.
8.Список литературы.
-
Вышеславцев Б.П. Этика Преображенского Эроса. - М.: Изд-во республики, 1997. -
Декарт, Р. Избранные произведения. - 1951. -
Декарт Р. Основы философии // Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 2 - М.: Мысль, 1971. -
Майданский А.Д. Реформа логики в творчестве Р. Декарта и Б. Спинозы // Вопросы философии. - 1994. -
Радугин А.А. Философия: курс лекций. - М.: Центр, 2004. -
Рассел Б. История западной философии и ее связь с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: в 3-х томах. - ред. 3-й. - М.: Академический проект, 2004. -
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. пособие. - Ред. 2-й. - М.: Гардарики, 2005. -
Философский словарь / Под. изд. И. Т. Фролов. - ред. 5. - М.: Издательство политической литературы, 1983.
Философский энциклопедический словарь / Под ред. состав: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. - М.: ИНФРА, 1992.