ВУЗ: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации
Категория: Методичка
Дисциплина: Педагогика
Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 2171
Скачиваний: 3
Значительный вклад в развитие психологии XX в. внесли наши ученые Л.С. Выготский (1896-1934), А.Н. Леонтьев (1903-1979), А.Р. Лурия (1902-1977) и П.Я. Гальперин (1902-1988). Л.С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свернутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе обучения, т.е. совместной деятельности ребенка и взрослого.
А.Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А.Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки – нейропсихологии.
П.Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П.Я. Гальперин – автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.
Развитие психологических знаний в современном зарубежном мире характеризуется несколькими тенденциями. Одна из них заключается в постепенном стирании границ между разными школами и направлениями. Это, в частности, отражается в том, что в мире все больше появляется психологических теорий, авторы которых сознательно стремятся интегрировать знания, накопленные в разных психологических концепциях: бихевиоризме, гештальтпсихологии, психоанализе, понимающей психологии (В. Дильтей), когнитивной психологии и генетической психологии. Вторая – состоит в том, что психология постепенно выходит за рамки академической науки и становится практически весьма полезной областью знаний. Кроме традиционных для нее сфер приложения (медицина, педагогика), она широко используется в промышленности, экономике, политике, юридической практике – словом, всюду, где возникают проблемы, связанные с человеком. Третья тенденция состоит в расширении и обогащении как понятийного, так и методического аппарата психологических исследований за счет тех наук, с которыми психология входит в контакт при решении разнообразных научных и прикладных проблем.
Вопросы для самопроверки
1. Область каких явлений изучает психология? Назовите конкретные психические явления.
2. Иногда предмет психологии определяют как область душевных явлений. Психика человека и его душа – это одно и то же?
3. Что может дать изучение психологии специалисту высшего профиля? Какими психологическими знаниями Вам уже приходилось пользоваться? Считаете ли Вы себя хорошим психологом, знатоком человека?
4. Перечислите некоторые из разделов психологической науки. Кроме названных в тексте, выделяют еще психологию религии, психологию семьи и брака, психологию труда, инженерную психологию, психологию искусства. Попробуйте с помощью словаря по психологии установить их предмет и задачи.
5. Какие отношения существуют между психологией и философией? Что изучает социология и чем она может быть полезна психологии?
6. Назовите наиболее значительные школы (направления) психологической науки в XX веке и имена их виднейших представителей.
7. В чем состоит основной метод бихевиоризма:
а) интроспекция, т. е. целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;
б) создание математических моделей психических процессов;
в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды.
8. Охарактеризуйте понятие «гештальт». Какие наблюдения (опыты) послужили основой для введения этого понятия?
Каково значение слова «инсайт»? В чем заключается несомненная заслуга гештальтпсихологии?
9. Как называется система анализа душевной жизни, предложенная 3. Фрейдом? Охарактеризуй общую структуру психики человека, как она представлена в психоанализе.
10. Что такое фрейдизм и неофрейдизм? Назовите важнейших представителей этих течений.
11. В чем состоит своеобразие когнитивной психологии? Охарактеризуй ее основное понятие «схема».
12. К каким сторонам душевной жизни человека обращается гуманистическая психология? Сравните ее в этом плане с глубинной психологией.
15. Охарактеризуйте вклад в развитие психологии XX в. отечественных ученых.
2. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ
Ощущение, восприятие и представление как психические процессы. Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий огромный и неиссякаемый ее поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. И вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается непрерывно.
Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Образ – обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.
Говоря о свойствах восприятия, необходимо выделить среди них две группы: 1) свойства, характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса; 2) свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия.
К первой группе относятся показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы: а) объем восприятия – количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации; б) точность восприятия – соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта; в) полнота восприятия – степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта; г) быстрота восприятия – время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.
Во второй группе среди основных «сущностных» свойств восприятия выделяются: а) константность восприятия – свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия; б) осмысленность восприятия – свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом; в) структурность восприятия – свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры; г) целостность восприятия – сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа; д) предметность восприятия – отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира; е) обобщенность восприятия – отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку; ж) избирательность восприятия – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.
Представление – наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем воспроизведения в памяти или в воображении. Поскольку представления возникают в отсутствие относящийся к ним объектов, они обычно менее ярки и менее детальны, чем восприятия, но в то же время более схематизированы и обобщены: в них отражаются наиболее характерные наглядные особенности, свойственные целому классу сходных объектов. В этом заключается важная познавательная роль представлений как переходной ступени от восприятия к абстрактно-логическому мышлению. В то же время представления отличаются от понятий своей наглядностью, в них еще не выделены внутренние, скрытые от непосредственного восприятия закономерные связи и отношения.
В психической регуляции поведения человека представление осуществляет сигнальную, регулирующую и настроенческую функции.
Создание и оперирование представлениями становится возможным благодаря памяти и воображению. В связи с этим различают представления памяти и представления воображения.
Физиологическая основа представлений памяти – повторное возбуждение в головном мозге тех систем временных связей, которые возникли при восприятии каких-либо объектов и актуализируются вновь под воздействием не самих этих объектов, а других раздражителей, связанных с ними в прошлом опыте. В процессе сохранения и воспроизведения представления памяти подвергаются значительным изменениям, выражающимся в сглаживании особенностей воспринятого ранее объекта и его уподобления с другим сходным с ним объектом или, напротив, в усилении своеобразия данного объекта, в подчеркивании его специфических признаков. Такие изменения совершаются как непроизвольно, так и под влиянием произвольной деятельности – при мысленном анализе и синтезе с выделением в образах общих и специфических особенностей. Переконструирование образов может приводить к возникновению новых образов – представлений воображения.
Представления памяти различаются по видам доминирующих в них анализаторов (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и др.), а также по их содержанию (математические, географические, технические, музыкальные и т.д.) и степени обобщенности (частные, общие, схематичные, типические). Существуют значительные индивидуальные различия в яркости, устойчивости и точности представлений памяти.
Особый вид представлений памяти – персеверирующие образы, характеризующиеся навязчивостью, непроизвольностью и исключительной яркостью. Они возникают после длительного и напряженного восприятия однородных объектов, особенно в последующем дремотном состоянии.
Внимание, его свойства и виды. Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением, объемом.
Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Сосредоточенность (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. Распределение внимания состоит в способности параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания – 5-7 единиц информации.
Виды внимания: 1) Природное внимание дано человеку в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. 2) Социально обусловленное внимание складывается в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным, сознательным реагированием на объекты. 3) Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. 4) Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов. 5) Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокими мнемоническими возможностями обладает только человек, у которого речь играет роль мощного средства запоминания, способа хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. У человека, наконец, есть три вида памяти: произвольная; логическая; опосредствованная. Первая – связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры. Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения, воспроизведения информации.
Мышление как психологический феномен. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления – в выполнении когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Специфичность мышления заключается в том, что: а) мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования; б) лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира; в) мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.
Формы мышления. В психологической науке различают такие логические формы мышления, как понятия; суждения; умозаключения. Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме – устной или письменной, вслух или про себя. Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Умозаключение – это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм.