Файл: Учебный курс для студентов очной и заочной форм обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 916

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

Различают следующие виды напряжений в ремне.

1.   Предварительное напряжение  , определяемое в зависимости от силы начального натяжения:

σ0=F0/A,                                           (31)

где А — площадь поперечного сечения ремня.

Для стандартных ремней рекомендуется принимать:  = 1,76 МПа — для плоских ремней;     

 = 1,18 - 1,47 МПа — для клиновых.

2.  Удельная окружная сила (полезное напряжение) КпЭто напряжение зависит от передаваемой ремнем окружной силы F;.

Kn=Ft/A.                                            (32)

Полезное напряжений можно определить и как разность напряжений   и  :

                                            (33)

где   и   —  напряжения в ведущей и ведомой ветвях.

По значению КПоценивается тяговая способность ременной передачи.

3. Напряжение изгиба  , возникающее в сечениях ремня при огибании шкивов (см. рис.13) и изменяющееся по пульсирующему циклу. В плос ком ремне нейтральный слой проходит посередине толщины ремня. На ружные слои ремня при огибании шкива растягиваются, а внутренние — сжимаются. Приближенно примем, что закон Гука справедлив и для мате риалов ремней, тогда для растянутой стороны ремня  где s = утт/р — относительное удлинение волокон.

С учетом того, что утax = 0,5 , а р = 0,5(D1 + 8) (см. рис.12, б), пренеб регая величиной 8 по сравнению с D1),, получим:

                                         (34)

где Е — модуль продольной упругости материала ремня;   — толщина рем ня; D1 — диаметр огибаемого шкива.

В расчетах для плоскоременных передач   ограничивается минималь но допустимым значением   (см. табл.1).

На тяговую способность передачи напряжение изгиба не влияет, но яв ляется основной причиной усталостного разрушения ремня.

4. Напряжение от центробежных сил. Это напряжение зависит от силы Fv

                                                (35)

На рис.13 показано, что по всей длине ремня напряжение   распре деляется равномерно.

5. Наибольшее суммарное напряжение  определяется как сумма по лезного напряжения, напряжения изгиба в ведущей ветви ( и  ) и на пряжения от центробежных сил ( ):        

                                                             (36)


( возникает в ремне, в месте его набегания на малый шкив (см. рис.13)).

Рассмотренные напряжения в ветвях ремня используются в дальней шем при расчете ременных передач на тяговую способность, для определе ния максимального напряжения в ремне и т. п.

Следует отметить, что прочность ремня не является достаточным усло вием, определяющим работоспособность ременной передачи. Желательно, чтобы передача обеспечивала как можно большее значение силы F1при неизменном для данного ремня значении начальной силы натяжения 2F0.

Скольжение ремня. Как показали экспериментальные исследова ния, упругое скольжение ремня по шкиву возникает в нормально работаю щей передаче.

Причиной упругого скольжения является неодинаковость натяжения веду щей и ведомой ветвей.

При обегании ремнем ведущего шкива его натяжение падает, от F1до F2(причем всегда F1 > F2); ремень, проходя шкив, укорачива ется, вследствие чего возникает упругое скольжение. На ведомом шкиве происходит аналогичное явление, но здесь ремень удлиняется, так как на тяжение от F2возрастает до F1.

Упругое скольжение происходит не по всей длине дуги обхвата ремнем шкива. Установлено, что угол дуги обхвата   разделяется на две части — дугу упругого скольжения ( ) и дугу покоя ( ), на которой упругое сколь жение отсутствует (см. рис. 13). При перегрузке передачи скольжение происходит по дуге  , т.е. ремень скользит по всей поверхности касания со шкивом. Такой вид скольжения называют буксованием.

При упругом скольжении скорости по длине ремня неодинаковы. Скорость ремня и окружная скорость шкива совпадают лишь на дуге по коя со стороны набегающей ветви. Это позволяет оценить упругое про скальзывание.

Коэффициент упругого скольжения:

                                                                        (37)

где   и   - окружные скорости ведущего и ведомого шкивов.

При нормальном режиме работы ременной передачи значение   = 0,01 ÷ 0,02.

Коэффициент тяги и кривые скольжения. В результате исследова ния кривых скольжения (рис.14), построенных по опытным данным, ус тановлена связь между полезной нагрузкой (окружной силой Fи предва рительным натяжением ремня 

Foв зависимости от коэффициента скольже ния  .

 



 

Рис.14. Кривые скольжения и КПД ременной передачи

 

Отношение передаваемой ремнем ок ружной силы к сумме натяжений его ветвей называют коэффициентом тяги:

                                               (38)

Коэффициент тяги характеризует нагру зочную способность передачи. На этом гра фике (см. рис.14) по оси абсцисс отложе ны значения коэффициента тяги  , а по оси ординат — коэффициент скольжения   и КПД передачи  .

На начальном участке кривой скольже ния (от 0 до  ) наблюдается только упру гое скольжение. Линия этого участка приближается к прямой. Здесь зна чения КПД и   падают с уменьшением нагрузки. Дальнейшее увеличение нагрузки (т.е. увеличение  ) приводит к буксованию. В зоне частичного буксования наблюдаются как упругое скольжение, так и буксование.

При   рабочую нагрузку следует принимать в пределах, которые соответствуют наибольшему значению КПД. Работа в зоне частичного бук сования допускается только в момент пуска передачи (т.е. для кратковре менных перегрузок).Работу в зоне частичного буксования допускают только при кратковременных перегрузках, например, в момент запуска двигателя. В этой зоне КПД резко снижается вследствие увеличения потерь на скольжение ремня, а ремень быстро изнашивается. Размер зоны частичного буксования характеризует способность передачи воспринимать кратковременные перегрузки.

 

Для ремней:

Не более

плоских, кожаных и шерстяных прорезиненных

хлопчатобумажных

клиновых

1,35-1,5

1,15-1,3

1,25-1,4

1,5-1,6

 

Потери мощности в ременной передаче складываются из потерь в опорах валов; потерь на внутреннее трение в ремне, связанное с периодическим изменением деформаций, и в основном с деформациями изгиба; потерь от сопротивления воздуха движению ремня и шкивов.


Все эти потери трудно оценить расчетом, а поэтому КПД передачи определяют экспериментально. При нагрузках, близких к расчетным, среднее значение КПД для плоскоременных передач   = 0,97, для клиноременных   = 0,96.

Допускаемые напряжения в ремне.

1. Допускаемое приведенное полезное напряжение КоИз графика на рис.14 видно, что оптимальное значение коэффици ента тяги   определяет максимальную полезную окружную силу Flmax.

При этом условии ременная передача с начальным натяжением Foможет работать без пробуксовки. Из выражения (38)

                                                                         (39)

где   — оптимальный коэффициент тяги. Если обе части равенства (39) разделить на площадь поперечного сечения ремня А, то получим

                                                                             (40)

здесь  — допускаемое приведенное полезное напряжение в рем не, соответствующее коэффициенту тяги  . Значение Ко сучетом табл.1 можно определить для плоскоременной передачи по формуле



где и   — постоянные коэффициенты, зависящие от материала ремня и  .

Для клиноременной передачи Коопределяется по табл.6.

 

Таблица 6. Значения K0для клиновых ремней

 

Диаметр малого шкива D1, мм

 

Тип ремня

Ко

при  = 1,18 МПа

при  = 1,47 МПа

71

80

Не менее 90

Z(O)

1,42

1,54

1,62

1,59

1,71

1,82

100

112

Не менее 125

А

1,48

1,58

1,67

1,64

1,76

1,87

140

160

Не менее 180

B(Б)

1,48

1,64

1,71

1,64

1,84

2,01

200

224

250

Не менее 280

С(В)

1,48

1,66

1,80

1,87

1,64

1,85

2,03

2,20

320

360

400

Не менее 450

D(Г)

1,48

1,69

1,87

1,88

1,64

1,89

2,12

2,20


 

2. Допускаемое полезное напряжение в ремне КП.

Практически значение напряжения Коне постоянно, оно зависит от типа и толщины ремня 5, диаметра малого шкива D1, скорости ремня и, предварительного напряжения   и режима работы передачи.

При проектировании ременных передач используют параметр [К]п(до пускаемое полезное напряжение), а не КоЭкспериментальным путем уста новлено, что                                                                       

                                                                               (41)

где Са, Ср, Со, Сv — поправочные коэффициенты, значения которых приве дены в табл.7; эти коэффициенты учитывают: Са— влияние угла обхвата малого шкива; Ср — режим работы передачи; Со— вид передачи и располо жение ее элементов;Cv— ослабление сцепления ремня со шкивом под действием центробежной силы (скоростной коэффициент).

 

Таблица 7. Коэффициенты Са, Ср, Со, Cvрасчета допускаемого полезного напряжения

Коэффициент

Условия работы

Значения

Са- угла обхвата

При угле обхвата для плоских (клиновых) ремней

 

180°

1,00, (1,00)

170°

0,96; (0,98)

160°     

0,94; (0,95)

150°

0,91; (0,92)

140°    

-(0,89)

130°        

-(0,86)

120°

-(0,83)

110°

-(0,78)

100°

-(0,74)

80°

-(0,62)

Ср - режима работы

При нагрузке:

 

спокойной

1,0

с умеренными колебаниями

0,9

со значительными колебаниями

0,8

ударной и резко неравномерной

0,7

Со - учитывающий рас-

положение   осей   валов,

(перекрестной),    полупе-

рекрестной передачи

При угле наклона линии центров передачи

к горизонту

 

0-60°

1,0; (0,9);

60-80°

0,8; 0,9;

80-90°

(0,8); 0,7;

 

0,8; (0,7);

 

0,6

Сv    - скоростной   для

плоских (клиновых) рем-

ней

При скорости ремня, (м/с):

 

1

1,04; (1,05)

5

1,03; (1,04)

10

1,0; (1,0)

15

0,95; (0,94)

20

0,88; (0,85)

25

0,79; (0,74)

30

0,68; (0,60)