Файл: Учебный курс для студентов очной и заочной форм обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 886

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При периодической работе и низких скоростях движения цепи допустимо периодическое смазывание с помощью ручной масленки (через каждые 6...8 ч). Масло подается на нижнюю ветвь у входа в зацепление со звездочкой.

При капельном ручном, а также струй ном смазывании от насоса необходимо обеспечивать распределение смазочного материала по всей ширине цепи и попада ние его между пластинами для смазы вания шарниров. Подводить смазку пред­почтительно на внутреннюю поверхность цепи, Откуда под действием центробеж ной силы она лучше подается к шарнирам.

В зависимости от нагрузки для смазы вания цепных передач применяют масла индустриальные И-Г-А-46...И-Г-А-68, а при малых нагрузках Н-Г-А-32.

За рубежом начали выпускать для ра боты при легких режимах цепи, не требующие смазывания, трущиеся поверх ности которых покрыты самосмазывающимися антифрикционными материалами.

 

Рекомендации по конструированию цепных передач

      1. В приводах с быстроходными двигателями цепную передачу, как правило, устанавливают после редуктора.

        2. Ведомую ветвь цепи рекомендуют располагать внизу во избежание подхватывания ее звеньев зубьями ведущей звездочки.

        3. Для обеспечения достаточного самонатяжения цепи не следует делать угол наклона линии центров звездочек к горизонту более 60°. При   > 600 на ведомую ветвь в местах наибольшего провисания цепи устанавливают оттяжную звездочку.

       4. Диаметр оттяжной звездочки выполняют больше диаметра мены звездочки передачи, она должна входить в зацепление не менее, чем с тремя звеньями цепи.

       5. Поскольку цепь в поперечном сечении не обладает гибкостью, валы цепной передачи должны быть параллельными, а звездочки установлены в одной плоскости.

       6. Применение трех- и четырехрядных цепей нежелательно, так они дороги и требуют повышенной точности изготовления звездочек и монтажа передачи.

         

 

Вопросы для самопроверки  

1. Кратко опишите устройство цепной передачи.

2. Перечислите по пунктам признаки классификации, характеризующие кон структивные особенности, связанные с цепями и со звездочками.

3. Укажите основные достоинства и недостатки цепной передачи по срав нению с другими известными Вам видами передач.


4. Почему в велосипеде применяется цепная передача? Какую другую передачу можно использовать для этой цели?

5. Сформулируйте определение цепного вариатора.

6. Какие профили имеют зубья звездочек для втулочной, роликовой и зубча той цепи?

7. Чем объясняется меньшая нагрузка на валы цепной передачи по сравнению с ременной при одинаковой передаваемой мощности?

8. Назовите наиболее характерную причину выхода из строя цепной пе редачи.

9. По какой формуле определяют межосевое расстояние, если известна дли на цепи?

10. Какая ветвь (ведущая или ведомая) работающей цепной передачи больше нагружена?

        11. Каковы достоинства и недостатки цепных передач по сравнению с ременными? Где применяют цепные передачи?

        12. Какова конструкция роликовой и втулочной цепи?

13. В каких случаях применяют многорядные роликовые цепи?

        14. Почему при высоких скоростях рекомендуют применить цепи с малым шагом?

        15. Чем вызвана неравномерность движения приводных цепей и почему она возрастает с увеличением шага?

        16. Чем обусловлены ограничения минимального числа зубьев малой звездочки и максимального числа зубьев большой звездочки?

        17. Почему при определении длины цепи рекомендуют принимать четное число звеньев цепи?

        18. Что является основным критерием работоспособности цепных передач? Как производят проверку цепи по этому критерию?

        19. Что такое коэффициент эксплуатации, от чего он зависят?

        20. Чем вызвана необходимость в применении натяжных устройств в цепных передачах? Каковы способы натяжения цепи?

        21. Какие способы смазывания применяют в цепных передачах?

 

        22. Цепная передача обеспечивает при постоян ной угловой скорости ведущей звездочки...

1) ...постоянную среднюю скорость ве домой звездочки

        2) ...непостоянную среднюю угловую скорость ведомой звездочки

 

        23. Какая цепь показана на рис.?

        

2. Втулочная

2. Роликовая

3. Зубчатая

        4. Определить нельзя, но не зубчатая

 

        24. Какой параметр является базовым для расчета цепной передачи?

 1. Диаметр валика

 2. Ширина цепи

        3. Шаг

 

        25. От какого параметра зависит стрела провиса ния цепи?

 1.t

 2. а

 3.LP

 4.da



        5.V

 

        26. По какой формуле определяется натяже ние ведомой ветви цепной передачи?

        1)  

         2) 

         3) 

         4) 

         5) 

 

       27. Какая наиболее характерная причина раз рушения шарниров цепи?

1. Действие сил F1F2Fv

2. Удары при вхождении цепи в зацепление с зубьями звездочек

       3. Действие переменных напряжения изгиба

 

       28. Назовите основной критерий, по которо му следует вести проверочные расчеты цепных передач

1. Износостойкость шарниров цепи

2. Запас прочности (по разрушающей на грузке цепи)

       3. Долговечность (по числу ударов)

 

       29. Как называется параметр Uопределяе мый при расчете цепных передач?

1. Среднее окружное давление

2. Коэффициент запаса прочности

3. Число ударов за 1 сек

        4. Суммарная нагрузка цепи

 

       30. Какую цепную передачу можно рекомен довать для бесступенчатого изменения пе редаточного числа?

1. С втулочной цепью

2. С роликовой цепью

3. С зубчатой цепью

4. Цепной вариатор

        5. Любую из перечисленных

30p>
Раздел 11. Муфты приводов.

 Общие сведения

 

В технике муфты — это соединительные устройства для тех валов, концы которых подходят один к другому вплотную или же удалены на небольшое расстояние. Соединение валов муфтами обеспечивает передачу вращающего момента от одного вала к другому. Валы, как правило, расположены так, что геометрическая ось одного вала составляет продолжение геометрической оси другого вала. С помощью муфт можно также передать вращение с валов на зубчатые колеса, шкивы, свободно насаженные на эти валы.

Муфты не изменяют вращающего момента и направления вращения. Не которые типы муфт поглощают вибрации и точки, предохраняют машину от аварий при перегрузках.

Применение муфт в машиностроении вызвано необходимостью:

- получения длинных валов, изготовляемых из отдельных частей, ком пенсации небольших неточностей монтажа в относительном распо ложении соединяемых валов;

- придания валам некоторой относительной подвижности во время ра боты (малые смещения и перекос геометрических осей валов);

- включения и выключения отдельных узлов;

- автоматического соединения и разъединения валов в зависимости от пройденного пути, направления передачи вращения, угловой скоро сти, т. е. выполнения функций автоматического управления;

- уменьшение динамических нагрузок.

         Современные машины состоят из ряда отдельных частей с входными и выходными концами валов, которые соединяют с помощью муфт (рис.1).

 



Рис. 1. Принципиальная схема машины

 

      Классификация муфт.

             Многообразие конструкций муфт усложняет их классификацию. Простейшая муфта сделана из куска ниппельной трубочки и соединяет вал электромоторчика с крыльчаткой  автомобильного омывателя стекла.  Муфты турбокомпрессоров реактивных двигателей состоят из сотен деталей и являются сложнейшими саморегулирующимися системами.

                Группы муфт различают по характеру соединения валов.

- Муфты механического действия:

а) жесткие (глухие) — практически не допускающие компенсации ради альных, осевых и угловых смещений валов;

б) компенсирующие — допускающие некоторую компенсацию радиаль ных, осевых и угловых смещений валов благодаря наличию упругих элементов (резиновых втулок, пружин и др.);


в) фрикционные  — допускающие кратковременное  проскальзывание при перегрузках.

- Муфты электрического (электромагнитного) действия.

- Муфты гидравлического или пневматического действия.

             В электрических и гидравлических муфтах, используют принципы сцепления за счет электромагнитных и гидравлических сил. Эти муфты изучают в специальных курсах. Далее анализируются только механические муфты. Большинство применяемых муфт стандартизованы. Основной характеристикой при подборе муфт по каталогу или справочнику является передаваемый момент, учитывающий наиболее тяжелое условие ее нагружения.

 

Классы муфт различают по режиму соединения валов.

- Нерасцепляемые (постоянные, соединительные) – соединяют валы постоянно, образуют длинные валы.

- Управляемые (сцепные) – соединяют и разъединяют валы в процессе работы, например, широко известная автомобильная муфта сцепления.

- Самодействующие (самоуправляемые, автоматические) – срабатывают автоматически при заданном режиме работы (обгонные, центробежные, предохранительные).

- Предохранительные муфты, разъединяющие  валы при  нарушении нормальных эксплуатационных условий работы.

- Прочие.

 

             По степени снижения динамических нагрузок муфты бывают:

- жесткие, не сглаживающие при передаче вращающего момента вибрации, толчки и удары;

- упругие, сглаживающие вибрации, толчки и удары благодаря наличию упругих элементов — пружин, резиновых втулок и др.

 

Основная характеристика муфты – передаваемый вращающий момент.

Существенные показатели – габариты, масса, момент инерции.

Муфта, рассчитанная на передачу определённого вращающего момента, выполняется в нескольких модификациях для разных диаметров валов. Муфты – автономные узлы, поэтому они легко стандартизируются.

Муфты рассчитывают по  их критериям работоспособности:

- прочности при циклических и ударных нагрузках,

- износостойкости,

- жёсткости.

На практике муфты подбираются из каталога по величине передаваемого вращающего момента  Т = ТВалаK,   где ТВала– номинальный момент, определённый расчётом динамики механизма (наибольший из длительно действующих), К – коэффициент режима работы.

В приводах от электродвигателя принимают:

- при спокойной работе и небольших разгоняемых массах (приводы конвейеров, испытательных установок и др.)