Файл: Методы обучения в высшей школе.docx

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 1254

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1

Методы обучения в высшей школе

  1. Прокомментируйте «Для того, чтобы преподавать, достаточно знать свой предмет». В чем ее недостаток?

  2. Охарактеризуйте различные подходы к оценке методов обучения в отечественной педагогике (Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов, М.М.Скаткин, И.Я. Ленером, А.М. Алексюк)

Методам обучения, от которых в немалой степени зависит результативность учебной работы в военном вузе, посвящен не один десяток фундаментальных исследований как в общей теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных предметов. Однако, несмотря на многообразие педагогических исследований, проблема методов обучения остается по-прежнему актуальной. До настоящего времени продолжаются попытки теоретиков-педагогов создать научную систему методов обучения и разработать технологические подходы к их применению в высшей школе.

Слово “метод” в переводе с греческого означает “исследование, способ, путь достижения цели”. Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. Так, например, в философском энциклопедическом словаре под методом в самом общем значении понимается “способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности”.

Наибольшее распространение в отечественной дидактике последних лет получила классификация методов обучения, предложенная Ю. К. Бабанским. 

В ней выделяют три большие группы методов:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

– словесные, наглядные и практические (аспект восприятия и передачи учебной информации);

– индуктивные и дедуктивные (логические аспекты);

– репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);

– самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

– интереса к учению;

– долга и ответственности в учении.

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

– устный, письменный, лабораторно-практический.

По характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучающихся (И.

Я. Лернер и М. Н. Скаткин). Выделяют пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучающихся нарастает:


1. Объяснительно-иллюстративный метод. Курсанты и слушатели получают знания в “готовом” виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В военном вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

2. Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучающихся имеет алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам.

3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, военный педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения п оставленной задачи. 

4. Частично-поисковый или эвристический метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний.

5. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа курсанты и слушатели самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения, выполняют действия поискового характера.


Методы устного изложения, закрепления и обсуждения учебного материала, как правило, сочетаются с применением средств наглядности, что повышает эффективность процесса обучения. В дидактике выделяют методы показа (показ плакатов, схем, карт, действий, приемов и пр.) и методы демонстрации (демонстрация фильмов, опытов, образцов военной техники и т. д.). Сущность метода состоит в том, что с помощью различных средств (личный показ, показ с помощью специально подготовленных курсантов и слушателей, показные занятия на технике связи и др.) у обучающихся создается образ изучаемого предмета или формируется представление об определенном объекте или явлении. 
Главными требованиями при показе средств наглядности являются плановость, продуманность и уместность использования; умеренная дозировка предъявляемого материала.


  1. Какую роль играют классификация и систематизация в построении системы методов обучения?

Работа с учебником и книгой. Сущность метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно путем вдумчивого изложения материала по учебнику и осмысления изложенных фактов, выводов. При этом формируется умение работать с учебной литературой, с текстами, с источниками. Главное же достоинство метода – возможность в доступном темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. В настоящее время появились электронные учебники, в них, кроме учебной, содержится и управляющая информация, эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний и умений.

Для формирования умений и навыков применяются практические методы обучения. К ним относятся упражнения, практические и лабораторные методы.

Упражнение – многократное выполнение учебных действий с целью овладения ими или повышения их качества. Учащиеся тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, при этом развивается их мышление и творческие способности.

Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, внимания, культуры речи учащихся.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний, выработки умений в их применении.

Графические упражнения помогают лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал; способствуют развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карт, зарисовок и т. д.

Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабора­торным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой), развивают конструкторско-технические умения.


Любые упражнения в зависимости от степени самостоятельности учащихся могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований. К ним относятся сознательный подход учащихся к выполнению упражнений; знание правил выполнения действий; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений; учет достигнутых результатов; распределение повторений во времени.

Лабораторный метод – это самостоятельное проведение учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т. е. с применением специального оборудования. Работа осуществляется по заданию педагога, может проводиться индивидуально или в группах. Лабораторный метод не только обеспечивает приобретение учащимися знаний, но и поддерживает интерес к обучению, побуждает к дальнейшим исследованиям, способствует формированию практических умений. Но лабораторный метод требует наличия специального, часто дорогостоящего оборудования, его использование сопряжено со значительными затратами энергии и времени.

Практические методы носят обобщающий характер, они проводятся после изучения крупных разделов, направлены на применение полученных знаний к решению практических задач. Практические работы выполняют функции углубления знаний, умений, контроля и коррекции, стимулируют познавательную деятельность. Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с тренажерами.

Некоторые авторы (Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Крившенко Л.П.) в особую группу выделяют активные и интенсивные методы обучения, связанные с поиском путей активизации учащихся в процессе обучения. Познавательная активность учащихся выражается в устойчивом интересе к знанию, в разнообразных самостоятельных учебных действиях. Традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает познавательную актив­ность ученика.

Активные методы обучения – это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый ха­рактер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, составление семантической карты понятий, создание портфолио в рамках самостоятельной работы и др.

Интенсивные методы обучения используются также для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике. Как показывает практика, успешно используются они и в системе религиозного образования.


Какие факторы влияют на выбор метода обучения? Исследования Ю.К.Бабанского, М.И.Махмутова и др. показали, что при выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

1)соответствие целям и задачам обучения и развития;

2)соответствие содержанию темы урока;

3)соответствие реальным учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности), особенностям класса;

4)соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения;

5)соответствие возможностям самих учителей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, методической подготовленностью, уровнем психолого-педагогической подготовки.




Тема 2

Предмет и принципы дидактики высшей школы

  1. Предмет и принципы дидактики высшей школы.

Дидактика (от греческого "dida cticos" - учебный) - область педагогики, которая разрабатывает теорию образования, обучения и воспитания в процессе обучения. Термин "дидактика" ввел в научный оборот немецкий педагог В. Ратке (1571-1635), который предоставил своему курсу лекций название "Краткий отчет по дидактике или искусство обучения Ратихия". Чешский педагог и мыслитель Я.А. Коменский, автор "Великой дидактики", определял содержание дидактики как искусство обучения всех всему.

Объектом дидактики как науки является процесс обучения во всем его объеме и во всех аспектах, а предметом дидактики определяется система соответствующих отношений "учитель - ученик", "ученик - учебный предмет", "ученик - другие ученики", согласно касается системы высшего образования это - "преподаватель - студент", "студент - учебный материал", "студент - другие студенты".

Дидактика высшей школы - отрасль педагогических знаний, одна из "ветвей" общей дидактики. Современная дидактика высшей школы - это раздел педагогики высшей школы, который изучает закономерности и принципы обучения, исследует проблемы содержания, методов, форм и технологий профессиональной подготовки будущего специалиста в условиях высшего учебного заведения.

Принцип (от лат principium - начало, основа) - основа, на которую надо опираться и которым необходимо руководствоваться

Принципы обучения - исходные положения, которые определяются целями и задачами обучения и, в свою очередь, определяют формы и методы обучения Поскольку дидактические принципы взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены, можно утверждать, что они образуют определенную систему исходных дидактических требований, которые обеспечивают необходимую эффективность обучения.

В деятельности преподавателя высшей школы наблюдается единство научного и учебного (в большей степени, чем у учителя средней школы): он изучает и одновременно является активным исследователем своей области знаний


В высшей школе значительной (по сравнению со средней школой) является профессионализация, связанная с будущей профессией, во время преподавания почти всех наук

Исходя из перечисленных особенностей, в разные периоды исследователи дидактики высшей школы выдвигали на первый план принципы:

обеспечение единства в научной и учебной деятельности студентов (И Кобыляцкий);

профессиональной направленности (А барабанщиков);

профессиональной мобильности (Ю Киселев, Б Лисицын и др.);

проблемности (Т Кудрявцев);

эмоциональности и мажорности всего процесса обучения (Р Нет-заказ, Ф Науменко);

учет возрастных, социально-этических и индивидуальных особенностей студентов (И Кобыляцкий, М Дьяченко, Л Кандибович)

последнее время была выдвинута идея о группе принципов обучения, синтезирующих большинство подходов к их выделения:

ориентированности высшего образования на развитие личности будущего специалиста;

обеспеченности непрерывного образования;

информатизации, технической и технологической обеспеченности образовательного процесса;

соответствия содержания высшего образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);

оптимального соотношения общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в высшем учебном заведении;

рационального применения современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;

соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, предъявляемым конкретной сферы их профессиональной деятельности, обеспечение их конкурентоспособности.



  1. Раскройте содержание методологически эвристических функций принципов обучения в высшей школе.

Принципы всегда содержат в себе функциональное значение законов. В этом смысле сформулированы педагогикой высшей школы принципы обучения выполняют логические функции систематизации педагогических знаний, регулятивную функцию построения научно-дидактических теорий, а в условиях бурного роста научно-технической информации выступают носителями относительно устойчивого знания, пронизывая всю систему педагогических знаний. Именно в этих условиях принципы обучения отражают дидактические законы и закономерности 

Принцип гуманизации образования Этот принцип означает создание условий для формирования лучших качеств и способностей студента, источников его жизненных сил Принцип гуманизации предполагает психологическую трансформацию личности преподавателя, его п превращение из передатчика информации и контроллера деятельности студента в советчика и консультанта Таким образом в свете современных требований обучения студента возникает центром учебно-воспитательного процесса, а уважение к его личности, понимания запросов, интересов, доверие к студенту определяются как основные правила воспитания гуманной личности.