Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 1442
Скачиваний: 8
Тема 1
Методы обучения в высшей школе
-
Прокомментируйте «Для того, чтобы преподавать, достаточно знать свой предмет». В чем ее недостаток?
-
Охарактеризуйте различные подходы к оценке методов обучения в отечественной педагогике (Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов, М.М.Скаткин, И.Я. Ленером, А.М. Алексюк)
Методам обучения, от которых в немалой степени зависит результативность учебной работы в военном вузе, посвящен не один десяток фундаментальных исследований как в общей теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных предметов. Однако, несмотря на многообразие педагогических исследований, проблема методов обучения остается по-прежнему актуальной. До настоящего времени продолжаются попытки теоретиков-педагогов создать научную систему методов обучения и разработать технологические подходы к их применению в высшей школе.
Слово “метод” в переводе с греческого означает “исследование, способ, путь достижения цели”. Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. Так, например, в философском энциклопедическом словаре под методом в самом общем значении понимается “способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности”.
Наибольшее
распространение в отечественной
дидактике последних лет получила
классификация методов обучения,
предложенная Ю. К. Бабанским.
В
ней выделяют три большие группы
методов:
1. Методы организации и
осуществления учебно-познавательной
деятельности:
– словесные,
наглядные и практические (аспект
восприятия и передачи учебной
информации);
– индуктивные и
дедуктивные (логические аспекты);
–
репродуктивные и проблемно-поисковые
(аспект мышления);
– самостоятельной
работы и работы под руководством
преподавателя (аспект управления
учением).
2. Методы стимулирования
и мотивации учебно-познавательной
деятельности:
– интереса к
учению;
– долга и ответственности
в учении.
3. Методы контроля и
самоконтроля за эффективностью
учебно-познавательной деятельности:
–
устный, письменный, лабораторно-практический.
По характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучающихся (И.
Я. Лернер и М. Н. Скаткин). Выделяют пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучающихся нарастает:
1.
Объяснительно-иллюстративный метод.
Курсанты и слушатели получают знания
в “готовом” виде. Воспринимая и
осмысливая факты, оценки, выводы, они
остаются в рамках репродуктивного
(воспроизводящего) мышления. В военном
вузе данный метод находит самое широкое
применение для передачи большого массива
информации.
2. Репродуктивный
метод. К нему относят применение
изученного на основе образца или правила.
Деятельность обучающихся имеет
алгоритмический характер, т. е. выполняется
по инструкциям, предписаниям,
правилам.
3. Метод проблемного
изложения. Используя самые различные
источники и средства, военный педагог,
прежде чем излагать материал, ставит
проблему, формулирует познавательную
задачу, а затем, раскрывая систему
доказательств, сравнивая точки зрения,
различные подходы, показывает способ
решения п оставленной задачи.
4.
Частично-поисковый или эвристический
метод. Заключается в организации
активного поиска решения выдвинутых в
обучении (или самостоятельно
сформулированных) познавательных задач
либо под руководством педагога, либо
на основе эвристических программ и
указаний.
5. Исследовательский
метод. После анализа материала, постановки
проблем и задач и краткого устного или
письменного инструктажа курсанты и
слушатели самостоятельно изучают
литературу, источники, ведут наблюдения
и измерения, выполняют действия поискового
характера.
Методы
устного изложения, закрепления и
обсуждения учебного материала, как
правило, сочетаются с применением
средств наглядности, что повышает
эффективность процесса обучения. В
дидактике выделяют методы показа (показ
плакатов, схем, карт, действий, приемов
и пр.) и методы демонстрации (демонстрация
фильмов, опытов, образцов военной техники
и т. д.). Сущность метода состоит в том,
что с помощью различных средств (личный
показ, показ с помощью специально
подготовленных курсантов и слушателей,
показные занятия на технике связи и
др.) у обучающихся создается образ
изучаемого предмета или формируется
представление об определенном объекте
или явлении.
Главными требованиями
при показе средств наглядности являются
плановость, продуманность и уместность
использования; умеренная дозировка
предъявляемого материала.
-
Какую роль играют классификация и систематизация в построении системы методов обучения?
Работа с учебником и книгой. Сущность метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно путем вдумчивого изложения материала по учебнику и осмысления изложенных фактов, выводов. При этом формируется умение работать с учебной литературой, с текстами, с источниками. Главное же достоинство метода – возможность в доступном темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. В настоящее время появились электронные учебники, в них, кроме учебной, содержится и управляющая информация, эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний и умений.
Для формирования умений и навыков применяются практические методы обучения. К ним относятся упражнения, практические и лабораторные методы.
Упражнение – многократное выполнение учебных действий с целью овладения ими или повышения их качества. Учащиеся тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, при этом развивается их мышление и творческие способности.
Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, внимания, культуры речи учащихся.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний, выработки умений в их применении.
Графические упражнения помогают лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал; способствуют развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карт, зарисовок и т. д.
Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой), развивают конструкторско-технические умения.
Любые упражнения в зависимости от степени самостоятельности учащихся могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.
Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований. К ним относятся сознательный подход учащихся к выполнению упражнений; знание правил выполнения действий; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений; учет достигнутых результатов; распределение повторений во времени.
Лабораторный метод – это самостоятельное проведение учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т. е. с применением специального оборудования. Работа осуществляется по заданию педагога, может проводиться индивидуально или в группах. Лабораторный метод не только обеспечивает приобретение учащимися знаний, но и поддерживает интерес к обучению, побуждает к дальнейшим исследованиям, способствует формированию практических умений. Но лабораторный метод требует наличия специального, часто дорогостоящего оборудования, его использование сопряжено со значительными затратами энергии и времени.
Практические методы носят обобщающий характер, они проводятся после изучения крупных разделов, направлены на применение полученных знаний к решению практических задач. Практические работы выполняют функции углубления знаний, умений, контроля и коррекции, стимулируют познавательную деятельность. Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с тренажерами.
Некоторые авторы (Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Крившенко Л.П.) в особую группу выделяют активные и интенсивные методы обучения, связанные с поиском путей активизации учащихся в процессе обучения. Познавательная активность учащихся выражается в устойчивом интересе к знанию, в разнообразных самостоятельных учебных действиях. Традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает познавательную активность ученика.
Активные методы обучения – это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, составление семантической карты понятий, создание портфолио в рамках самостоятельной работы и др.
Интенсивные методы обучения используются также для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике. Как показывает практика, успешно используются они и в системе религиозного образования.
Какие факторы влияют на выбор метода обучения? Исследования Ю.К.Бабанского, М.И.Махмутова и др. показали, что при выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
1)соответствие целям и задачам обучения и развития;
2)соответствие содержанию темы урока;
3)соответствие реальным учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности), особенностям класса;
4)соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения;
5)соответствие возможностям самих учителей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, методической подготовленностью, уровнем психолого-педагогической подготовки.
Тема 2
Предмет и принципы дидактики высшей школы
-
Предмет и принципы дидактики высшей школы.
Дидактика (от греческого "dida cticos" - учебный) - область педагогики, которая разрабатывает теорию образования, обучения и воспитания в процессе обучения. Термин "дидактика" ввел в научный оборот немецкий педагог В. Ратке (1571-1635), который предоставил своему курсу лекций название "Краткий отчет по дидактике или искусство обучения Ратихия". Чешский педагог и мыслитель Я.А. Коменский, автор "Великой дидактики", определял содержание дидактики как искусство обучения всех всему.
Объектом дидактики как науки является процесс обучения во всем его объеме и во всех аспектах, а предметом дидактики определяется система соответствующих отношений "учитель - ученик", "ученик - учебный предмет", "ученик - другие ученики", согласно касается системы высшего образования это - "преподаватель - студент", "студент - учебный материал", "студент - другие студенты".
Дидактика высшей школы - отрасль педагогических знаний, одна из "ветвей" общей дидактики. Современная дидактика высшей школы - это раздел педагогики высшей школы, который изучает закономерности и принципы обучения, исследует проблемы содержания, методов, форм и технологий профессиональной подготовки будущего специалиста в условиях высшего учебного заведения.
Принцип (от лат principium - начало, основа) - основа, на которую надо опираться и которым необходимо руководствоваться
Принципы обучения - исходные положения, которые определяются целями и задачами обучения и, в свою очередь, определяют формы и методы обучения Поскольку дидактические принципы взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены, можно утверждать, что они образуют определенную систему исходных дидактических требований, которые обеспечивают необходимую эффективность обучения.
В деятельности преподавателя высшей школы наблюдается единство научного и учебного (в большей степени, чем у учителя средней школы): он изучает и одновременно является активным исследователем своей области знаний
В высшей школе значительной (по сравнению со средней школой) является профессионализация, связанная с будущей профессией, во время преподавания почти всех наук
Исходя из перечисленных особенностей, в разные периоды исследователи дидактики высшей школы выдвигали на первый план принципы:
• обеспечение единства в научной и учебной деятельности студентов (И Кобыляцкий);
• профессиональной направленности (А барабанщиков);
• профессиональной мобильности (Ю Киселев, Б Лисицын и др.);
• проблемности (Т Кудрявцев);
• эмоциональности и мажорности всего процесса обучения (Р Нет-заказ, Ф Науменко);
• учет возрастных, социально-этических и индивидуальных особенностей студентов (И Кобыляцкий, М Дьяченко, Л Кандибович)
последнее время была выдвинута идея о группе принципов обучения, синтезирующих большинство подходов к их выделения:
ориентированности высшего образования на развитие личности будущего специалиста;
обеспеченности непрерывного образования;
информатизации, технической и технологической обеспеченности образовательного процесса;
соответствия содержания высшего образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);
оптимального соотношения общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в высшем учебном заведении;
рационального применения современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;
соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, предъявляемым конкретной сферы их профессиональной деятельности, обеспечение их конкурентоспособности.
-
Раскройте содержание методологически эвристических функций принципов обучения в высшей школе.
Принципы всегда содержат в себе функциональное значение законов. В этом смысле сформулированы педагогикой высшей школы принципы обучения выполняют логические функции систематизации педагогических знаний, регулятивную функцию построения научно-дидактических теорий, а в условиях бурного роста научно-технической информации выступают носителями относительно устойчивого знания, пронизывая всю систему педагогических знаний. Именно в этих условиях принципы обучения отражают дидактические законы и закономерности
Принцип гуманизации образования Этот принцип означает создание условий для формирования лучших качеств и способностей студента, источников его жизненных сил Принцип гуманизации предполагает психологическую трансформацию личности преподавателя, его п превращение из передатчика информации и контроллера деятельности студента в советчика и консультанта Таким образом в свете современных требований обучения студента возникает центром учебно-воспитательного процесса, а уважение к его личности, понимания запросов, интересов, доверие к студенту определяются как основные правила воспитания гуманной личности.