Файл: Методы обучения в высшей школе.docx

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 1270

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения является отражением функций обучения: образовательной, развивающей и воспитательной Он имеет глубокие исторические корни В трудах философов и педагогов разных стран (К Гельвеций, Д Дидро, Ж-Ж Руссо, И Кант, ЙГ Песталооцци и др.) обосновывается идея развития личности, его способностей как обязательная составная часть обучения и воспитания Значимость этой идеи КД Ушинский сравнивал с открытием, которое"принесет более е пользы, чем открытие Америки"Преподаватель вуза, планируя учебный процесс, имеет продумывать все аспекты, чтобы обеспечить оптимальные условия для реализации принципа единства обучения, развития и воспитание.

Принцип активности и творческой самостоятельности студентов и их ответственности за результаты учебно-познавательной деятельности Этот принцип предполагает опору на активность студентов при направляющей и стимулирующей роли преподавателя: обучающийся должен быть субъектом творческой познавательной деятельности, который четко осознает цель обучения, умеет планировать и организовывать свою работу, осуществлять ее самоанализ и самоконтроль, осознавать ответственность за результаты учебно - познавательной деятельности.





Тема 3

Закономерности и принципы обучения

  1. Сравните категории «закон» («закономерность») и «принцип» в обучении.

Процесс обучения в высшей школе строится в соответствии с законами, закономерностей и принципов обучения.

Понятие "закон" понимают как необходимый, всеобщий, существенный, внутренний, повторяющийся связь между предметами и явлениями объективной действительности. Законы дидактического процесса определяют устойчивые внутренние связи, которые отражают функционирование и развитие процесса воспитания и обучения, В.И. . Загвязинський характеризует законы обучения, имеют объективные источники возникновения, и действуют в любых ситуациях учебного процесса:

o Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения, который раскрывает объективный процесс влияния общественных отношений, социального заказа на формирование всех элементов воспитания и обучения подрастающего поколения.

o Закон воспитательного и развивающего обучения раскрывает соотношение между процессом овладения знаниями, способами деятельности и всесторонним развитием личности.

o Закон обусловленности обучения и воспитания характером деятельности студентов раскрывает соотношение между способами организации обучения, учебно-познавательной деятельностью студентов и результатами обучения.

o Закон целостности и единства учебного процесса, ориентированный на установление взаимосвязей между всеми элементами этого процесса (целью, задачами, содержанием, формами, методами, полученными результатами).


o Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении.

o Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и коллективной организации учебной деятельности воспитанников.

Понятие "закон" и "закономерность" не являются тождественными, хотя и выражают отношение одного порядка. С.С. Витвицкая подчеркивает, что законом считают конкретный необходимую связь между событиями, фактами, в котором фиксируется общее для них. Если подчеркивается объективно обусловлена последовательность явлений, то следует говорить о закономерности. Понятие "закономерность" следует употреблять и в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть, что то или иное явление возникло не случайно *. И.П. Пидласий обращает внимание на то, что "закон - это строго зафиксирована закономерность". Специфика дидактических закономерностей заключается в том, что они отражают устойчивые зависимости между всеми элементами обучения - деятельностью педагога, деятельностью студента и объектом усвоения, то есть содержанием обучения. Закономерности обучения являются объективными, присущими процессу обучения по его сути, и субъективными, зависящими от личностных черт участников педагогического процесса и их деятельности.

  1. Приведите примеры действия динамических и статических законов (закономерностей) обучения.

К субъективных закономерностей процесса обучения можно отнести следующие:

- Процесс обучения зависит от возрастных, психологических и реальных учебных возможностей студентов.

- Эффективность процесса обучения зависит от уровня активности и ответственности студента за качество знаний. Сущность этой закономерности заключается в том, что результаты обучения студента зависят от характера учебно-познавательной деятельности и уровня развития мотивационной сферы личности молодого человека.

- Характер взаимодействия педагога и студента должен иметь целенаправленный характер и обеспечивать единство педагогического руководства и самодеятельности студентов.

- Знание могут быть глубоко усвоенные только тогда, когда оптимально и целенаправленно организована познавательная деятельность студентов. Прочному усвоению содержания учебного материала способствует систематически организованное непосредственное и отсроченное повторение и введение изученного материала в систему уже усвоенного ранее содержания.

- Уровень и качество усвоения знаний при равных условиях (память, способности, уровень подготовки студентов) зависят от учета педагогом значимости для студентов усваиваемого содержания, эффективного сочетания теории и практики.

Результативность учебного процесса зависит от уровня психолого- педагогической и методической подготовки преподавателя.

С закономерностей обучения, как отражение закономерного и характерного в учебном процессе, следует система дидактических принципов (принципов обучения).




  1. Определите функции принципов обучения и их номенклатуру.

Принцип обучения — руководящая идея, основное правило обучения, одно из основных требований к процессу обучения, вытекающее из закономерностей его организации. Если педагогические закономерности объясняют, как протекает педагогический процесс, то принципы дают знание о том, как его строить.

В ходе исторического развития сформировались разные принципы обучения. Принципы обучения — это конкретно-историческая категория, связанная с представлениями о сущности процесса обучения и его целях, которые преобладают в данный исторический период. В основе процесса обучения лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве руководящей идеи, нормы или правила деятельности, определяющего как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся.

Для любого вида обучения общим моментом является цикличность процесса обучения, т.е. повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели до поиска средств и оценки результата. Цикличность предполагает, с одной стороны, постановку учителем задач, целей и оценку усвоенных знаний, с другой — осознание и решение обучающимися поставленных задач и их способность к самооценке. Это говорит о двустороннем характере процесса обучения.

Еще один общий момент обучения — это структура процесса обучения, степень соответствия целей и методов результатам.

Система дидактических принципов, или принципов обучения, реализуемых в процессе обучения, определяет его эффективность и конечный результат.

Принципы обучения определяются прежде всего задачами, стоящими перед системой образования, тем социальным заказом, который обусловлен обществом и государством.

На развитие принципов, несомненно, оказывают влияние достижения самой педагогической науки, исследующей пути совершенствования процесса обучения и более полного удовлетворения требований, предъявляемых обществом, жизнью к образованию и воспитанию подрастающего поколения.

В условиях феодального общества основоположник дидактики Я.А. Коменский (1592—1670) стремился создать систему принципов обучения («основоположений»), бщества, уровня развития науки, техники.

Принципы обучения определяются прежде всего задачами, стоящими перед системой образования, тем социальным заказом, который обусловлен обществом и государством.



На развитие принципов, несомненно, оказывают влияние достижения самой педагогической науки, исследующей пути совершенствования процесса обучения и более полного удовлетворения требований, предъявляемых обществом, жизнью к образованию и воспитанию подрастающего поколения.

В условиях феодального общества основоположник дидактики Я.А. Коменский (1592—1670) стремился создать систему принципов обучения («основоположений»), исходя из ведущего принципа природосообразности, который рассматривался как один из основных принципов обучения в педагогике XVIII — XIX вв.


А.Ф. Дистервег рассматривал принципы и правила как требования к содержанию обучения, учителю и учащимся. Этим исследователем был введен принцип культуросообразности. По А.Ф. Дистервегу, дидактические правила основываются на установленных психологических законах.

Одним из основополагающих методологических подходов в обучении любому предмету является реализация следующих дидактических принципов обучения: научности, наглядности, доступности, системности, систематичности, преемственности, познавательной активности, индивидуально-личностного подхода, связи обучения с жизнью (А.В. Усова). Именно принципы служат ориентиром для конструирования определенного вида обучения.

Некоторые из перечисленных дидактических принципов с несущественной вариацией в их формулировке можно представить следующим образом:

  •  принцип научности, опирающийся на закономерную связь между содержанием научного материала и учебного предмета;

  •  принцип наглядности как заполнения пространства между конкретным и абстрактным в передаваемой информации. По Я.А. Коменскому, принцип наглядности — это «золотое правило дидактики»;

  •  принцип системности как целенаправленного упорядочения знаний и умений обучающихся;

  •  принцип активности и самостоятельности обучающихся, или ограничения их зависимости от педагога; достижениям отдельных людей и всего народа, а также национальной культуре.

Дидактические принципы обучения берутся за основу при разработке учебных программ, методов и приемов обучения и дидактического материала.

Принцип как основное положение, которым руководствуется педагог в своей профессиональной деятельности, будет действенным лишь тогда, когда, во-первых, он станет реальным убеждением самого педагога относительно сущности, содержания и методов обучения, а во-вторых, когда деятельность на его основе будет отвечать социально-экономическим условиям развития общества на данный момент.

  •  принцип взаимосвязи теории и практики, эффективности отношения между целями и результатами обучения;

  •  принцип доступности как создания условий для преодоления трудностей всеми обучающимися в процессе познания и учения;

  •  принцип народности как обращения к истории, традициям предыдущих поколений





Тема 4

Сущность и особенности учебного процесса в высшей школе

  1. Структура процесса обучения. Процесс овладения новыми знаниями в высшей школе

Основной задачей учебного процесса (от лат"р rocesus"- продвижения вперед) в высшей школе является целенаправленная и планомерная подготовка будущих специалистов различного профиля к творческой жизнедеятельности в современном обществе Учебный процесс в высшей школе - это сиистема организации учебно - воспитательной деятельности, в основу которой положен органическое единство и взаимосвязь преподавания (деятельность преподавателя) и учения (деятельность студента), направленных на достижение я целей обучения, развития личности студента, его подготовки к профессиональной деятельности По словам известного дидакта, академика ЮК Бабанского:"Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие учителя я и учащихся, в ходе которой решаются задачи образования, воспитания и общего развития личности"В процессе обучения происходит передача накопленного предшествующими поколениями социального опыта и его трансформация Обучение таким образом возникает отдельным, специфическим видом общественной деятельности, превращается в средство передачи социального опыта Единство преподавания и учения является объективной характеры стыках учебного процесса в высшей школе, ведь в процессе обучения в высшей школе участвуют два действующие субъекты: преподаватель, деятельность которого направлена ??на управление учебно - познавательной деятельности ю студента на основе учета объективных и субъективных закономерностей, принципов, методов, организационных форм и средств обучения, и студенты, которые в процессе учения усваивают знания, умения и навыки, регламентированы учебными планами и программами.


Процесс обучения в высшей школе определяется внешними (объективными) и внутренними (субъективными) факторами К внутренним факторам следует отнести личностные черты студента: особенности его темпераменте НТУ, характера, мышления, памяти, познавательных возможностей, способностей, мотивацию учения, опыт, уровень знаний, стиль учебно - познавательной деятельности К внешним факторам относят исторических и методы обучения, уровень профессиональной подготовки преподавателя, условия обучения в высшем учебном заведении, социальное окружение студента.

На схеме и отражена структура деятельности субъектов учебного процесса в вузе, которую проанализируем опираясь на аксиоматический подход, предложенный Чернилевский ДВ Суть этого подхода заключается в том, что четкая таксономия целей обучения (почему и для чего учить?), Должна соответствовать отбора и проектированию содержания (что изучать?), Формам организации и управлению учебным процессом (как учить?) методам и средствам обучения (с помощью чего?) И с учетом достигнутых результатов обучения (чего достигли в учебе?) Итак, по своей структуре учебный процесс в высшей школе в наиболее общем ом виде имеет следующие взаимосвязанные компоненты 

- Каждая научная дисциплина изучается студентами в ее динамике Преподавателю следует предоставлять информацию о возникновении, становлении и развитии определенной науки, перспективы решения ее актуальных проблем

- Обязательным условием учебного процесса в современной высшей школе является его сочетание с научными исследованиями Преподаватель сочетать преподавание с активной исследовательской работой в области науки, которую он преподает, и собственным примером стимулировать студентов к исследовательской работи.

Одной из самых важных особенностей учебного процесса в современном вузе есть его направленность на профессиональную подготовку будущих специалистов Идея профессиональной направленности преподавания всех учебных дисциплин должна быть ведущей * В связи с этим преподаватели должны знать специфику профессиональной деятельности будущих специалистов, их ведущие профессиональные функции и концентрировать на них внимание в процессе обучения

Мы рассмотрели основные этапы, общую структуру и характеристику учебного процесса в высшей школе Что же встает движущей силой этого процесса, служит источником перехода познавательной деятельности студенте ей с одного уровня на другой? процесса является противоречие между потребностями общества, которые оно предъявляет к профессиональной подготовки молодежи, и уровнем этой подготовки Общественные потребности и выступают мерилом для оценки подготовки будущих специалистов на каждом этапе учебного процесса Такое противоречие естественно определяется закономерностями усвоения социального опыта, невозможностью его сиюминутного или быстрого усвоения.