Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 1444
Скачиваний: 8
Выбор вопросов для активизации слушателей и темы для обсуждения осуществляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических задач, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории.
8. Лекция с разбором конкретных ситуаций
Данная лекция по форме похожа на лекцию-дискуссию, однако на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения.
II. Метод «круглого стола»
Эта группа методов включает в себя: различные виды семинаров и дискуссий. В основе этого метода лежит принцип коллективного обсуждения проблем, изучаемых в системе образования. Главная цель таких занятий состоит в том, чтобы обеспечить студентам возможность практического использования теоретических знаний в условиях, моделирующих форму деятельности научных работников.
1. Учебные семинары
Междисциплинарный семинар. На занятие выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, юридическом, нравственном и психологическом. На него также могут быть приглашены специалисты соответствующих профессий и педагоги данных дисциплин. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, видеть межпредметные связи.
Проблемный семинар. Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.
Тематический семинар. Этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара студентам дается задание – выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются, проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.
Ориентационный семинар. Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т. п. Например, закон об образовании Республики Казахстан, студентам предлагается высказать свои соображения, свое мнение, свою точку зрения по данной теме, возможные варианты исполнения данного закона. Метод ориентационных семинаров помогает подготовить студентов к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.
Системный семинар. Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемая тема. Например: «Система управления и воспитания трудовой и социальной активности».
Метод системных семинаров раздвигает границы знаний студентов, не позволяет замкнуться в узком кругу темы или учебного курса, помогает обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывает интерес к изучению различных сторон общественно-экономической жизни.
2. Учебные дискуссии
Они могут проводиться:
– по материалам лекций;
– по итогам практических занятий;
– по проблемам, предложенным самими студентами или преподавателем, если студенты затрудняются;
– по событиям и фактам из практики изучаемой сферы деятельности;
– по публикациям в печати.
Метод учебной дискуссии улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умения спорить, доказывать свое мнение, точку зрения и прислушиваться к мнению других.
3. Учебные встречи за «круглым столом»
При использовании данного метода можно приглашать различных специалистов, занимающихся изучением рассматриваемой проблемы или работающих по изучаемой студентами теме. Это могут быть ученые, экономисты, деятели искусства, представители общественных организаций, государственных органов и т. п.
Перед такой встречей преподаватель предлагает студентам выдвинуть интересующую их по данной теме проблему и сформулировать вопросы для их обсуждения. Если студенты затрудняются, то преподаватель может предложить ряд проблем и вместе со студентами выбрать более интересную для них. Выбранные вопросы передаются приглашенному специалисту «круглого стола» для подготовки к выступлению и ответам. Одновременно на «круглый стол» могут быть приглашены несколько специалистов, занимающихся исследованием данной проблемы. Чтобы заседание «круглого стола» проходило активно и заинтересованно, необходимо настроить слушателей на обмен мнениями и поддерживать атмосферу свободного обсуждения.
При применении всех этих форм занятий студенты получают реальную практику формулирования своей точки зрения, осмысления системы аргументации, т. е. превращения информации в знание, а знаний в убеждения и взгляды.
Коллективная форма взаимодействия и общения учит студентов формулировать мысли на профессиональном языке, владеть устной речью, слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументированно вести спор. Совместная работа требует не только индивидуальной ответственности и самостоятельности, но и самоорганизации работы коллектива, требовательности, взаимной ответственности и дисциплины. На таких семинарах формируются предметные и социальные качества профессионала, достигаются цели обучения и воспитания личности будущего специалиста.
Особенности коллективной мыслительной деятельности в том, что в ней существует жесткая зависимость деятельности конкретного студента от сокурсника; она помогает решить психологические проблемы коллектива; происходит «передача» действия от одного участника другому; развиваются навыки самоуправления.
Имеются различные формы организации и проведения данного вида занятий, такие как пресс-конференция, интеллектуальный футбол, «поле чудес», «лото», «морской бой», «ромашка» и т. д.
Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем и используются инновационные методы обучения в вузе.
К таким методам относится проблемное обучение, предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике.
Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации.
Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и разрешать конфликты в процессе совместной работы.
Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в вузе предусматривают и метод, приоритетом которого являются нравственные ценности. Он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение.
Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.
-
Особенности, направления организации межличностного взаимодействия студентов в процессе обучения.
В
период обучения в вузе студенты проявляют
себя также в эстетической и досуговой
видах деятельности, которые в случае
их положительной направленности
оказывают позитивное влияние на
личностно-профессиональное развитие
молодых людей, позволяют существенно
обогатить содержание их межличностного
взаимодействия. Пестрота национального,
социально-экономического состава
молодых людей, обучающихся в вузе,
присущего им интеллектуального,
креативного потенциала, развитость
профессиональных и общекультурных
интересов и ценностных ориентаций и т.
д. делает среду студенческой молодежи
достаточно неоднородной. Данная
неоднородность проявляется на уровне
познавательной активности молодых
людей, их ориентации в установлении
трудовых отношений, а также на качественном
и содержательном состоянии выстраиваемого
ими межличностного взаимодействия.
Образовательная
среда включает в себя ряд структурных
единиц, оказывающих влияние на личность.
В интерпретации Г. А. Ковалева она
состоит: физическое окружение (архитектура
здания вуза, размеры, находящихся в нем
учебных помещений и т. д.); человеческие
факторы (личностные, статусно-ролевые,
возрастные, национальные и иные
особенности обучающихся); программы
обучения (стиль преподавания, особенности
контроля и оценки и т. д.).
Межличностные
отношения связывают, прежде всего,
студентов с друг другом. Отношения типа
«студент-студент» в вузовской среде
относиться к горизонтальному уровню
взаимодействия, которое характеризуется
интенсивностью неформального общения,
удовлетворением психологических
потребностей, формированием черт
характера и свойств личности. Отношения
между студентами представляют с собой
форму взаимодействия со сверстниками,
пропитанную специфическими задачами
профессионализации.
Качество
межличностных отношений студентов во
многом определяется уровнем развития
студенческой группы. Являясь одной из
разновидностей социальных групп,
студенческая группа развивается по
объективно существующим законам
общества, но обладает и некоторым
своеобразием и неповторимостью. Среди
особенностей студенческой группы,
влияющих на устанавливаемые в ней
межличностные отношения можно выделить
следующие: цель, состоящая из овладения
знаниями, умениями, навыками и подготовки
к профессиональной деятельности; учеба
как основной вид деятельности;
индивидуальные формы труда; отсутствие
отношений «по вертикали»; относительная
возрастная однородность; ограниченность
периода существования.
4.
Вариативно-творческое применение
стратегий и технологий обучения с учетом
особенностей учебной ситуации, специфики
учебной дисциплины.
Вариативность в обучении направлена на расширение прав и возможностей студента в выборе индивидуального образовательного маршрута, программного обеспечения, средств и организационных форм обучения с целью наиболее полной самореализации задатков, способностей и возможностей и, вместе с тем, на развитие вариативного стиля мышления — характерной черты творческой личности.
Категория «вариативность» разрабатывается в образовании с середины 80-х годов XX века. На основе анализа различных дефиниций, представленных в научных работах, были выделены следующие виды трактовок понятия вариативного образования:
- культурно-исторический процесс умножения культурного и жизнеспособного разнообразия образования в единстве уникальных, специфических, особенных и общих, интегративных характеристик школы (Авер-кин В.Н., Цирульников A.M.);
- процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности (Асмо-лов А.Г.);
- вариант личностно-ориентированного образования, базирующегося на принципах индивидуализации и дифференциации и предоставляющий возможности обучения по индивидуальным вариантам учебных планов и программ (Громыко Ю.В.);
- принцип модернизации образования в стране (Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).
Каждая из указанных трактовок в той или иной мере ориентирована на различные уровни образовательной системы страны: государственный, региональный, образовательного учреждения, образовательного процесса. Последний уровень, т.е. вариативность взаимосвязанной образовательной деятельности преподавателя и студентов, педагогическое управление обучением всех, но различными способами, в единстве образовательных целей, непосредственно на учебном занятии, в научном плане разработан менее всего.
Вариативное обучение рассматривается как существенный компонент системы вариативного образования.
По мнению И.Л. Ореховой, вариативное обучение - это такое обучение, которое наделено качеством «вариативность», проявляющимся в следующем:
- наличие (или потенциальная возможность к созданию) вариаций в некоторой обучающей системе, структуре, процессе - во всем многообразии их проявлений;
- видоизменение второстепенных элементов, частей обучения при сохранении основных характеристических признаков соответствующих систем.
В работах А.Б. Ольневой, И.М. Осмоловской, В.В. Пикан, И.П. Попович, и др. отмечается, что дифференциация процесса обучения, как и индивидуализация, есть определенный способ реализации вариативности. То есть, понятие вариативности обучения шире понятия дифференциации обучения. Дифференциация процесса обучения, как и индивидуализация, есть определенный способ реализации вариативности. Вместе с тем вариативность может быть реализована и в условиях недифференцированного процесса обучения.
Вариативное обучение мы понимаем как взаимосвязанную деятельность педагога и студентов по реализации целей образования, осуществляемую в условиях выбора обучающимися уровня содержания (в рамках государственных стандартов и выше), средств, форм, способов организации, ценностно-смыслового отношения к объектам изучения. Вариативное обучение способствует наиболее полной самореализации задатков, способностей и возможностей студентов и, вместе с тем, развитию вариативного стиля мышления - характерной черты творческой личности.