Файл: Социальный потенциал общественного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема 8.

Социальные функции общественного сектора экономики

(2 часа)
Вопросы темы:


  1. Социальный потенциал общественного сектора




  1. Экономическая природа социальной защиты




  1. Функции социального страхования



    1. Социальный потенциал общественного сектора



Формирование, выявление и удовлетворение потребностей – это ключевые опорные точки воспроизводственного процесса.

Принципиальное значение имеет деление потребностей на экономические и социальные.
Экономическиепотребности, к которым относятся, прежде всего, материальные потребности в конкурентных благах и услугах, эффективно выявляются и удовлетворяются с помощью платежеспособного спроса.

Наиболее болезненной и требующей вмешательства общественного сектора является проблема неспособности рыночного механизма обеспечить базовые потребности индивидов, домохозяйств и групп населения с недостаточными доходами и, соответственно, с недостаточным платежеспособным спросом.
Поэтому основной социальной функцией общественного сектора выступает перераспределение совокупного общественного продукта в целях социальной защиты уязвимых слоев и групп населения. В данном случае вмешательство государства играет противоречивую воспроизводственную роль.
С одной стороны, перераспределение части дохода в пользу бедных увеличивает сумму общего благосостояния в текущем периоде и способствует росту эффективного спроса,
т.е. стимулирует экономический рост в будущем периоде.

С другой стороны, оно является фактором снижения эффективности экономики, так как ослабляет стимулы предпринимательской деятельности и частной инициативы.
Качественные изменения в развитии потребления и потребностей происходят при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу.

На этом этапе, который в основном пройден экономически развитыми странами, достигается насыщение массовых потребностей в материальных благах.
Развитие потребностей происходит в направлении их индивидуализации и увеличения в их структуре доли потребностей в нематериальных благах, таких, как информация, социальная и экономическая безопасность, образование, здоровье.

Развитие системы потребностей неразрывно связано с возрастающими требованиями к человеку как к работнику. В постиндустриальной экономике преимущество получают те фирмы, страны, регионы мира, которые быстрее и эффективнее других создают и осваивают новое знание, лучше способны адаптировать предлагаемые продукты и услуги к дифференцированным и динамично развивающимся потребностям.
Для работника это означает, с одной стороны, рост возможностей для самореализации, уменьшение доли рутинных, нетворческих элементов трудового процесса, обогащение содержания труда при одновременном возрастании требований к профессионально-квалификационным навыкам и компетенциям; с другой стороны резкое снижение стабильности его социально- экономического положения, неопределенность перспектив трудовой карьеры.
Одновременно растет осознание того, что развитие социальной сферы и удовлетворение социальных потребностей представляют собой не только цель производства

, но и неотъемлемый момент воспроизводственного процесса, который в современных условиях в связи с качественным изменением роли человеческого фактора становится ключевым.
Это диктует необходимость разработки новых механизмов обеспечения социальной защиты и социального развития, вовлечения в деятельность общественного сектора альтернативных субъектов социальной политики – некоммерческих организаций, семьи и бизнеса.

    1. Экономическая природа социальной защиты



В настоящее время в Российской Федерации сформировалась следующая институциональная структура государственной системы социальной защиты, основными звеньями которой являются:
  • система социальных гарантий (социальные стандарты);


  • система социального страхования;
  • система социальной помощи том числе, и частная система социальной помощи).


Система социальных гарантий и социальной помощи предполагает в рамках социальных стандартов бесплатное (через бюджетную систему) предоставление социальных благ при условии их всеобщей доступности, а распределение благ происходит по потребностям. Гарантии социальной защиты граждан берет на себя государство.
Социальные гарантии воплощаются в социальных стандартах, отражающих представления общества об уровне и качестве жизни; совокупность этих представлений, выраженных в виде требований общества, и определяет стандарт жизни, или социальный стандарт.

Как известно, экономические ресурсы обладают свойством ограниченности, поэтому непосредственное претворение в жизнь социальных гарантий государства больше
связано с

Выделяются два направления социальной стандартизации:

  • минимальные социальные стандарты, отражающие социальные гарантии государства по отношению к денежным доходам граждан и направленные на обеспечение каждого гражданина необходимым уровнем дохода для приобретения минимума благ, предоставляемых на платной основе;

  • минимальные социальные стандарты, отражающие социальные гарантии государства по обеспечению граждан на безвозмездной основе установленным минимумом социально значимых благ и услуг.


Таким образом, государственный минимальный социальный стандарт в общем виде – это законодательноустановленныйдлякаждогогражданинагосударстваминимумдоходаисоставсоциальнозначимыхуслуг,предоставляемыйгражданамнабезвозмезднойоснове.
При этом надо отметить, что, по мнению специалистов, занимающихся исследованием уровня жизни, можно выделить три основных типа потребительских бюджетов:
  • бюджет прожиточного минимума (ПМ),


  • минимальный потребительский бюджет (МПБ),
  • бюджет высокого достатка (БВД).



Размер бюджета ПМ составляет величину прожиточного минимума. Это стоимостная оценка минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, сводящаяся в итоге к физиологическому минимуму.
Размер МПБ позволяет на минимально необходимом уровне удовлетворить потребности человека в питании и приобретении более широкого набора (и с более приемлемыми сроками
службы) непродовольственных товаров и платных услуг, чем в составе ПМ, и обеспечивает восстановительный уровень потребления.
БВД позволяет удовлетворять в основном рациональные физические и духовные потребности населения и обеспечивать развивающий характер потребления.
Государство может предоставлять гражданам на безвозмездной основе следующие виды социально значимых услуг в рамках установленного минимума:

услуги образования; услуги здравоохранения; услуги культуры;

услуги жилищно-коммунального хозяйства; юридическая помощь гражданам и др.
В России можно выделить следующие государственные минимальные социальные стандарты по социально значимым услугам.
В сфере образования к ним можно отнести услуги начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также предоставляемые на конкурсной основе услуги среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
К государственным минимальным социальным стандартам в здравоохранении может быть отнесен перечень бесплатных услуг здравоохранения по оказанию амбулаторно-поликлинической, скорой и стационарной медицинской помощи, а также услуги санитарного и профилактического характера в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.
К бесплатным услугам в сфере культуры можно отнести