Файл: Развитие профессиональной компетентности педагога дополнительного профессионального образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ИТОГАМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО ПРОГРАММЕ

«Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
ТЕМА: «Развитие профессиональной компетентности педагога дополнительного профессионального образования»

Работу выполнил: Назаркин Василий Николаевич

Хабаровск, 2023

СОДЕРЖАНИЕ


Введение




3










Глава I:

ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

5










Глава II:

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

7










2.1.

Понятие и виды профессиональной компетентности педагога дополнительного образования

7










2.2.

Роль профессиональной компетенции педагога дополнительного образования в воспитании детей

11




Заключение




15










Список литературы




17


ВВЕДЕНИЕ
В отечественном образовании последние несколько лет характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга.
Основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости.


Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении, ориентирована на личность ребенка и развитие его творческой активности. Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в основной системе образования.

В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.

Дополнительное образование детей реализуется руководителями различных творческих объединений по интересам и, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка.

Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается 18 тысяч учреждений дополнительного образования.

В задачи педагога дополнительного образования входит руко­водство разнообразной творческой деятельностью обучающихся в области дополнительного образования, организация внеуроч­ной работы с воспитанниками в образовательном учреждении.

На основании вышеизложенного, мы можем с уверенностью сказать, что именно педагог дополнительного образования имеет огромное значение в становлении личности ребёнка, а его профессионализм и компетентность играют далеко немаловажную роль в воспитании детей.


ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей детей, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования.

1

Деятельность педагога дополнительного образования направ­лена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отве­чающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги допол­нительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

  • быть чутким и доброжелательным;

  • понимать потребности и интересы детей;

  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;

  • обладать широким кругом интересов и умений;

  • быть готовым к выполнению самых разных обязанно­стей, связанных с обучением и воспитанием детей;

  • быть активным;

  • обладать чувством юмора;

  • располагать творческим потенциалом;

  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Важно и наличие у специалиста позитивной оценки себя как профессионала при высокой экспертной оценке со стороны коллег через публичные благодарности, грамоты, признание руководителей и т.д.

Чем ниже самооценка, тем потребность во внешних знаках внимания и признании выше, и тем, как правило, ниже профессионализм. Высокая экспертная оценка является показателем профессионализма человека. Критериями этого могут быть консультации коллег по профилю специалиста.

Частота обра­щений к работнику по проблематике, связанной с его профес­сиональной деятельностью, может также служить признаком профессионализма человека.

ГЛАВА II. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


    1. Понятие и виды профессиональной компетентности педагога дополнительного образования


Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
2

С содержанием профессиональной компетенции можно наглядно ознакомиться на Рисунке.




Рисунок. Профессиональная компетентность педагога

Успешная реализация общеобразовательных программ дополнительного образования    предполагает наличие у педагогов определенных компетенций, которые определяют готовность и умение:

  • обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка;

  • организовать конструктивное взаимодействие обучающихся в разных видах деятельности и различных направленностях;

  • создавать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности и материалу;

  • выстраивать общеобразовательную программу дополнительного образования, опираясь на разные варианты примерных и  авторских программ, поддерживать индивидуальность ребенка и обеспечивать развитие его потенциала, образовательных потребностей;

  • оказывать недирективную поддержку детской инициативе, обеспечивать пространство трансформируемой и полифункциональной среды.  Так же определяют способность: использовать в образовательном процессе формы и методы сотрудничества с обучающимися, соответствующие их психолого-возрастным особенностям и индивидуальным особенностям;

  • выстраивать образовательный процесс на основе   взаимодействия взрослых и детей, ориентируясь на возможности и способности каждого ребенка; поддерживать положительное, доброжелательно  отношение друг к другу;

  • выстраивать взаимодействие с родителями учащихся.3

На основе анализа современных тенденций дополнительного  образования, нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность учреждения дополнительного образования, исследований, посвященных изучению специфики педагогической деятельности педагогов учреждений дополнительного образования ( А.Г. Андрейченко, Л.Н. Буйловой, С.В. Кочневой, О.Е. Лебедевой, Л.Г. Логиновой, Н.Н. Михайловой, В.А. Березиной, А.К. Бруднова, Е.Б. Евладовой, В.В. Комарова, Г.Н. Поповой, Т.И. Рудневой и др.), функциональных компонентов педагогической деятельности  (А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев) теоретически обоснован и определен список профессиональных компетенций педагогов учреждения дополнительного образования.


Инструментальные компетенции: проектирование и планирование педагогического процесса по развитию учащихся в условиях учреждения дополнительного образования; организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования; установление дефицитных компетенций на основе анализа и рефлексивной оценки педагогических результатов.

Социально-личностные компетенции: управление взаимоотношениями с обучающимися, их родителями, коллегами; работа в команде педагогов конкретного учреждения дополнительного образования; самодиагностика уровня профессиональных компетенций в условиях учреждения дополнительного образования; профессиональное развитие в условиях учреждения дополнительного образования.

Выделенные компетенции являются основой для разработки модели компетенций учреждения дополнительного образования. Учитывая, что под компетенцией понимается определенное профессиональное поведение при решении педагогических задач, каждой компетенции были подобраны поведенческие признаки, которые можно зафиксировать в деятельности педагога учреждения дополнительного образования.4

К видам профессиональной компетентности педагога относят:

  1. Компетенция "Педагогическая оценка развития обучающегося" подразумевает следующие поведенческие признаки: педагог собирает информацию об учащимся: наблюдает; беседует с учащимися, родителями и специалистами; анализирует деятельность, проводит диагностические процедуры в соответствии с рекомендациями реализуемых программ учреждения дополнительного образования.

  2. Компетенция "Проектирование и планирование педагогического процесса по развитию учащихся" предполагает поведенческие признаки: педагог разрабатывает планы работы. Планирует образовательные процессы, занятия, продуктивную деятельность учащихся; проектирует динамичную развивающую среду, разрабатывает педагогические проекты.

  3. Компетенция "Организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования", подразумевает: построение образовательного процесса в соответствии с образовательной программой дополнительного образования, рабочим планом, проектом деятельности. Использование современные технологии физического, познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического развития учащихся; технологии, обеспечивающие реализацию приоритета учреждения дополнительного образования.

  4. Компетенция "Установление дефицитных компетенций на основе анализа и рефлексивной оценки педагогических результатов", предполагает: составление характеристики на учащихся в конце года, описание его достижений и качественных изменений в развитии. Составление аналитической записки по результатам деятельности с описанием профессиональных проблем и перечня необходимых профессиональных компетенций.

  5. Компетенция " Управление взаимоотношениями с учащимися, их родителями, коллегами", предполагает:  эмоциональное общение с учащимися, поощрение положительного контакта между ними. Привлечение родителей к участию в деятельности детской организации, организуя активные формы взаимодействия с ними. Сотрудничество с коллегами.

  6. Компетенция "Работа в команде педагогов учреждения дополнительного образования", предполагает: участие педагога в деятельности коллектива, педагог делится опытом и информацией с членами педагогического коллектива, обобщает и представляет на различных уровнях профессионально-педагогический опыт. Реализует проекты учреждения дополнительного образования, направленные на развитие его приоритета.

  7. Компетенция "Самодиагностика уровня профессиональных компетенций в условиях учреждения дополнительного образования", содержит следующие поведенческие признаки: педагог осуществляет самодиагностику, привлекает коллег, экспертов к оценке профессиональных компетенций.

  8. Компетенция "Профессиональное развитие в условиях учреждения дополнительного образования", подразумевает: разработку и реализацию программы профессионального развития. Использование потенциала коллег, консультантов, экспертов, преподавателей курсов повышения квалификации. Выстраивание системы изменений своих профессиональных компетенций.5