Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Промышленность выпускает различные высокопроизводительные землеройные, землеройно-транспортные, уплотняющие машины и механизмы. Выбор комплекта машин и способа производства работ осуществляют на основании технико-экономического анализа различных вариантов.
Важными условиями дальнейшего совершенствования технологии земляных работ являются: рациональная организация производства земляных работ по времени года -- сокращение объемов работ, выполняемых в зимнее время; повышение доли применения высокопроизводительных землеройных машин; создание и внедрение в производство комплектов машин для засыпки траншей и котлованов, уплотнения и разработки мерзлых грунтов.
Пооперационный контроль качества:
- точное ведение оперативного учета объемов выполняемых работ и расходов материальных ресурсов;
- правильное определение расхода строительных материалов, изделий и конструкций по выполняемым работам;
- грамотное списание материалов в соответствии с нормой расходов;
- качественное составление исполнительных смет на выполненные работы объемы работ (КС-2).
7 Ознакомление с технологией выполнения свайных работ, с машинами и механизмами, используемыми при устройстве свайных фундаментов и операционный контроль качества. Оперативный учет объемов выполняемых работ и материальных ресурсов.
Ознакомление с технологией выполнения земляных работ на строительной площадке, с машинами и механизмами, а также со схемами операционного контроля. Оперативный учет объемов выполняемых работ и расход материальных ресурсов
Назначение, виды и состав свайных работ.
Сваи предназначаются для передачи нагрузки от здания или сооружения на грунты, повышения несущей способности слабых грунтов, ограждения пространств от доступа воды, предотвращения осыпания или сползания грунтов.
Сваи классифицируют по способу передачи нагрузок, материалу изготовления, их форме и методам производства работ.
По методам производства работ сваи бывают погружаемые и набивные. Погружаемые сваи заранее изготовляют на поверхности земли и затем ударными или безударными методами (а также их комбинацией) погружают в грунт в вертикальном или наклонном положении. Набивные сваи устраивают непосредственно в самом грунте.
Мероприятия по подготовке к производству свайных работ.
При строительстве железобетонные и деревянные сваи, стальные обсадные трубы и шпунтовые сваи поступают к месту работ в подготовленном к погружению виде. Погрузку и разгрузку выполняют с помощью автомобильных кранов. Места складирования свай и шпунтов определяются в проектах производства работ.
При малом объеме свайных работ и отсутствии доставки бетонной смеси для изготовления свай железобетонные сваи изготавливают на полигонах у строящегося объекта. Шпунтовые сваи из прокатных профилей и укрупнения их в пакеты изготавливают в мастерской, оборудованной краном.
До начала свайных работ прокладывают необходимые коммуникации (паро- и воздухопроводы, линии электропередач и др.), производят ревизию сваебойного оборудования. При применении агрегатов на рельсовом ходу укладывают участки рельсовых путей.
До начала погружения свай выполняются планировка площадки и геодезическая разбивка сооружения, при необходимости – перенесение коммуникации. При подготовительных работах производят пробное погружение заранее изготовленных свай; изготавливают набивные пробные сваи и испытывают их для уточнения несущей способности. На строительных объектах свайные работы следует вести только по утвержденному ППР после получения в установленном порядке разрешения на производство работ.
Методы и средства погружения заранее изготовленных свай и шпунтов.
Применение свайных фундаментов из заранее изготовленных железобетонных свай позволяет по сравнению с ленточными и столбчатыми фундаментами уменьшить: объемы земляных работ в 2–5 раз, расход бетона на 30–50% и трудоемкость работ на 10–40%. Недостаток свайных фундаментов: повышенный расход стали.
Методы погружения свай и шпунтов.
Ударный метод основан на забивке свай молотами – механическими, паровоздушными одиночного и двойного действия и дизель-молотами, которые сагрегированы с копрами или мобильными копровыми (сваебойными) установками. Этим методом можно погружать различные железобетонные сваи, а также деревянные сваи и шпунты, стальные шпунты.
Трудоемкость и продолжительность перемещения, установки и выверки сваебойной установки зависят от ее конструкции. Универсальные металлические копры башенного типа имеют большую грузоподъемность и большую собственную массу (до 20 т). Для монтажа и демонтажа этих копров применяют свай длиной более 12 м при большом объеме свайных работ на объекте.
Наиболее распространенные в промышленном и гражданском строительстве сваи длиной 6–10 м забивают с помощью самоходных сваебойных установок.
При забивке длинных свай универсальным копром включают в комплект механизмов автомобильный кран, который поддерживает сваю за нижнюю скобу, постепенно приближаясь к копру. Современные сваебойные агрегаты имеют устройства, механизирующие процесс подтаскивания и подъема свай, а также установку головы сваи в наголовнике. Сваи небольшой длины (6–8 м) подтаскивают так, чтобы ее острие скользило по грунту.
Эффективность операции забивки свай зависит от: типа свайного молота, соответствия системы молота характеру грунта и воздействия его на голову сваи.
Механические (подвесные) молоты из-за низкой производительности (10–15 ударов в минуту) применяют лишь при небольших объемах свайных работ.
Паровоздушные молоты бывают простого и двойного действия. Молоты простого действия имеют массу ударной части 1,25-6 т, число ударов в минуту не превышает 30. Молот двойного действия может производить более 200 ударов в минуту, с помощью которых забивают сваи в грунты различной плотности в вертикальном и наклонном положении. Масса ударной части паровоздушных молотов двойного действия составляет 15–25% общей массы молота, а масса ударной части молотов одиночного действия 65–76%.
Широко применяемые дизель-молоты по сравнению с паровоздушными молотами отличаются более высокой производительностью, простотой в эксплуатации, автономностью действия, и низкой стоимостью.
На стройках применяют штанговые и трубчатые дизель-молоты. Ударная часть штанговых дизель-молотов – подвижный цилиндр, открытый снизу и перемещающийся в направляющих штангах.
В трубчатых дизель-молотах неподвижный цилиндр, имеющий шабот (пяту), является направляющей конструкции. Ударная часть молота – подвижной поршень с головкой. Число ударов в минуту у штанговых дизель-молотов 50–60, у трубчатых 47–55.
Главное преимущество дизель-молота трубчатого типа по сравнению со штанговыми дизель-молотами состоит в том, что при одинаковой массе ударной части они обладают значительно большей (до 2–3 раз) энергией удара. В зимнее время штанговые дизель-молоты работают более эффективно, чем трубчатые молоты; их можно запустить при температуре 30°С, что очень затруднительно для запуска трубчатого дизель-молота.
Несмотря на ряд достоинств, применять дизель-молоты при забивке свай в мягкие податливые грунты и грунты с сильно сжимаемыми прослойками, а также для забивки свай под водой нецелесообразно.
При выборе типа молота (в зависимости от массы свай и характера грунтов) учитываются «коэффициенты применимости» К, которые определяются по формуле:
(1)
где Q – масса молота, кг;
q – масса сваи с наголовником, кг;
W – энергия удара согласно паспорту.
Для забивки железобетонных свай с помощью подвесных молотов К = 3; с помощью молотов одиночного действия и штанговых дизель-молотов K = 5; для молотов двойного действия и трубчатых дизель-молотов К = 6.
Наголовники, необходимые для закрепления сваи в направляющих сваебойной установки и предохранения головы сваи от разрушения ударами молота, являются неотъемлемой частью дизель-молота. При забивке свай подвесными и паровоздушными молотами применяют металлические сварные и литые наголовники, имеющие внутри амортизационную прокладку.
Забивку сваи начинают путем медленного опускания молота на наголовник после установки сваи на грунт и ее выверки. Чтобы обеспечить правильное направление сваи, первые удары производят при небольшой высоте подъема молота (не более 0,4–0,5 м). При применении молотов и дизель-молотов замеряют время работы молота, расходуемое на каждый метр погружения сваи, число ударов в минуту, а в молотах двойного действия - давление пара (воздуха).
В конце забивки с помощью подвесных молотов и паровоздушных молотов одиночного действия забивку производят «залогами» по 10 ударов в каждом.
Сваи, не давшие контрольного отказа после перерыва продолжительностью в 3–4 дня, подвергаются контрольной добивке. Если глубина погружения сваи не достигла 85% проектной, а на протяжении трех последовательных залогов получен расчетный отказ, необходимо выяснить причины этого явления.
Динамические испытания свай производят в целях определения их несущей способности. Более точным, но в то же время более дорогим и трудоемким является способ статических нагрузок. При динамическом способе определяют величину несущей способности сваи в зависимости от энергии удара свайного погружателя при ее забивке. Отказы при этом способе определяются с помощью отказомеров.
Основная операция (забивка) продолжается 10 мин, а 15 мин (60% общей продолжительности цикла) - вспомогательные операции. При несамоходных копрах и производстве свайных работ в зимних условиях вспомогательные операции занимают 70–80% всего времени.
В системах, автоматизирующих процесс забивки свай, осуществляется автоматизация как основных операций (запуск дизель-молота, выключение его при достижении острием сваи проектной отметки), так и вспомогательных операций.
Вибрационный и виброударный методы погружения свай. При вибрационном методе сваю погружают с помощью вибрационных машин, оказывающих на нее динамические воздействия, преодолевающие сопротивление трения на боковой поверхности сваи, лобовое сопротивление грунта, возникающее под острием сваи
Вибропогружатель подвешивают к мачте сваепогружающего агрегата и соединяют наголовником со сваей. Действие вибропогружателя основано на дебалансе вибратора горизонтальной центробежной силы взаимного ликвидирования, в то время как вертикальные суммируются.
Амплитуда колебаний и масса вибросистемы (вибропогружатель, наголовник и свая) должны обеспечить разрушение структуры грунта с необратимыми деформациями.
При выборе низкочастотных погружателей (420 колебаний в минуту), необходимо чтобы момент эксцентриков в кГ-м превосходил массу вибросистемы не менее чем в 7 раз для легких грунтов и в 11 раз для средних и тяжелых грунтов.
Для погружения легких (массой до 3 т) свай и металлического шпунта в грунты применяются высокочастотные (1500 и более колебаний в 1 мин) вибропогружатели с подрессоренной пригрузкой, состоящие из вибратора и присоединенного к нему с помощью системы пружин дополнительного груза и приводного электродвигателя.
Применение вибрационного метода при погружении свай в маловлажные плотные грунты возможно лишь при устройстве лидирующих скважин.
Более универсальным является виброударный метод погружения свай при помощи вибромолотов, разделяющиеся по виду привода на электрические, пневматические, гидравлические и вибромолоты с двигателем внутреннего сгорания.
Наиболее распространенными являются пружинные вибромолоты, увеличивающие энергию удара с увеличением сопротивления грунта погружению свай. Масса ударной части (вибровозбудителя) вибромолота для погружению железобетонных свай должна быть 650-1350 кг (не менее 50% массы сваи).
Статическое и вибрационное вдавливание свай осуществляют с помощью специальных установок, воздействующих на сваю либо массой, либо массой и вибрацией одновременно.
Для погружения свай методом статического вдавливания используют агрегаты, состоящие из двух тракторов, оборудованные направляющей рамой, опорной плитой, наголовником для передачи давления, соединенным с вдавливающим полиспастом.
Технология вдавливания свай следующая: трактор с мачтой устанавливают над местом погружения свай и с помощью малой лебедки опускают на землю опорную плиту, на которую устанавливают пригрузочный трактор. Усилия от большой лебедки передаются на наголовник, и он начинает перемещаться по направляющим, обеспечивая тем самым вдавливание сваи.
Установка развивает усилие вдавливания до 350 кН и может погрузить за смену 13–15 свай длиной до 6 м. Точность установки сваи обеспечивается «лидирующими» направляющими скважинами,