Файл: Практическая работа 17 Тема Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 277
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
внутренние заблокирована или нет. Эта кнопка станет активной, если выделить несколько ячеек, а затем установить параметры формата ячейки. Эта кнопка позволит установить границы между ячейками, создав сетку (рис. 17).
Рис. 17. Оформление границ ячеек
После любых изменений окно настройки формата ячейки нужно закрыть, но предварительно, нажать OK (для подтверждения изменений), или отмена (если вдруг передумали).
Форматирование текстовой информации
Ввод коротких текстов (записей, заголовков и т. д.), чаще всего, требует двух видов форматирования: выравнивания по горизонтали и выравнивания по вертикали. Эти операции выполняются через меню Формат – Ячейки... . В окне Формат ячейки нужный способ выравнивания устанавливается на вкладке Выравнивание в соответствующих полях со списком. На этой же вкладке имеются другие важные настройки:
• флажок переносить по словам – для переноса на новую строку слов, разделенных пробелом (широко используется в заголовках);
группа полей Ориентация – для расположения текста вертикально или с наклоном;
• поле отступ – для задания отступов слева (единица измерения – символ) (рис. 18).
Рис. 18. Содержание вкладки Выравнивание в окне Формат ячеек
Для того, что объединить несколько ячеек, предварительно их следует выделить, затем в меню Формат ячейки установить галочку рядом с надписью объединенные ячейки (рис. 19).
Рис. 19. Установка команды объединение ячеек
После объединения серии ячеек воспринимается как одна ячейка. Имеется возможность разъединить объединенные ячейки, если их выделить и снять галочку в формате ячейки. Следует обратить внимание на то, что разъединить ячейки можно только в формате ячейки, но объединить можно и через панель инструментов (рис. 20).
Рис. 18. Содержание вкладки Выравнивание в окне Формат ячеек
Для того, что объединить несколько ячеек, предварительно их следует выделить, затем в меню Формат ячейки установить галочку рядом с надписью объединенные ячейки (рис. 19).
Р ис. 19. Установка команды объединение ячеек
После объединения серии ячеек воспринимается как одна ячейка. Имеется возможность разъединить объединенные ячейки, если их выделить и снять галочку в формате ячейки. Следует обратить внимание на то, что разъединить ячейки можно только в формате ячейки, но объединить можно и через панель инструментов (рис. 20).
Рис. 20. Инструмент панели для объединения ячеек
Форматирование числовой информации
Основными операциями форматирования чисел являются: задание количества знаков в десятичной части, выравнивание по правому краю и отступ справа. Числа выравниваются по правому краю по умолчанию, однако в некоторых случаях для этой цели можно использовать соответствующую кнопку на стандартной панели инструментов. Количество знаков в десятичной части числа задается на вкладке Число окна Формат ячейки (рис. 21).
Рис. 21. Меню вкладки Число окна Формат ячеек
Для выравнивания чисел по правому краю с заданием отступа справа необходимо выбрать числовой формат Денежный или Финансовый, в которых предусмотрен отступ справа.
Вводимые числа выравниваются по правому краю ячейки. Для разделения целой и дробной частей десятичных чисел используется запятая. Если целая часть числа не умещается по ширине ячейки, на экран выводятся знаки "####".
9
Автозаполнение
Создание таблиц связанно с массовым вводом некоторых чередующихся последовательностей. Например, цифр от 1 до 100, или названий месяца от января до февраля. В Excel есть возможность автоматизации подобных операций. Рассмотрим эту процедуру на примере цифр.
Шаг 1: в соседних ячейках ввести две цифры.
Шаг 2: выделить эти ячейки.
Шаг 3: следует обратить внимание, что в правом нижнем углу появился черный квадратик [+]. Именно за него можно производить автозаполнение. Схватите его левой кнопкой мыши и потащите вниз, цифры будут подставляться автоматически (рис. 22).
Рис. 22. Подготовительная процедура для проведения «автозаполнения» чисел
Растаскиваются цифры не только последовательно. Если ввести, например, 1 и 3 и растащить, то Excel выяснит разницу между числами, и, ориентируясь на нее будет производить растаскивание. Кроме того, растаскивать можно в любую сторону, а не только вниз.
Операции копирования и перемещения
Операции копирования и перемещения можно выполнить протяжкой мыши за границу выделенной области. При удержании клавиши Ctrl будет выполняться копирование, без нее – перемещение.
Сортировка списков
Списком называют таблицу, строки которой содержат однородную информацию. Наиболее частые операции со списками – сортировка и поиск информации. Список характеризует не содержимое таблицы, а способ ее организации. Только однородность информации в столбцах таблицы дает возможность применять сортировку или фильтры.
Excel автоматически определяет границы списка. Признаком конца области при автоматическом определении служит первая пустая строка. Для определения верхней границы списка сравнивается содержимое первой и второй строк области списка. Если эти строки различаются по типу, то первая строка рассматривается как заголовок. Она исключается из обрабатываемой области.
Необходимость сортировки записей в списках возникает, обычно, для последующего быстрого поиска информации в списке. Существуют два способа сортировки: по возрастанию и по убыванию признака сортировки, которым является один из столбцов списка. Для простой сортировки строк следует активизировать любую ячейку внутри списка и щелкнуть по одному из значков (по возрастанию или по убыванию) на панели инструментов. Excel автоматически определяет границы списка и сортирует строки целиком. Если пользователь сомневается в правильности определения границ списка, то целесообразно выделить сортируемый диапазон и выполнить Данные – Сортировка. В окне Сортировка диапазона следует задать признак сортировки (заголовок столбца), а также как сортировать – по возрастанию или по убыванию.
Организация вычислений
Одна из существенных возможностей Excel создание формул.
Формула начинается со знака равно (=). В формулах используются адреса ячеек, при составлении формулы ссылаться на ячейки можно (рис. 23):
• щелкая на них мышкой,
• вводя адрес с клавиатуры.
Рис. 23. Пример организации простейшего вычисления
Одной из наиболее частых задач является получение сумм по серии ячеек. В Excel для реализации данной возможности используется понятие автосуммирование. Это специальная формула, которая определяет сумму по диапазону. Рассмотрим пример. Шаг 1: вносим серию цифр в ячейки. Шаг 2: запишем формулу в ячейку и нажмем Enter. Кроме того, для этой цели в Excel предусмотрена специальная кнопка на панели инструментов, которая называется «автосумма» (рис. 24).
Работа с мастером функций
Работа с Мастером функций начинается с нажатия кнопки или обращения к меню Вставка – Функция и выполняется в два этапа: выбор функции и задание аргументов функции.
Рис. 25. Обращение к категориям функций
Для выбора функций используется окно с двумя полями. В левом поле задается категория функции, в правом – сама функция. При выделении функции в правом списке, в нижней части окна появляется краткое описание ее назначения. Панель для задания аргументов выводится автоматически после завершения первого этапа. Она содержит одно или несколько однострочных полей, снабженных специальной кнопкой для сворачивания панели. Если количество аргументов функции может быть произвольным, то, после ввода аргументов в очередное поле, на панели появляется дополнительное поле и т.д. При активизации поля в нижней части панели появляется пояснение его назначения (рис. 26).
Рис. 26. Окно для ввода аргументов функции
Технология задания аргументов такова:
1) свернуть панель щелчком по кнопке в правой части поля;
выделить интервал (диапазон), содержащий аргументы (если интервалов несколько
, то выделение выполняется при нажатой кнопке Ctrl) – за правильностью ввода можно следить с помощью строки формул;
3) развернуть панель повторным щелчком по кнопке поля;
4) повторить вышестоящие пункты для других аргументов;
5) завершить задание аргументов нажатием OК.
Альтернативным способом является ввод аргументов вручную в строке формул. Несколько аргументов одной функции перечисляются через точку с запятой.
Составлено: Малкиной С.Н.
Рис. 17. Оформление границ ячеек
После любых изменений окно настройки формата ячейки нужно закрыть, но предварительно, нажать OK (для подтверждения изменений), или отмена (если вдруг передумали).
Форматирование текстовой информации
Ввод коротких текстов (записей, заголовков и т. д.), чаще всего, требует двух видов форматирования: выравнивания по горизонтали и выравнивания по вертикали. Эти операции выполняются через меню Формат – Ячейки... . В окне Формат ячейки нужный способ выравнивания устанавливается на вкладке Выравнивание в соответствующих полях со списком. На этой же вкладке имеются другие важные настройки:
• флажок переносить по словам – для переноса на новую строку слов, разделенных пробелом (широко используется в заголовках);
группа полей Ориентация – для расположения текста вертикально или с наклоном;
• поле отступ – для задания отступов слева (единица измерения – символ) (рис. 18).
Рис. 18. Содержание вкладки Выравнивание в окне Формат ячеек
Для того, что объединить несколько ячеек, предварительно их следует выделить, затем в меню Формат ячейки установить галочку рядом с надписью объединенные ячейки (рис. 19).
Рис. 19. Установка команды объединение ячеек
После объединения серии ячеек воспринимается как одна ячейка. Имеется возможность разъединить объединенные ячейки, если их выделить и снять галочку в формате ячейки. Следует обратить внимание на то, что разъединить ячейки можно только в формате ячейки, но объединить можно и через панель инструментов (рис. 20).
Рис. 18. Содержание вкладки Выравнивание в окне Формат ячеек
Для того, что объединить несколько ячеек, предварительно их следует выделить, затем в меню Формат ячейки установить галочку рядом с надписью объединенные ячейки (рис. 19).
Р ис. 19. Установка команды объединение ячеек
После объединения серии ячеек воспринимается как одна ячейка. Имеется возможность разъединить объединенные ячейки, если их выделить и снять галочку в формате ячейки. Следует обратить внимание на то, что разъединить ячейки можно только в формате ячейки, но объединить можно и через панель инструментов (рис. 20).
Рис. 20. Инструмент панели для объединения ячеек
Форматирование числовой информации
Основными операциями форматирования чисел являются: задание количества знаков в десятичной части, выравнивание по правому краю и отступ справа. Числа выравниваются по правому краю по умолчанию, однако в некоторых случаях для этой цели можно использовать соответствующую кнопку на стандартной панели инструментов. Количество знаков в десятичной части числа задается на вкладке Число окна Формат ячейки (рис. 21).
Рис. 21. Меню вкладки Число окна Формат ячеек
Для выравнивания чисел по правому краю с заданием отступа справа необходимо выбрать числовой формат Денежный или Финансовый, в которых предусмотрен отступ справа.
Вводимые числа выравниваются по правому краю ячейки. Для разделения целой и дробной частей десятичных чисел используется запятая. Если целая часть числа не умещается по ширине ячейки, на экран выводятся знаки "####".
9
Автозаполнение
Создание таблиц связанно с массовым вводом некоторых чередующихся последовательностей. Например, цифр от 1 до 100, или названий месяца от января до февраля. В Excel есть возможность автоматизации подобных операций. Рассмотрим эту процедуру на примере цифр.
Шаг 1: в соседних ячейках ввести две цифры.
Шаг 2: выделить эти ячейки.
Шаг 3: следует обратить внимание, что в правом нижнем углу появился черный квадратик [+]. Именно за него можно производить автозаполнение. Схватите его левой кнопкой мыши и потащите вниз, цифры будут подставляться автоматически (рис. 22).
Рис. 22. Подготовительная процедура для проведения «автозаполнения» чисел
Растаскиваются цифры не только последовательно. Если ввести, например, 1 и 3 и растащить, то Excel выяснит разницу между числами, и, ориентируясь на нее будет производить растаскивание. Кроме того, растаскивать можно в любую сторону, а не только вниз.
Операции копирования и перемещения
Операции копирования и перемещения можно выполнить протяжкой мыши за границу выделенной области. При удержании клавиши Ctrl будет выполняться копирование, без нее – перемещение.
Сортировка списков
Списком называют таблицу, строки которой содержат однородную информацию. Наиболее частые операции со списками – сортировка и поиск информации. Список характеризует не содержимое таблицы, а способ ее организации. Только однородность информации в столбцах таблицы дает возможность применять сортировку или фильтры.
Excel автоматически определяет границы списка. Признаком конца области при автоматическом определении служит первая пустая строка. Для определения верхней границы списка сравнивается содержимое первой и второй строк области списка. Если эти строки различаются по типу, то первая строка рассматривается как заголовок. Она исключается из обрабатываемой области.
Необходимость сортировки записей в списках возникает, обычно, для последующего быстрого поиска информации в списке. Существуют два способа сортировки: по возрастанию и по убыванию признака сортировки, которым является один из столбцов списка. Для простой сортировки строк следует активизировать любую ячейку внутри списка и щелкнуть по одному из значков (по возрастанию или по убыванию) на панели инструментов. Excel автоматически определяет границы списка и сортирует строки целиком. Если пользователь сомневается в правильности определения границ списка, то целесообразно выделить сортируемый диапазон и выполнить Данные – Сортировка. В окне Сортировка диапазона следует задать признак сортировки (заголовок столбца), а также как сортировать – по возрастанию или по убыванию.
Организация вычислений
Одна из существенных возможностей Excel создание формул.
Формула начинается со знака равно (=). В формулах используются адреса ячеек, при составлении формулы ссылаться на ячейки можно (рис. 23):
• щелкая на них мышкой,
• вводя адрес с клавиатуры.
Рис. 23. Пример организации простейшего вычисления
Одной из наиболее частых задач является получение сумм по серии ячеек. В Excel для реализации данной возможности используется понятие автосуммирование. Это специальная формула, которая определяет сумму по диапазону. Рассмотрим пример. Шаг 1: вносим серию цифр в ячейки. Шаг 2: запишем формулу в ячейку и нажмем Enter. Кроме того, для этой цели в Excel предусмотрена специальная кнопка на панели инструментов, которая называется «автосумма» (рис. 24).
а | б | в |
Работа с мастером функций
Работа с Мастером функций начинается с нажатия кнопки или обращения к меню Вставка – Функция и выполняется в два этапа: выбор функции и задание аргументов функции.
Рис. 25. Обращение к категориям функций
Для выбора функций используется окно с двумя полями. В левом поле задается категория функции, в правом – сама функция. При выделении функции в правом списке, в нижней части окна появляется краткое описание ее назначения. Панель для задания аргументов выводится автоматически после завершения первого этапа. Она содержит одно или несколько однострочных полей, снабженных специальной кнопкой для сворачивания панели. Если количество аргументов функции может быть произвольным, то, после ввода аргументов в очередное поле, на панели появляется дополнительное поле и т.д. При активизации поля в нижней части панели появляется пояснение его назначения (рис. 26).
Рис. 26. Окно для ввода аргументов функции
Технология задания аргументов такова:
1) свернуть панель щелчком по кнопке в правой части поля;
выделить интервал (диапазон), содержащий аргументы (если интервалов несколько
, то выделение выполняется при нажатой кнопке Ctrl) – за правильностью ввода можно следить с помощью строки формул;
3) развернуть панель повторным щелчком по кнопке поля;
4) повторить вышестоящие пункты для других аргументов;
5) завершить задание аргументов нажатием OК.
Альтернативным способом является ввод аргументов вручную в строке формул. Несколько аргументов одной функции перечисляются через точку с запятой.
Составлено: Малкиной С.Н.