Файл: Кейстехнология Лидерство и креативность стратегия развития современного педагога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кейс-технология «Лидерство
и креативность: стратегия развития современного педагога»


Кейс предназначенный для студентов в освоение профессиональных качеств педагога.

Цель: 

·        создание условий для раскрытия лидерского потенциала студентов

·        освоения ими активного стиля общения, умения убеждать;

·        поощрение стремления студентов стать лидерами в педагогической деятельности.

Задачи:

·        подготовка к самореализации как педагога; 

·        формирование организаторских умений и навыков, лидерских качеств;

·        развитие коммуникабельности;
Организационный момент

Почему педагог должен быть креативным?

Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.

В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.

Высокообразованные люди нужны любому коллективу профессионалов, который хочет добиться результатов.

Творческий педагог подразумевает помимо профессиональной подготовки, ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный и надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому педагогу.

Это, в первую очередь, такие качества личности, как:

• самостоятельность;

• способность принимать ответственные решения;

креативный подход к любому делу;

• умение доводить дело до конца;


• постоянно учиться и совершенствоваться.

Это и такие качества как:

• наличие гибкости мышления;

• наличие абстрактного мышления;

• наличие системного и экспериментального мышлений;

• умение потенцинировать диалог; коммуникабельность; сотрудничество.

В творческом процессе педагога можно выделить такую последовательность этапов:

1. Возникновение педагогического замысла, направленного на решение педагогической задачи.

2. Разработка замысла.

3. Воплощение педагогического замысла в деятельности, в общении с людьми.

4. Анализ и оценка результатов творчества.

Творческий процесс педагога должен быть сопряжен с творческим процессом каждого воспитуемого и с творческим процессом всего педагогического коллектива.

Что мешает и заглушает творчество?

Внешняя критика, оценка правильно, не правильно.

Внутренняя критика, та же оценка.

Сравнение с другими людьми, детьми.

Одобрение оценка, мы привыкли к ожиданию внешней похвалы.

Страх неудачи, зацикливание на результат.
Практическая часть.

Сегодня мне бы хотелось остановиться на практическом примере одной из форм работы по развитию творческого потенциала педагогов, через использование деловой игры с элементами тренинга. Мы будем стараться активно искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно, проявляя гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение.
I Этап. Разминка.
Тест «Опытный педагог».

1. Воспитатель детского сада – это:

А. Добрая лошадка все свезет.
Б. Без матки пчелки – пропащие детки.
В. Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом
копия вскормлены.
2. Педагогический коллектив – это:

А. В мире, что в море.
Б. У одной овечки да семь пастухов.
В. Склеенная посуда два века живет.
3. Обучать детей – значит:

А. Что посеешь – то и пожнешь.
Б. Была бы нитка, дойдем и до клубка.
В. В дорогу идти – пятеры лапти сплести.
4. Воспитывать детей – значит:

А. Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.
Б. Перемелется – все мука будет.
В. Наказом воевода крепок.

5. Развивать детей – значит:

А. Сей день не без завтра.


Б. Высоко летаешь, да низко садишься.
В. Палка о двух концах.
6. Работа с родителями – это:

А. Бумага некупленная, письмо домашнее.
Б. В добрый час молвить, в худой промолчать.
В. По способу пешего хождения.
II Этап – разогрев

Упражнение «Перекинь мяч»

Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Время: 2-5 минут

Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу.

Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Вопросы для обсуждения:

• Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?

• Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?

• Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?

III Этап. Тренинг «Качества творческой личности».

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: "Сейчас мы потратим некоторое время на то, чтобы сосредоточиться на себе, на своих мыслях, чувствах, переживаниях.

Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите, как воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет наши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в Ваше тело попадет энергия, а с каждым выдохом уходят ненужные сейчас заботы, напряжения. Обратите внимание на ваше тело. Почувствуйте ваше тело: все – от ступней ног до макушки головы. Вы сидите на стуле, слышите какие-то звуки., ощущаете прикосновение воздуха на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это.

А теперь сосредоточитесь на идеи изменчивости мира, в котором мы живем. Наше сложное время характерно быстрыми и резкими изменениями. Порой они бывают молниеносными. Социальные и технологические изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, теперь могут произойти в считанные месяцы или даже недели, и все это постоянно действует на каждого из нас. Подумайте об этом.

Какие мысли у вас возникают?. Как вы чувствуете себя в этом изменчивом мире? (эти вопросы тренер повторяет 2 – 3 раза).

Подумайте о том, какие ваши качества, особенности поведения помогают вам жить в этом изменчивом мире, а какие мешают?

А теперь вспомните, что вы сидите здесь, в этой комнате, и здесь есть еще другие люди.

Медленно откройте глаза.

После того как все участники группы открыли глаза, предлагаю всем еще некоторое время остаться со своими впечатлениями, чувствами, переживаниями и нарисовать их. Для этого участникам группы предлагаются бумага, краски, фломастеры, цветные карандаши, и т. д. Рисунки участников группы желательно расположить так, чтобы все могли их видеть на протяжении дальнейших занятий.

После того, как все закончили рисовать, и рисунки расположены на видном для всех месте, я продолжаю инструкцию: "Продолжим нашу работу. Сейчас мы объединимся в группы: по 4 – 5 человек в каждой – и поделимся нашими впечатлениями, размышлениями, расскажем, друг другу о том, какие наши качества, особенности поведения помогают, а какие затрудняют нашу жизнь в изменчивом мире. Составьте, пожалуйста, в вашей группе перечень этих качеств. Не стремитесь к обобщениям, пусть качества или особенности поведения, которые вы включите в список, будут конкретными. Будьте готовы в конце работы в малых группах поделиться с остальными тем, что у вас получится".


В ходе представления каждой группой своего перечня качеств, побуждаю остальных участников задавать вопросы, прояснять то, что им не вполне ясно. При этом записываю называемые качества, особенности поведения на доске или листе ватмана.

• Большое количество существующих признаков креативности Davis

• Осознанность – восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.

• Оригинальность – гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предложения, действовать исходя из принципа «А что, если?».

• Независимость – уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.

• Склонность к риску – готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.

• Энергичность – поглощение действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».

• Артистичность – выразительность, эстетические интересы.

• Заинтересованность – широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.

• Чувство юмора – игривость.

Тяга к сложности – интерес к непонятному и таинственному, терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого.

Непредубежденность – восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.

• Потребность в одиночестве – самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самосознанию, способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.

• Интуитивность – проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.

• Толерантность по отношению к неопределенности - комфортное поведение человека в ситуации, когда отсутствует исчерпывающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий. Люди, у которых отсутствует, либо слабо выражены