Файл: Деление на группы.docx

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 826

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Работа с группой.

Прежде, чем начать любую работу с малой социальной группой, необходимо эту группу сформировать. Выбор малой группы связан с вопросом о ее размерах, где принято говорить о нижнем и верхнем количественном пределах группы. Согласно разделяемому нами мнению большинства ученых, малая группа начинается с диады (2 человека), а мнения по максимальному объему на этот счет значительно расходятся.

Иногда это количество ограничивается числом возможных личных контактов между членами группы (а это 20–40 человек), иногда «магическим» числом Джеймса – 7±2 (объем оперативной памяти человека). Это магическое число и является наиболее оптимальным, поскольку такая группа является наиболее управляемой и продуктивной, с увеличением же ее объема (особенно свыше 12 человек) возрастает число подгрупп, и усиливается противодействие решениям руководителя со стороны лидеров микрогрупп, затрудняется координация общегрупповых усилий.

Вот мы и определились с количеством участников группы, а что дальше? А дальше следует действовать в соответствии с планом, который следует построить в соответствии с логикой развития группы. А для этого необходимо знать этапы развития группы.


1. ОРИЕНТАЦИЯ (оргпериод). Ведущая деятельность: знакомство, сплочение.

В это время каждому члену группы присуще:

  • Готовность к работе и радужные ожидания

  • Изучение ситуации и действующих лиц

  • Зависимость от авторитетов и иерархии

  • Потребность найти свое место

  • Адаптация, вхождение каждого в коллективные отношения




Задачи оргпериода:

  • Познакомить ребят, создать благоприятный эмоциональный настрой

  • Предъявить единые требования к режиму дня и дисциплине

  • Узнать их увлечения, характера, выявить лидеров

  • Познакомить всех с содержанием работы, откорректировать план с учетом пожеланий и предложений

ИГРЫ ОРГПЕРИОДА (примеры)

  1. Все участники садятся в круг. Каждый по очереди делает вслух комплимент по любому поводу свому соседу справа, эстафета продолжается. Комплимент может касаться как внешних признаков, так и черт характера. Например: «Таня, у тебя красивые глаза», «Саша, мне нравится твоя улыбка», «Оля, ты очень доброжелательная» и т.д. Эта игра – первый шаг на пути к знакомству коллектива, проводится для доброжелательного настроя группы.

  2. Вызываются двое, которые должны по очереди говорить комплименты, например, на букву "О". Проигравшим считается тот, у кого в запасе не осталось слов.

  3. Играющие стоят в кругу и в произвольном порядке перекидывают друг другу мяч. Бросок должен сопровождаться комплиментом тому, кому кидается мяч. Чем больше мяч, тем лучше — это заставляет людей раскрыться.

  4. Каждый участник игры готовит собственное представление – свою устную визитную карточку. Она может быть настоящей, а может – в каком-либо образе, например: руководитель фирмы, актер, спортсмен, учитель… Представляясь группе, каждый участник, помимо слов, должен еще показать какой-нибудь жест, характерный для его образа. В конце игры можно провести тест на проверку памяти – попытаться вспомнить, кто какие жесты показывал.

  5. Все играющие делятся поровну и становятся в две круга один внутри другого лицом к стоящим в другом круге. Далее все получают задание: по сигналу сдвигаться. Сдвигаясь, образуются пары между двумя кругами. Необходимо узнать имя напарника, улыбнуться ему, и каждому выкинуть на пальцах от 1 до 3 (побеждает большее число). Затем нужно выполнить задание по количеству пальцев: 1 – пожать друг другу руки, 2 – обняться, 3 – поцеловаться. Потом по сигналу все сдвигаются на одного человека и все заново, но в новой паре.

  6. Группе сообщается, что они оказались на необитаемом острове. Вдруг на горизонте они увидели корабль. Это их последний шанс, поэтому нужно постараться любым способом привлечь к себе внимание. После этого можно спросить у группы – кто кого заметил. Этот человек загибает палец, а потом смотрят, у кого пальцев больше.

2. РАЗОЧАРОВАНИЕ (период скрытых конфликтов). Ведущая деятельность: поиск компромисса, сотрудничества.


В это время каждому члену группы присуще:

  • Чувство несоответствия надежд и реальности;

  • Недовольство авторитетами;

  • Недовольство целями, задачами, методами и планами действия;

  • Чувство некомпетентности;

  • Споры за власть и внимание;

  • Отсутствие доминирующей потребности







Задачи периода:

  • Вызвать в группе состояние неудовлетворенности отсутствием единства;

  • Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения;

  • Добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в группе;

  • Определить совместную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех;

  • Способствовать успеху этой деятельности;

  • Склонить в свою сторону лидеров групп.


ИГРЫ ПЕРИОДА РАЗОЧАРОВАНИЯ

Но всего этого можно избежать, если провести «Ожидания. Опасения. Соглашение.» Это упражнение оргпериода, цель которого – прояснить позицию каждого и выработать совместную стратегию решения поставленных задач.

Лист ватмана делится на три равные части. Первая часть называется «Ожидания». Здесь в режиме мозгового штурма каждый отвечает на вопрос о том, почему он хочет здесь находиться, чего он ожидал, когда ехал на это мероприятие. Например: познакомиться с новыми людьми, отдохнуть, узнать что-то новое, что будут вкусно кормить.

Вторая часть называется «Опасения». Здесь, снова в режиме мозгового штурма, каждый высказывается на тему, чего я не хочу, чтобы здесь было; что меня пугает в новом месте. Например: недружный коллектив, мало свободного времени, жесткие кровати.

И, наконец, третья часть называется «Соглашения». Здесь вся группа, совместно принимает решение о том, по каким правилам она будет жить все эти дни, каким образом они могут сделать так, чтобы сбылись ожидания, и не сбылись опасения. Правила могут быть следующие:

  • Закон правой руки. Если человек поднимает правую руку, значит он хочет что-то сказать, и все должны замолчать.

  • «0:0». Всегда и везде приходить во время, не опаздывать.

  • Доброго отношения к людям. Не грубить, не хамить, не перебивать, считаться с мнением каждого.

  • Слушать и слышать, или закон одного раза. Когда человек говорит, его все слушают, и все требования исполняются сразу, чтобы не приходилось их повторять.

  • Не согласен – отвергай. Отвергаешь – предлагай. Предлагаешь – делай.

  • Каждое дело творчески, а иначе зачем? Все делать как-нибудь необычно, с выдумкой: идти в столовую – с песней; косить сено – с музыкой; рисовать газету – зубочистками, УРРА!!!

Примеры:

    1. Все становятся в круг. Ведущий начинает изображать кистями рук птицу. Затем он посылает ее кому-нибудь, а тот должен ее принять и сам начать изображать птицу. И так далее пока птица не побывает у всех в руках. В конце она возвращается к ведущему.

    2. Один человек (желательно выпавший из коллектива) ложиться и закрывает глаза. Ведущий начинает рассказывать история о человеке, уснувшем однажды под деревом. И этот человек так понравился дереву, что оно решило сделать ему подарок и подняло его на своих ветвях (остальные мальчики поднимают лежащего). А листья дерева начали нежно гладить человека (девочки гладят поднятого). А потом ветви его опустили на землю, и он проснулся.

    Маленькие педагогические советы:

    • Создавать атмосферу откровенности на обсуждениях;

    • найти подходящий момент для решающего разговора;

    • возможность высказывания своего мнения;

    • анализировать и прогнозировать то, что может произойти;

    • организовать дело, которое может их объединить;

    • четко знать то, что осудят все.


    3. РАЗРЕШЕНИЕ. Ведущая деятельность: разделение обязанностей для внутригрупповых мероприятий. В это время каждому члену группы присуще:

    • Сглаживание разницы в ожиданиях и действительности;

    • Разрешение противоречий;

    • Достижение гармонии, доверия, уважения, уверенности и поддержки;

    • Содействие самоопределению группы, как самой лучшей.

    • Разделение обязанностей и ответственности;

    • Этап разрешения означает, что каждый в группе:

    • — понимает, о чем речь;

    • — имеет право голоса;

    • — поддерживает решение;

    • — желает работать.

    Для того чтобы как можно более эффективно распределить обязанности, можно ввести внутригрупповое чередование творческих поручений (ЧТП). Чем больше их будет, тем интереснее будет каждому члену группы попробовать себя в разных ролях, побывать в ситуации ответственности за какую-то важную деятельность. ЧТП могут быть весьма разнообразными:

    • дежурный командир;

    • дежурный по столовой;

    • «золушка» (отвечает за чистоту в комнатах или где-нибудь ещё);

    • человек-будильник;

    • почтальон (разносит подарки, посылки и письма членам своей группы или какой-то другой);

    • глашатай (он объявляет расписание дня, или громко кричит, созывая всю группу);

    • летописец-1 (фиксирует в интересной форме, что произошло с группой за этот день);

    • летописец-2 (записывает идеи во время мозгового штурма);

    • и т.д. Все, что вам необходимо для внутригрупповой деятельности.

    Кроме того, для активизации общения в группе можно ввести два небольших игровых момента. Первое – это почта (для этого и нужен почтальон), чтобы писать друг другу письма, пожелания, признания, которые ребята не могут высказать вслух. И второе – это игра, которая называется:Тайный друг



    4. РАБОТА (период делового сотрудничества). Ведущая деятельность: по достижению цели, сотрудничество с другими группами. В это время каждому члену группы присуще:


    • Радость от участия в работе группы;

    • Совместная взаимосвязанная работа;

    • Деловые отношения, связанные с общей деятельностью;

    • Высококачественная работа;

    • Передача роли лидера;

    • Чувство силы команды;

    • Межколлективные отношения;

    • Настрой на успех;

    • Желание быть вместе, общаться друг с другом, провести ещё одно дело.

    Задачи периода работы:

    • Укрепление организационной структуры, как заданной среды обитания каждой личности;

    • Утверждение чувства ответственности за успех деятельности группы;

    • Поддержка мажорного настроения в группе за счет содействия успеху деятельности;

    • Гуманизация деловых отношений;

    • Учить планировать, анализировать, давать оценку деятельности, подводить итоги, учить самооценке;

    • Сделать процесс деятельности наиболее творческим и интересным;

    • Обеспечение широкого круга общения группы на базе деятельности;

    • Предоставить каждому возможность осознать себя, свои возможности

    На этом этапе группер либо полностью сливается с коллективом, ведя себя как его рядовой член, либо просто занимает позицию наблюдателя, выполняя только функцию контроля и напоминания. Группа работает сама по себе, так как внутри нее уже сформирован и налажен четкий механизм действий.

    Здесь важно обратить внимание на то, каким образом строятся взаимоотношения в группе. Существует несколько схем взаимодействия:

    • «колесо»

    • «цепь»

    • «игрек»

    • «круг»

    • «сложный круг» (наиболее эффективная структура коммуникций)


    Это с одной стороны. Кроме того, важно обратить внимание на другую часть структуры группы, которая касается положения человека в группе, т.е. его неформального статуса. Существует 2 положительных и 2 отрицательных статуса:

    «Звезда» – наиболее благоприятное положение в группе. Лидер, авторитет, законодатель мод, стиля отношений. Их может быть несколько.

    «Предпочитаемый» – основная масса людей в группе, опора лидера, его окружение, исполнители.

    «Изолированный» – отрицательного мнения к человеку не складывается, вообще никакого мнения не складывается, он выпадает, его забывают, он не участвует в жизни группы.

    «Отверженный» – человек, который противопоставляет себя группе, находится с ней в постоянном конфликте, анти-лидер, шут, козел отпущения.


    Задача группера – сделать так, чтобы в группе не появилось людей с отрицательными статусами. А если таковые имеются, то, как можно скорее, исправить положение, включить их в деятельность, направить энергию в положительное русло. Это можно сделать, вызвав всех на откровенный разговор, найти для него дело, которое он захочет выполнять с удовольствием или поиграть в игры (например, «Дерево»).


    Маленькие педагогические советы:

    • не увлекайся, следи за соблюдением режимных моментов;

    • обеспечь взаимодействие с другими группами;

    • заведись сам, заведи отряд;

    • одни требования для всех, нет «любимчиков» и наоборот;

    • интересуйся впечатлениями и мнениями других о прожитом дне;

    • смотри иногда на свою группу «со стороны»;

    • не старайся сделать все сам, дай другим проявить себя.


    5. ЗАВЕРШЕНИЕ. Ведущая деятельность: анализ и рефлексия. В это время каждому члену группы присуще:


    • Грусть и признательность;

    • Резкий подъем или спад настроения;

    • Гордость за достижения;

    • Чувство близости к членам группы;

    • Идейное единство отношений;

    • Уверенность, внутренняя раскомплексованность;

    • Терпение друг к другу, принятие друг друга, какие есть.


    Задачи периода завершения:

    • Обеспечить анализ деятельности, самоанализ;

    • Побудить к дальнейшему саморазвитию;

    • Содействовать применению полученных навыков;

    • Содействовать качественному росту коллектива;

    • Содействовать перспективности внутригрупповых отношений.

    На этом этапе обязательно следует проанализировать «Ожидания. Опасения. Соглашение.» Что сбылось, что не сбылось; что было хорошо, что – плохо; как этому способствовало соглашение; чего не хватало. Тут происходят прощальные костры, вечер с разговором на тему «Что хорошего со мной произошло за эти дни», прощальные письма, раскрываются «тайные друзья».

    ИГРЫ ПЕРИОДА ЗАВЕРШЕНИЯ (примеры)