Файл: Моральнопсихологическая подготовка сотрудников уис к практической стрельбе и стрельбе в экстремальной ситуации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Морально-психологическая подготовка сотрудников УИС к практической стрельбе и стрельбе в экстремальной ситуации»

Выполнил Деккер В.Е.

Курсант 42 учебной группы

УСП ФПД

Рядовой вн.сл.

Одним из важных условий в формировании стрелковых умений и навыков является психологическая подготовка. По мере роста подготовленности стрелка меняются её направленность, содержание и методические приёмы. Если на начальном периоде обучения она была направлена на преодоление вредных стрелковых рефлексов и выполняла «обслуживающие» функции, то в фазе совершенствования стрелка психологическая подготовка формирует конкретные качества, необходимые для достижения вершин мастерства, нередко становится самостоятельным, главенствующим направлением. Если говорить о подготовке спортсменов-стрелков высокого уровня, то психологический аспект составляет около девяноста процентов от общего объёма тренировочного процесса.

Служебная деятельность сотрудников УИС является наиболее опасной и сложной по сравнению с другими видами деятельности человека. Специфика службы определяется высоким уровнем нервно-психического напряжения, постоянной готовностью к действиям в экстремальной ситуации. Одной из составляющих служебной деятельности сотрудника является вероятность применения огнестрельного оружия, а эффективная стратегия формирования психологической готовности к применению огнестрельного оружия на поражение базируется на реализации комплекса взаимосвязанных мероприятий нормативно-правового, воспитательного, тактико-технического и психологического характера.

Качество стрельбы зависит от правильности и стабильности выполнения целого комплекса технических приемов. При применении оружия в ситуациях служебной деятельности сотрудники испытывают, на фоне стресса, сильное эмоциональное возбуждение, которое может негативно влиять на точность и согласованность действий. Как сформировать профессиональную компетенцию у сотрудника УИС, которая позволяла бы не только уверенно выполнять контрольные стрельбы, но и осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений с использованием оружия в условиях высокого эмоционального напряжения?


Для формирования мотивационной составляющей целесообразно периодически доводить до сотрудников статистические данные по применению оружия УИС с разбором ошибок, которые повлекли за собой нежелательные последствия и демонстрацией положительного опыта. На примерах применения оружия, где сотрудники в критических ситуациях сохранили свою жизнь, жизни других людей очень важно показать, что это обычные сотрудники полиции с присущими им сильными и слабыми сторонами. Но самая сильная заинтересованность может угаснуть, если не будет поддерживаться постановкой конкретных целей и их реализацией. Для сотрудников правоохранительных органов это различные соревнования по стрельбе с моральным, материальным поощрением и присвоением спортивных разрядов, выполнение упражнений для сотрудников, представленных к испытаниям на присвоение (подтверждение) квалификационных званий, сдача итоговых проверок и многое другое. Вероятно, можно значительно легче преодолевать психологические трудности, если условно разделить цели на два вида: перспективные и оперативные. Перспективные цели определяются результатами, которые покажет сотрудник на зачётной стрельбе или в случае необходимости применить оружие на службе. Оперативные цели должны быть направлены на выбор и использование средств и методов обучения для решения конкретных задач технической, тактической и психологической подготовки. Если сотруднику удалось добиться высоких показателей в стрельбе, он должен иметь четкое, объективное представления о том, за счет каких технических, физических, психологических действий он этого достиг. В случае же снижения результатов делается вывод относительно нецелесообразности использования выбранных методик. Преподаватель и обучаемый должны постоянно анализировать весь спектр своей работы, используя творческий подход находить новые решения, использовать и специализировать применительно к стрельбе сведения, данные, факты из разнообразных отраслей науки и повседневной служебной деятельности. Процесс психологической подготовки всегда требует совместных творческих усилий обучающего и обучающегося.



Большое значение для выполнения точных, координированных действий имеет связь представлений о том или ином движении с практическим его выполнением, то есть идеомоторные процессы. Каждый опытный стрелок знает: стоит только подумать перед выстрелом о том, что он может быть неудачным, потерять нить знакомых ощущений и восприятий, как правильное представление мгновенно нарушается, теряется координация движений, и если не предпринять каких-либо мер, то плохой результат не заставит себя ждать. При возникновении отрицательной навязчивой мысли ей соответствует двигательное исполнение ошибочной схемы действий. Когда в сознании сотрудника совершенно отчетливо воспроизводится правильная схема основных рабочих движений, особенно в производстве выстрела, вероятность хорошей стрельбы значительно повышается. Как правило, ошибочные и неточные движения проявляются тогда, когда мышечное чувство недостаточно сформировано или значительно притупляется вследствие эмоционального напряжения, утомления, отвлечения внимания. Формирование мышечной памяти у стрелка осуществляется тренировками вхолостую, работой на тренажёрах «Хват», «Отдача» которые позволяют преподавателю видеть и оперативно устранять те ошибки обучающегося, которые негативно сказываются на результатах стрельбы. Многократно повторяемое стреляющим и «проговаривание» определенной последовательности действий и мысленное их выполнение является идеомоторной тренировкой. При производстве выстрела сотрудник не должен допускать возникновения ситуации, где внутренние противоречия подавляли представляемую стрелком правильную схему действий и приводили двигательный аппарат стреляющего в неконтролируемое состояние. Основой для формирования идеомоторных процессов является прежний опыт в определенной деятельности. Повторяемый опытным стрелком множество раз процесс производства выстрела настолько запоминается в мельчайших подробностях, что ему ничего не стоит мысленно воспроизвести все детали в своем воображении. Сотрудник должен приучать себя к постоянному анализу своих действий с оружием и уметь определять ошибки. Зарекомендовавшим себя способом преодоления технических неточностей и психологических напряжений является сознательное противопоставление этому сосредоточение внимания стреляющего на основных технических элементах за счет создания положительных идеомоторных реакций методом их предварительного прогнозирования. Основная психологическая проблема при стрельбе — умение быстро очистить своё сознание от всех мыслей: начиная от желания попасть в мишень и получить хорошую оценку, заканчивая подавлением в себе страха быть убитым в огневом контакте с вооружённым преступником. Нужно понять, что любая мысль, вызывая мышечные сокращения, может способствовать промаху. В условиях вооружённого противоборства с правонарушителем отключаться от внешней среды нельзя, однако не стоит допускать, чтобы ощущения переходили в эмоции, поскольку последние стимулируют ненужную мышечную активность и загружают мозг бессмысленной работой, что мешает процессу мышления, а соответственно принятию важных решений по применению оружия на основе правовой оценки происходящего.


Литература: Л. М Вайнштейн «Оружие-пистолет». Учебно-методическое пособие по стрельбе из пистолета. Стр.5–9. Иткис М. А. «Техника стрельбы из винтовки». Глава 2. А. Н. Садков «Психологическая подготовка в служебно-прикладном виде спорта — стрельба из боевого оружия»

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Кутыгин Ю. А. Психологический аспект при обучении стрельбе из стрелкового оружия [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 60-61. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10553/ (дата обращения: 19.03.2020).