Файл: Анализ выполнения впр по истории (5 класс).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ выполнения ВПР по истории (5 класс)



Назначение ВПР по истории – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС. КИМ предназначены для диагностики достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

На выполнение проверочной работы было отведено 45 минут. ВПР по истории выполняли 214 обучающихся 5 классов.

Каждый вариант ВПР состоит из 8 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Работа нацелена на выявление овладения школьниками базовыми историческими знаниями, опытом применения историко-культурного подхода к оценке социальных явлений, умением применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, умением искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого; проверяет знание обучающимися истории, культуры родного края.

Максимальный балл, который можно получить за работу – 15. В Канском районе максимум за работу набрали 5 участников ВПР (2 учащихся МБОУ «Филимоновская СОШ», 1 учащийся МБОУ «Анцирская СОШ», 1 учащийся МБОУ «Мокрушинская СОШ», 1 учащийся МБОУ «Чечеульская СОШ»).






Кол-во уч.

%




Понизили ( Отм.< Отм.по журналу)

100

47

Подтвердили(Отм.=Отм.по журналу)

95

44

Повысили (Отм.> Отм.по журналу)

19

9

Всего*:

214

100


Анализ гистограммы соответствия аттестационных и текущих отметок показывает, что 47% участников ВПР (100 человек) по истории в 5 классе понизили свои показатели. Подтвердили свои отметки 44% (95 человек). Повысили свои показатели 19 участников (9%). Таким образом, можно сделать вывод о недостаточно объективной оценке успеваемости обучающихся района (о завышении оценок).

Задание 1 и задание 2 предполагают в качестве ответа выбор цифры или последовательность цифр. Задание 1 нацелено на проверку умения работать с иллюстративным материалом. С данным заданием справились 50% участников ВПР.


Задание 2 проверяет умения работать с текстовыми историческими источниками. В задании необходимо определить, с какой из представленных в задании стран непосредственно связан данный исторический источник. Справились с заданием 69% учеников, писавших работу.

Задание 5 нацелено на проверку умения работать с исторической картой. В задании требуется заштриховать на контурной карте один четырехугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично располагалась выбранная страна. С задание справились 83% обучающихся. Процент выполнения задания выше, чем в крае и в стране.

Задание 7 и задание 8 проверяют знания истории родного края. С данными заданиями справились 79% и 49% ребят соответственно. Стоит отметить, что показатели успешного выполнения данных заданий выше, чем показатели успешного выполнения этих же заданий по краю и по стране в целом, что свидетельствует о большой работе, проводимой учителями района.

К заданиям, которые вызвали затруднения у участников ВПР, относятся задания 3, 4, 6. Задания 3-4 предполагают развернутый ответ. Задание 3 нацелено на проверку исторической терминологии и состоит из двух частей. В первой части от обучающихся требуется соотнести выбранную тему с термином, который с ней непосредственно связан. Во второй части задания необходимо объяснить значение этого термина. У учащихся это задание вызвало сложность при выполнении и лишь 41% детей справились с заданием. Так, в варианте №3, на выбор было предложено 4 темы: Персидская держава, Финикия, Древний Египет, Древняя Индия. К выбранной теме нужно было подобрать относящееся слово из следующего списка: Царь царей, Хуанхэ, лаконичная речь, санскрит, Осирис, пурпур. Затем объяснить смысл выбранного слова. Вариант №4 представил для выбора участникам ВПР похожие темы: Древняя Греция, Древняя Индия, Древний Китай и Древняя Палестина. Подобрать подходящее слово к выбранной теме нужно было из следующего списка: Гунны, «Рамаяна», Тутмос, Меценат, акрополь, Ветхий Завет. Вариант №4 оказался более сложным для ребят.

Задание 4 нацелено на проверку знания исторических фактов и умения излагать исторический материал в виде последовательного связного текста. Оно состоит из двух частей. В первой части от обучающихся требуется соотнести выбранную тему с одним из событий или процессов, данных в списке. Во второй части задания необходимо привести краткий письменный рассказ об этом событии, используя не менее двух исторических фактов. С заданием справились 38% учеников (по Красноярскому краю- 40%, по России – 44%). Школьники при выполнении этого задания испытали затруднения в варианте №4 с такими событиями (процессами, явлениями) как подвиги Самсона в борьбе с филистимлянами, суд Осириса, изгнание Тарквиния Гордого. В варианте №3 – завоевания Кира Великого, жизнь по законам царя Хаммурапи, правление Эхнатона, легенда о принце Гаутаме. Задания варианта№3 оказались также сложнее для ребят.



Задание 6 проверяет знание причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи. В задании требуется объяснить, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей страны, указанной в выбранной обучающимися теме. С заданием справились 38% ребят, что значительно ниже краевого и общероссийского показателей.

Таким образом, обучающиеся продемонстрировали знание истории родного края; сформированность умений работать с иллюстративным материалом; работать с текстовыми историческими источниками; работать с исторической картой.

Таким образом, можно сделать вывод, что пятиклассники испытывают затруднения со знанием исторической терминологии и фактов, причин и следствий событий по истории Древнего мира; с умением излагать исторический материал в виде последовательного связного текста, с умением формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи. То есть главной проблемой многих школьников является отсутствие прочных знаний. В работе с ними рекомендуется внимание уделить мотивации обучающихся. Кроме того, необходимо соблюдать принцип доступности обучения, который заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся.



Блоки ПООП ООО

Макс
балл

По АТЕ

Средний % выполнения




выпускник научится /

получит возможность научиться

или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС

По региону

По России










214 уч.

29095 уч.

1421939 уч.

1

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Работать с изобразительными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию.

2

50

52

60

2

Смысловое чтение. Умение проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира.

1

69

73

73

3

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умение объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов.

3

41

40

44

4

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умение рассказывать о событиях древней истории.

3

38

40

44

5

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умение использовать историческую карту как источник информации о расселении общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий.

1

83

76

77

6

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умение описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.

2

38

43

44

7

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Реализация историко-культурологическо¬го подхода, формирующего способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию Родины.

1

79

66

67

8

Умение создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности. Реализация историко-культурологическо¬го подхода, формирующего способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию Родины.

2

49

41

43



Работу по истории ученики 5-х классов выполнили следующим образом: отметку «5» получили 24 ученика (11%), отметку «4» - 75 учеников (35%), отметку «3»- 101 ученик (47%), отметку «2»- 14 учеников (7%).






Отметка

Вариант

2

3

4

5

Кол-во уч.

3

7

54

41

7

109

4

7

47

34

17

105

Комплект

14

101

75

24

214


Наиболее успешно с ВПР справились учащиеся МБОУ «Бошняковская ООШ», МБОУ «В-Амонашенская СОШ», МБОУ «Степняковская СОШ», МБОУ «Мокрушинская СОШ», МБОУ «Таеженская СОШ», МБОУ «Филимоновская СОШ», МБОУ «Краснокурышинская ООШ».

Педагогам МБОУ «Георгиевская СОШ», МБОУ «Браженская СОШ» необходимо уделить больше внимания при изучении отдельных тем по курсу «История 5 класс».

Результаты выполнения работы по обществознанию по ОО приведены в таблице ниже.


ОО

Кол-во уч.

Распределение групп баллов в %







2

3

4

5

Канский муниципальный район

214

6.5

47.2

35

11.2

(sch246093) МБОУ Бошняковская ООШ

4

0

25

75

0

(sch243413) МБОУ Анцирская СОШ

10

0

50

10

40

(sch243414) МБОУ Красномаяковская СОШ

10

10

80

10

0

(sch243415) МБОУ Чечеульская СОШ

33

3

48.5

45.5

3

(sch243416) МБОУ "В-Амонашенская СОШ"

10

0

30

70

0

(sch243417) МБОУ Степняковская СОШ

11

0

36.4

45.5

18.2

(sch243418) МБОУ Большеуринская СОШ

15

6.7

86.7

6.7

0

(sch243419) МБОУ Георгиевская СОШ

8

25

25

37.5

12.5

(sch243420) МБОУ Сотниковская СОШ

12

0

58.3

33.3

8.3

(sch243421) МБОУ Астафьевская СОШ

10

0

80

20

0

(sch243422) МБОУ Рудянская СОШ

14

7.1

57.1

21.4

14.3

(sch243423) МБОУ Мокрушинская СОШ

15

0

40

33.3

26.7

(sch243424) МБОУ Таеженская СОШ

3

0

33.3

66.7

0

(sch243425) МБОУ Филимоновская СОШ

32

9.4

18.8

46.9

25

(sch246094) МБОУ Арефьевская ООШ

4

0

100

0

0

(sch246095) МБОУ Краснокурышинская ООШ

2

0

0

100

0

(sch246096) МБОУ Тайнинская ООШ

2

0

50

50

0

(sch243426) МБОУ Браженская СОШ

19

26.3

42.1

26.3

5.3




Можно считать достаточным усвоение школьниками района следующих умений и знаний:

– умение работать с иллюстративным материалом;

– умение работать с текстовыми историческими источниками;

– умение работать с исторической картой;

– знание истории родного края.
На недостаточном уровне обучающиеся района усвоили:

– знания исторической терминологии;

– знания исторических фактов и умения излагать исторический материал в виде последовательного связного текста;

– знание причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи;
Рекомендации

Педагогам необходимо проанализировать выполнение предложенных вариантов ВПР по истории; выявить типичные ошибки, допущенные обучающимися при выполнении данной работы, сделать работу над ошибками.

Больше внимания при обучении пятиклассников необходимо уделять формированию знаний исторической терминологии и фактов. Также, на уроках истории необходимо отрабатывать умения строить речевые высказывания, как при изложении исторического материала, так и при формулировании причинно-следственных связей.