Файл: Пояснительная записка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Музыкально эстетическое развитие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Музыкально – эстетическое развития»


Пояснительная записка

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы

«Музыкально – эстетическое развитие»

В концепции современного российского образования акцент падает на личностную составляющую обучения и воспитания. Личностно-ориентированный подход позволяет создать условия для обеспечения равного доступа детей к полноценному качественному образованию в соответствии с интересами и склонностями на уровне возможностей.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Эстетическое воспитание призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о «прекрасном», существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.

Композиторы, создававшие великие творения, оставляли на этих золотых слитках духовного богатства отпечаток души, предлагая эти сокровища нам, стремились приобщить людей к музыке – величайшему камертону времени. Надо лишь научиться внимать этому миру, воспитывая в себе чуткость к музыке.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкально - эстетическое развитие» (далее программа) художественной направленности реализуется в коллективе «Разноцветные нотки» муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества», по содержательной, по форме организации - индивидуально – групповой; по времени реализации – трехгодичной.


Идея создания данной программы продиктована ситуацией, создавшейся в области музыкального образования детей. Имеющиеся на данный момент типовые программы являются узкопрофильными, направленными на формирование у детей определенных умений и навыков без учета их интересов и потребностей. Обучение по этим программам ведется в строго академической манере, в рамках, не допускающих отклонений. 

Главное отличие программы от типовых программ состоит в том, что она значительно расширяет пространство для изучения и восприятия музыки разных стилей и направлений. Воспитание юных музыкантов происходит на лучших образцах академической, народной, а также эстрадной музыки.

Еще одна отличительная особенность программы заключается в том, что она рассчитана как на обычных детей, которые интересуются музыкальным искусством, так и одаренных детей, которые более способны от природы. Основной курс обучения рассчитан на всех детей, одаренные же дети, сверх того занимаются индивидуально и в составе вокальной группы.

Актуальность программы заключается в следующем: она имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также предоставляет возможность для развития творческих способностей всех групп обучающихся. В образовательном процессе программе используются инновационные технологии: технология исследовательской деятельности, групповой деятельности, личностно-ориентированные и игровые технологии и т.д.Данная программа обусловлена практической значимостью: занимаясь в творческом коллективе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (школа, местное сообщество, районные конкурсы, фестивали). 

Адресат программы:

Программа разработана для детей 5 - 9 лет, не имеющих специальной музыкальной подготовки, дает возможность каждому из них удовлетворить не только свои образовательные потребности, но и реализовать способности,  радовать социум и ближайшее окружение своими достижениями, получить оценку и  общественное признание   в школе, в городе, в России. Увлеченные любимым делом дети, как правило, высоконравственны, добры и воспитаны,  принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа  взаимодействия с окружающим сообществом.



          Объём и срок освоения программы. Программа рассчитана на 216 часов на весь период обучения и необходимых для освоения программы, 27 месяцев. 

Режим занятий

1 год обучения – «Звуки окружающего мира», 72 часа (2 раза в неделю по 1 часу);

2 год обучения – «Повсюду музыка слышна», 72 часа (2 раза в неделю по 1 часу);

3 год обучения – «Волшебный мир вокала», 72 часа (2 раза в неделю по 1 часу).

Особенности организации образовательного процесса.Продолжительность учебного занятия 1 астрономический час 2 раза в неделю.

Ритм обучения зависит от одаренности и способности детей. Процесс обучения идет как группой, так и индивидуально. Набор детей осуществляется в начале учебного года с собеседования, цель которого - представление о музыкальных способностях и наклонностях ребенка. Наполняемость групп 1 года обучения до 15 человек, 2 и 3 года обучения до 12 человек. При комплектовании учебных групп подбираются дети примерно с одинаковыми музыкальными данными (если это необходимо, состав группы может измениться в течение года).

Основными целями программы являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического воспитания и эмоционально отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности.

Задачи:

личностные:

  • воспитание эстетической культуры;

  • формирование эстетического отношения к действительности.

  • приобщение человека «прекрасному» в жизни к природе, труде.

  • формирование эстетического идеала;

  • формирование стремление быть прекрасным во всём: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде;

метапредметные:

  • развитие эстетических чувств;

  • развитие потребности деятельности по законам красоты;

  • активное участие каждого воспитанника в созидание прекрасного своими силами; 

образовательные:

  • практические занятия музыкой; 

  • участие в конкурсах и концертной деятельности коллектива;

  • формирование музыкально - эстетических знаний;

  • овладение музыкально - эстетическим и культурным наследием прошлого.

Планируемые результаты. Обучающиеся, успешно освоившие программу:


должны знать -

  • музыкальные инструменты; 

  • жанры музыкальных произведений;

  • нотную грамоту.

должны уметь -

  • узнавать знакомые песни;

  • различать звуки по высоте (в пределах октавы);

  • петь разнохарактерные и разножанровые песни;

  • узнавать на слух и воспроизводить мелодии песен;

  • различать звуки по высоте;

  • петь протяжно и четко произносить слова;

  • начинать и заканчивать песню вместе;

  • инсценировать песни;

  • петь без напряжения, плавно, легким звуком;

  • петь в сопровождении музыкального инструмента;

  • интонировать.


Учебный план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Музыкально – эстетическое развитие»

I год обучения

(2 раза в неделю по 1 часу – 72 часа за год)

«От нотки к нотке, от звука к песне»



Наименование раздела, темы.

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие - «Разноцветные нотки – музыкальный коллектив»

1

1

0

опрос

2.

Звуки окружающего мира

1

1

0

опрос

3

Мир звуков

8

1

7

опрос

4

Лесной оркестр

8

2

6

тест

5

Нотная азбука

16

2

14

зачёт

6

О чем рассказывает музыка

8

3

5

опрос

7

Как рассказывает музыка

8

3

5

опрос

8

Музыка, образ движение

10

2

8

опрос

9

Волшебной музыки страна

10

3

7

кроссворд

10

Итоговое занятие – «Веселый концерт»

2

0

2

концерт




ИТОГО

72

18

54





II год обучения

(2 раза в неделю по 1 часу – 72 часа за год)

«Повсюду музыка слышна»



Наименование раздела, темы.

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие - «Повсюду музыка слышна»

1

1

0

опрос

2.

Музыкальная азбука

23

8

15

тест

3.

У бабушки в деревне

8

2

6

опрос

4.

В мастерской у папы Карло

8

3

5

кроссворд

5.

В гостях у сказки

8

2

6

прослушивание

6.

С песенкой по лесенке

8

2

6

опрос

7.

Народный оркестр

8

2

6

тест

8.

Симфонический оркестр

7

5

2

тест

9

Итоговое занятие – музыкальная сказка «Петя и волк».

1

0

1

открытое занятие




ИТОГО

72

25

47