Файл: Пояснительная записка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Музыкально эстетическое развитие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Музыкально – эстетическое развития»
Пояснительная записка
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
«Музыкально – эстетическое развитие»
В концепции современного российского образования акцент падает на личностную составляющую обучения и воспитания. Личностно-ориентированный подход позволяет создать условия для обеспечения равного доступа детей к полноценному качественному образованию в соответствии с интересами и склонностями на уровне возможностей.
Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Эстетическое воспитание призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о «прекрасном», существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.
Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.
Композиторы, создававшие великие творения, оставляли на этих золотых слитках духовного богатства отпечаток души, предлагая эти сокровища нам, стремились приобщить людей к музыке – величайшему камертону времени. Надо лишь научиться внимать этому миру, воспитывая в себе чуткость к музыке.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкально - эстетическое развитие» (далее программа) художественной направленности реализуется в коллективе «Разноцветные нотки» муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества», по содержательной, по форме организации - индивидуально – групповой; по времени реализации – трехгодичной.
Идея создания данной программы продиктована ситуацией, создавшейся в области музыкального образования детей. Имеющиеся на данный момент типовые программы являются узкопрофильными, направленными на формирование у детей определенных умений и навыков без учета их интересов и потребностей. Обучение по этим программам ведется в строго академической манере, в рамках, не допускающих отклонений.
Главное отличие программы от типовых программ состоит в том, что она значительно расширяет пространство для изучения и восприятия музыки разных стилей и направлений. Воспитание юных музыкантов происходит на лучших образцах академической, народной, а также эстрадной музыки.
Еще одна отличительная особенность программы заключается в том, что она рассчитана как на обычных детей, которые интересуются музыкальным искусством, так и одаренных детей, которые более способны от природы. Основной курс обучения рассчитан на всех детей, одаренные же дети, сверх того занимаются индивидуально и в составе вокальной группы.
Актуальность программы заключается в следующем: она имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также предоставляет возможность для развития творческих способностей всех групп обучающихся. В образовательном процессе программе используются инновационные технологии: технология исследовательской деятельности, групповой деятельности, личностно-ориентированные и игровые технологии и т.д.Данная программа обусловлена практической значимостью: занимаясь в творческом коллективе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (школа, местное сообщество, районные конкурсы, фестивали).
Адресат программы:
Программа разработана для детей 5 - 9 лет, не имеющих специальной музыкальной подготовки, дает возможность каждому из них удовлетворить не только свои образовательные потребности, но и реализовать способности, радовать социум и ближайшее окружение своими достижениями, получить оценку и общественное признание в школе, в городе, в России. Увлеченные любимым делом дети, как правило, высоконравственны, добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающим сообществом.
Объём и срок освоения программы. Программа рассчитана на 216 часов на весь период обучения и необходимых для освоения программы, 27 месяцев.
Режим занятий
1 год обучения – «Звуки окружающего мира», 72 часа (2 раза в неделю по 1 часу);
2 год обучения – «Повсюду музыка слышна», 72 часа (2 раза в неделю по 1 часу);
3 год обучения – «Волшебный мир вокала», 72 часа (2 раза в неделю по 1 часу).
Особенности организации образовательного процесса.Продолжительность учебного занятия 1 астрономический час 2 раза в неделю.
Ритм обучения зависит от одаренности и способности детей. Процесс обучения идет как группой, так и индивидуально. Набор детей осуществляется в начале учебного года с собеседования, цель которого - представление о музыкальных способностях и наклонностях ребенка. Наполняемость групп 1 года обучения до 15 человек, 2 и 3 года обучения до 12 человек. При комплектовании учебных групп подбираются дети примерно с одинаковыми музыкальными данными (если это необходимо, состав группы может измениться в течение года).
Основными целями программы являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического воспитания и эмоционально отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности.
Задачи:
личностные:
-
воспитание эстетической культуры; -
формирование эстетического отношения к действительности. -
приобщение человека «прекрасному» в жизни к природе, труде. -
формирование эстетического идеала; -
формирование стремление быть прекрасным во всём: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде;
метапредметные:
-
развитие эстетических чувств; -
развитие потребности деятельности по законам красоты; -
активное участие каждого воспитанника в созидание прекрасного своими силами;
образовательные:
-
практические занятия музыкой; -
участие в конкурсах и концертной деятельности коллектива; -
формирование музыкально - эстетических знаний; -
овладение музыкально - эстетическим и культурным наследием прошлого.
Планируемые результаты. Обучающиеся, успешно освоившие программу:
должны знать -
-
музыкальные инструменты; -
жанры музыкальных произведений; -
нотную грамоту.
должны уметь -
-
узнавать знакомые песни; -
различать звуки по высоте (в пределах октавы); -
петь разнохарактерные и разножанровые песни; -
узнавать на слух и воспроизводить мелодии песен; -
различать звуки по высоте; -
петь протяжно и четко произносить слова; -
начинать и заканчивать песню вместе; -
инсценировать песни;
-
петь без напряжения, плавно, легким звуком; -
петь в сопровождении музыкального инструмента; -
интонировать.
Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Музыкально – эстетическое развитие»
I год обучения
(2 раза в неделю по 1 часу – 72 часа за год)
«От нотки к нотке, от звука к песне»
№ | Наименование раздела, темы. | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие - «Разноцветные нотки – музыкальный коллектив» | 1 | 1 | 0 | опрос |
2. | Звуки окружающего мира | 1 | 1 | 0 | опрос |
3 | Мир звуков | 8 | 1 | 7 | опрос |
4 | Лесной оркестр | 8 | 2 | 6 | тест |
5 | Нотная азбука | 16 | 2 | 14 | зачёт |
6 | О чем рассказывает музыка | 8 | 3 | 5 | опрос |
7 | Как рассказывает музыка | 8 | 3 | 5 | опрос |
8 | Музыка, образ движение | 10 | 2 | 8 | опрос |
9 | Волшебной музыки страна | 10 | 3 | 7 | кроссворд |
10 | Итоговое занятие – «Веселый концерт» | 2 | 0 | 2 | концерт |
| ИТОГО | 72 | 18 | 54 | |
II год обучения
(2 раза в неделю по 1 часу – 72 часа за год)
«Повсюду музыка слышна»
№ | Наименование раздела, темы. | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие - «Повсюду музыка слышна» | 1 | 1 | 0 | опрос |
2. | Музыкальная азбука | 23 | 8 | 15 | тест |
3. | У бабушки в деревне | 8 | 2 | 6 | опрос |
4. | В мастерской у папы Карло | 8 | 3 | 5 | кроссворд |
5. | В гостях у сказки | 8 | 2 | 6 | прослушивание |
6. | С песенкой по лесенке | 8 | 2 | 6 | опрос |
7. | Народный оркестр | 8 | 2 | 6 | тест |
8. | Симфонический оркестр | 7 | 5 | 2 | тест |
9 | Итоговое занятие – музыкальная сказка «Петя и волк». | 1 | 0 | 1 | открытое занятие |
| ИТОГО | 72 | 25 | 47 | |