Файл: Пояснительная записка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Музыкально эстетическое развитие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, в ходе самостоятельной деятельности ребенка.
Характеристика содержательных компонентов программы
Слушание музыки
Содержание программы включает в себя четыре основных элемента:
• ознакомление с музыкальными произведениями;
• воспитание любви к ним, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
• приобретение навыков культуры слушания музыки;
• формирование музыкального вкуса в процессе накопления слуховых впечатлений и первоначальных сведений о музыке.
Пение и развитие вокально-хоровых навыков
Это направление включает в себя:
а) певческие навыки и умения:
-певческая установка;
-вокальные навыки;
-хоровые навыки;
б) вокальные навыки:
-звукообразование (петь выразительно, естественным голосом, без напряжения, протяжно, не спеша);
-дыхание (брать дыхание между короткими музыкальными фразами);
-дикция (произносить слова внятно, правильно);
в) хоровые навыки:
-строй (чистота интонаций): правильно передавать мелодию простейших напевок;
-ансамбль (слаженность): вместе начинать и заканчивать песню. Учить детей петь напевно, спокойно.
Музыкально-ритмическое творчество
включает:
- упражнения;
- музыкальные игры (сюжетные и несюжетные);
Общий характер музыки, регистровые изменения:
• умение и петь в соответствии с контрастным характером музыки, с регистрами (высокий, низкий).
Динамические оттенки:
• умение изменять пение соответственно изменению силы звучания (громко - тихо).
Темповые изменения:
• умение петь в умеренном или быстром темпе.
Метроритм:
• умение петь в соответствии с метрической пульсацией, исполнять простейший ритмический рисунок.
Игра на простейших детских музыкальных инструментах и фортепиано:
• простейшее музицирование;
• обучение исполнению на простейших инструментах попевок из одного-двух звуков.
Основу программы составляют пять основных направлений:
Музыкально-дидактические игры:
Игры:
Объем вокально-речевой и музыкальной деятельности детей на описываемых в программе занятиях реализует идеи о соотношении психоэмоциональной и учебной нагрузки в образовательном процессе, т.е. во временном измерении примерно соответствует следующим величинам:
Теоретическая значимость программы заключается в том, что изучена методическая литература по организации вокальной, музыкально-театральной и исследовательской деятельности школьников результатом этой работы является методическое сопровождение программы.
Педагогические технологии:
Алгоритм учебного занятия
Список литературы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Музыкально-эстетическое развитие»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
Список литературы
1. Андреева М. Первые шаги в музыке. М.: Просвещение, 1991
2. Барабошкина А., Боголюбова Н. Музыкальная грамота, ч. I. -Л.: Музыка, 1977
3. Бублей С. Детский оркестр. - Л.: Музыка, 1983
4. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1984
5. Кирнарская Д. Музыкальные способности, - М.: Просвещение, 2004
6. Кононова Н. Музыкально-дидактические игры для школьников. - М.:
Просвещение, 1982
7. Котляревская-Крафт М., Москалькова Н., Батхан Л. Сольфеджио: уч. пособие для педагогов подготовительных отделений ДМШ. - Л.: Музыка,
1984.
8. Орф К. Система детского музыкального воспитания / Под ред. Л. А.
Баренбойма. - Л.: Музыка, 1970
2)
Характеристика содержательных компонентов программы
Слушание музыки
Содержание программы включает в себя четыре основных элемента:
• ознакомление с музыкальными произведениями;
• воспитание любви к ним, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
• приобретение навыков культуры слушания музыки;
• формирование музыкального вкуса в процессе накопления слуховых впечатлений и первоначальных сведений о музыке.
Пение и развитие вокально-хоровых навыков
Это направление включает в себя:
а) певческие навыки и умения:
-певческая установка;
-вокальные навыки;
-хоровые навыки;
-
звукообразование; -
дикция;
б) вокальные навыки:
-звукообразование (петь выразительно, естественным голосом, без напряжения, протяжно, не спеша);
-дыхание (брать дыхание между короткими музыкальными фразами);
-дикция (произносить слова внятно, правильно);
в) хоровые навыки:
-строй (чистота интонаций): правильно передавать мелодию простейших напевок;
-ансамбль (слаженность): вместе начинать и заканчивать песню. Учить детей петь напевно, спокойно.
Музыкально-ритмическое творчество
включает:
- упражнения;
- музыкальные игры (сюжетные и несюжетные);
-
игровое и танцевальное творчество.
Общий характер музыки, регистровые изменения:
• умение и петь в соответствии с контрастным характером музыки, с регистрами (высокий, низкий).
Динамические оттенки:
• умение изменять пение соответственно изменению силы звучания (громко - тихо).
Темповые изменения:
• умение петь в умеренном или быстром темпе.
Метроритм:
• умение петь в соответствии с метрической пульсацией, исполнять простейший ритмический рисунок.
Игра на простейших детских музыкальных инструментах и фортепиано:
• простейшее музицирование;
• обучение исполнению на простейших инструментах попевок из одного-двух звуков.
Основу программы составляют пять основных направлений:
-
слушание музыки; -
пение и развитие вокально-хоровых навыков; -
музыкально-ритмическое творчество; -
игра на простейших детских музыкальных инструментах и фортепиано (по выбору обучающегося) -
музыкально – дидактические игры
Музыкально-дидактические игры:
Игры:
-
обучение весело, непринужденно и эмоционально исполнять песню, сопровождая ее игровыми движениями в соответствии с текстом. -
обучение умению различать разнохарактерные части музыкального произведения, соблюдая темповые, ритмические особенности, организованно действовать всем коллективом («Что нам осень принесет?» Ю. Слонова).
Объем вокально-речевой и музыкальной деятельности детей на описываемых в программе занятиях реализует идеи о соотношении психоэмоциональной и учебной нагрузки в образовательном процессе, т.е. во временном измерении примерно соответствует следующим величинам:
-
20% - слушание материала; -
40% - вокально-речевая деятельность; -
20% - теоретическая учебная деятельность; -
20% - самостоятельная музыкальная деятельность.
Теоретическая значимость программы заключается в том, что изучена методическая литература по организации вокальной, музыкально-театральной и исследовательской деятельности школьников результатом этой работы является методическое сопровождение программы.
Педагогические технологии:
-
Вокальная работа проводится в индивидуальной и коллективной форме: теория (ознакомлении с методическим пособием А. Стрельниковой и других мастеров педагогического труда.), практика (применение различных видов дыхательной гимнастики и вокальных упражнений). Индивидуальная форма обучения необходима для получения более высоких результатов.
-
Пение в ансамбле, дуэте проводится в групповой форме обучения: теория (проводится беседа, объясняются основы пения в коллективе), практика (практическое применение теоретического материала).
-
Работа над наполнением репертуара проводится в индивидуальной и коллективной форме: практика (вместе с учащимся прослушивается музыкальная композиция, которая либо одобряется педагогом, либо педагог даёт совет при подборе репертуара).
-
Работа с микрофоном и фонограммой проводится в индивидуальной (сольное исполнение) и групповой (ансамбль, дуэт) формах обучения. Работа проводится с использованием наглядных, словесных, практических методов обучения.
-
Репетиционная работа проводится как в групповой, так и в индивидуальной формах обучения. При работе используются практические, словесные и наглядные методы обучения. Проводится для детальной работы с произведением.
Алгоритм учебного занятия
-
Организационный момент -
Объяснение нового материала -
Закрепление знаний -
Практическая работа -
Итоги. Рефлексия.
Список литературы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Музыкально-эстетическое развитие»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
Список литературы
1. Андреева М. Первые шаги в музыке. М.: Просвещение, 1991
2. Барабошкина А., Боголюбова Н. Музыкальная грамота, ч. I. -Л.: Музыка, 1977
3. Бублей С. Детский оркестр. - Л.: Музыка, 1983
4. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1984
5. Кирнарская Д. Музыкальные способности, - М.: Просвещение, 2004
6. Кононова Н. Музыкально-дидактические игры для школьников. - М.:
Просвещение, 1982
7. Котляревская-Крафт М., Москалькова Н., Батхан Л. Сольфеджио: уч. пособие для педагогов подготовительных отделений ДМШ. - Л.: Музыка,
1984.
8. Орф К. Система детского музыкального воспитания / Под ред. Л. А.
Баренбойма. - Л.: Музыка, 1970
2)