Файл: Пояснительная записка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Музыкально эстетическое развитие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, в ходе самостоятельной дея­тельности ребенка. 

Характеристика содержательных компонентов программы

Слушание музыки 

Содержание программы включает в себя четыре основных элемента: 

• ознакомление с музыкальными произведениями;

• воспитание любви к ним, их запоминание, накопление музы­кальных впечатлений;

• приобретение навыков культуры слушания музыки;

• формирование музыкального вкуса в процессе накопления слу­ховых впечатлений и первоначальных сведений о музыке.

Пение и развитие вокально-хоровых навыков

Это направление включает в себя:

а) певческие навыки и умения: 

-певческая установка; 

-вокальные навыки; 

-хоровые навыки;

  • звукообразование; 

  • дикция;

б) вокальные навыки:

-звукообразование (петь выразительно, естественным голосом, без напряжения, протяжно, не спеша);

-дыхание (брать дыхание между короткими музыкальными фра­зами);

-дикция (произносить слова внятно, правильно);

в) хоровые навыки:

-строй (чистота интонаций): правильно передавать мелодию про­стейших напевок;

-ансамбль (слаженность): вместе начинать и заканчивать песню. Учить детей петь напевно, спокойно.

Музыкально-ритмическое творчество

включает:

- упражнения;

- музыкальные игры (сюжетные и несюжетные);

  • игровое и танцевальное творчество.

Общий характер музыки, регистровые изменения:

• умение и петь в соответствии с контрастным характером музыки, с регистрами (высокий, низкий).

Динамические оттенки:

• умение изменять пение соответственно изменению силы звучания (громко - тихо).

Темповые изменения:

• умение петь в умеренном или быстром темпе.

Метроритм:

• умение петь в соответствии с метрической пульсацией, исполнять простейший ритмический рисунок.

Игра на простейших детских музыкальных инструментах и фортепиано:

• простейшее музицирование;

• обучение исполнению на простейших инструментах попевок из одного-двух звуков.

Основу программы составляют пять основных направлений:


  • слушание музыки;

  • пение и развитие вокально-хоровых навыков; 

  • музыкально-ритмическое творчество;

  • игра на простейших детских музыкальных инструментах и фортепиано (по выбору обучающегося)

  • музыкально – дидактические игры

Музыкально-дидактические игры:

Игры:

  • обучение весело, непринужденно и эмоционально исполнять пес­ню, сопровождая ее игровыми движениями в соответствии с текстом.

  • обучение умению различать разнохарактерные части музы­кального произведения, соблюдая темповые, ритмические особенно­сти, организованно действовать всем коллективом («Что нам осень принесет?» Ю. Слонова).

Объем вокально-речевой и музыкальной деятельности детей на описываемых в программе занятиях реализует идеи о соотношении психоэмоциональной и учебной нагрузки в образовательном процессе, т.е. во временном измерении примерно соответствует следующим величинам: 

  • 20% - слушание материала;

  • 40% - вокально-речевая деятельность;

  • 20% - теоретическая учебная деятельность;

  • 20% - самостоятельная музыкальная деятельность.

Теоретическая значимость программы заключается в том, что изучена методическая литература по организации вокальной, музыкально-театральной и исследовательской деятельности школьников результатом этой работы является методическое сопровождение программы.

Педагогические технологии:

  1. Вокальная работа проводится в индивидуальной и коллективной форме: теория (ознакомлении с методическим пособием А. Стрельниковой и других мастеров педагогического труда.), практика (применение различных видов дыхательной гимнастики и вокальных упражнений). Индивидуальная форма обучения необходима для получения более высоких результатов.



  1. Пение в ансамбле, дуэте проводится в групповой форме обучения: теория (проводится беседа, объясняются основы пения в коллективе), практика (практическое применение теоретического материала).


  1. Работа над наполнением репертуара проводится в индивидуальной и коллективной форме: практика (вместе с учащимся прослушивается музыкальная композиция, которая либо одобряется педагогом, либо педагог даёт совет при подборе репертуара). 



  1. Работа с микрофоном и фонограммой проводится в индивидуальной (сольное исполнение) и групповой (ансамбль, дуэт) формах обучения. Работа проводится с использованием наглядных, словесных, практических методов обучения.


  1. Репетиционная работа проводится как в групповой, так и в индивидуальной формах обучения. При работе используются практические, словесные и наглядные методы обучения. Проводится для детальной работы с произведением.

Алгоритм учебного занятия

        • Организационный момент

        • Объяснение нового материала

        • Закрепление знаний

        • Практическая работа

        • Итоги. Рефлексия.

Список литературы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Музыкально-эстетическое развитие»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:

Список литературы
1. Андреева М. Первые шаги в музыке. М.: Просвещение, 1991
2. Барабошкина А., Боголюбова Н. Музыкальная грамота, ч. I. -Л.: Музыка, 1977
3. Бублей С. Детский оркестр. - Л.: Музыка, 1983
4. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1984
5. Кирнарская Д. Музыкальные способности, - М.: Просвещение, 2004

6. Кононова Н. Музыкально-дидактические игры для школьников. - М.: 
Просвещение, 1982
7. Котляревская-Крафт М., Москалькова Н., Батхан Л. Сольфеджио: уч. пособие для педагогов подготовительных отделений ДМШ. - Л.: Музыка, 
1984.
8. Орф К. Система детского музыкального воспитания / Под ред. Л. А. 
Баренбойма. - Л.: Музыка, 1970

2)