Файл: На сегодняшний день проблема возникновения конфликтов является одной из самых важных и требующих повышенного внимания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вот примеры тех случаев, когда следует использовать этот стиль: – Конечный результат очень важным для человека, и она делает большую ставку на свое решение проблемы; – Человек имеет достаточно авторитета для принятия решения и очевидно, что предложенное ей решение – наилучшее; – Решение необходимо принять быстро, и человек имеет достаточно власти для этого; – Когда человек чувствует, что у нее нет другого выбора и ему нечего терять
Конкуренция – «Акула». Для такой стратегии характерен тип поведения, который образно можно представить поведением акулы в момент нападения. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом». Предпочтение такого поведения в конфликте нередко объясняется подсознательным стремлением оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения, т.к. эта стратегия отражает такую форму борьбы за власть, при которой одна сторона выходит несомненным победителем. Эта стратегия оказывается необходимой в том случае, если определенное лицо, обличенное властью, должно навести порядок ради всеобщего благополучия. Она, несомненно, оправдана, если кто-то берет контроль в свои руки, для того чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков. Однако стратегия поведения «Акулы» редко приносит долгосрочные результаты – проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытаться саботировать его. Тот, кто проиграл сегодня, может завтра отказаться от сотрудничества.
Тактические действия «Акулы»:
– жестко контролирует действия противника и его источники информации;
– постоянно и преднамеренно давит на противника всеми доступными средствами;
– использует обман, хитрость, пытаясь завладеть положением;
– провоцирует противника на непродуманные шаги и ошибки;
– выражает нежелание вступать в диалог, так как уверен в своей правоте, и эта уверенность переходит в самоуверенность.
При столкновении с таким типом поведения в конфликте нужно помнить, что «Акула» боится, когда о ней собирается информация, и старается перекрыть все информационные источники о себе, а также не хочет и боится открытого обсуждения проблемы конфликта, так как она ее не интересует, для нее важна лишь своя позиция. Вступая в конфликтный процесс, она предпочитает, чтобы другие избегали или улаживали конфликты.
Качества личности:
– властность, авторитарность;
– нетерпение к разногласиям и инакомыслию;
– ориентировка на сохранение того, что есть;
– боязнь нововведений, неоднозначных решений;
– боязнь критики своего стиля поведения;
– использование своего положения с цепью достижения власти;
– игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях
Стратегия поведения – Конкуренция.
«Конфликтные привычки»:
– продолжаете доказывать человеку ошибочность его точки зрения;
– выражаете ему свое раздражение и демонстрируете его, пока человек не примет Вашу точку зрения;
– пробуете его перехитрить;
– предпочитаете криком решить проблему;
– станете искать союзников с цепью оказать на противника должное воздействие;
– твердо потребуете, чтобы ради соглашения противник уступил;
– можете прибегнуть к физическому или моральному насилию
Стиль уклонения.
Второй из пяти основных подходов к решению конфликтной ситуации реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для нахождения решения проблемы или просто уклоняется от разрешения конфликта. Этот стиль можно использовать, когда проблема, которой касаются, не очень важна для человека, если она не хочет тратить силы на ее решение, или когда она чувствует, что находится в безнадежном положении.
Ниже приведены наиболее типичные ситуации, в которых рекомендуется использовать стиль уклонения: – Напряжение очень велика, и человек чувствует необходимость ослабления напряженности; – Человек знает, что не может или даже не хочет решать конфликт в свою пользу; – Человек хочет выиграть время, возможно, для того чтобы получить дополнительную информацию; – Ситуация очень сложная и человек чувствует, что решение конфликта требует слишком много от нее; – Пытаться решить проблему немедленно опасно, поскольку открытие и обсуждение конфликта может только усугубить ситуацию.
В действительности, уход или отсрочка от разрешения конфликта может быть достаточно удачной и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.
Уклонение – «Черепаха». Эту стратегию поведения можно сравнить с поведением черепахи, которая в момент опасности прячется в свои панцирь. Тактический девиз «Черепахи» – «Оставьте мне немножко и не трогайте меня». Это пассивно-страдательная установка жертвы, втянутой в конфликт обстоятельствами. Позиция жертвы привлекательна в силу определенных компенсационных факторов: жертва получает значительную поддержку со стороны; ей обильно сочувствуют; ей не нужно пытаться самой разрешить проблему. За кажущейся беспомощностью может скрываться ощущение того, что проблема становится более желательной и приятной, чем риск и трудности, связанные с ее разрешением. Если жертве грозят насилие или ощутимые потери, она может оценить риск,
связанный с изменением ее ситуации, как неприемлемо высокий. Трагедия этой роли и неспособность выйти из нее лежит в глубоко укоренившейся установке на беспомощность и неспособность изменить обстановку. Чем вызваны эти установки? Жертвы учатся, как быть жертвами, у других жертв. Родители учат этому своих детей; авторитарные родители, учителя, руководители и социальные системы запугивают людей, заставляя их принять роль жертв. В некоторых случаях чрезмерно осторожные привычки постепенно приводят людей к роли жертвы, так как люди отказываются идти на изменение ситуации или самих себя, хотя при соответствующем подходе они могли бы вызвать положительные перемены сравнительно легко.
Стратегия поведения «Черепами» может быть, тем не менее, вполне разумным шагом, если конфликт не затрагивает прямых интересов человека или вовлеченность в него не отражается на его развитии. Такой шаг может быть также полезен, если он привлекает внимание к запущенной проблеме.
С другой стороны, такое поведение может толкнуть противника на завышение требований или ответный уход вместо принятия участия в совместном поиске решений, может также привести к непомерному росту проблемы. Нередко уклонение от конфликта сознательно или бессознательно применяется в качестве наказания, чтобы заставить другую сторону изменить свое отношение к конфликту.
Стратегия поведения «Черепахи» приводит к тому, что загоняются внутрь истинные причины и конфликт остается, он как бы смещается в другую плоскость, становится глубже и сложнее.
Неразрешенный конфликт опасен тем, что воздействует на подсознание и проявляется в нарастании сопротивления в самых различных областях, вплоть до заболеваний.
Тактические действия «Черепахи»:
– отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного ухода;
– избегает применения силовых приемов;
– игнорирует всю информацию от противника, не доверяет фактам и не собирает их;
– отрицает серьезность и остроту конфликта;
– систематически медлит в принятии решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход. Это ситуация упущенных возможностей.
Качества личности:
– застенчивость в общении с людьми;
– нетерпение к критике – принятие ее как атаки на себя лично;
– нерешительность в критических ситуациях, действует по принципу: «Авось обойдется»;
– неумение предотвратить хаос и беспредметность в беседе.
Стратегия поведения – Уклонение.
«Конфликтные привычки»:
– прекращаете разговаривать с этим человеком;
– подавляете в себе несогласие с ним;
– становитесь в позу обиженного;
– ощущаете подавленность от непонимания с его стороны;
– переходите на сдержанный тон в обращении с ним и формальные отношения;
– скажете неприятные слова о нем, но не ему;
– намерены прекратить заботу о нем, поддержку действий, начинаний;
– мысленно вычеркиваете его из списка друзей или партнеров общего дела.
Стиль приспособления.
Третьим стилем является стиль приспособления. Он означает то, что человек действует совместно с другим, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Поскольку, используя этот подход, человек отодвигает свои интересы в сторону, то лучше так поступать тогда, когда вклад в данном случае не очень велик, или когда ставка на положительное решение проблемы не очень велика.
Стиль приспособления может напоминать уклонения. Однако, основное отличие в том, что человек действует вместе с другой, принимает участие в ситуации и соглашается делать то, чего хочет другой человек.
Вот наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: – Человека не особо волнует то, что произошло; – Человек хочет сохранить мир и добрые отношения с другими людьми; – Человек понимает, что конечный результат намного важнее для другого человека; – Человек считает, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если она уступит своему желанию. Уступая, соглашаясь или «жертвуя» своими интересами в пользу другого человека, можно смягчить конфликтную ситуацию и установить гармонию.
Сотрудничество представляет собой поиск решений в конфликте, полностью удовлетворяющих интересам обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Наблюдается содержательный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Такое поведение ориентировано не на отстаивание своих интересов любой ценой, а на поиск совместного решения. Сотрудничество рационально, если предмет разногласий имеет одинаково высокую ценность как для Вас, так и для соперника.
Четвертый является стиль сотрудничества. Используя этот стиль, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но при этом старается сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более долгой работы по сравнению с другими подходами к конфликту, поскольку человек с начала «выкладывает на стол» потребности и интересы обеих сторон, а затем обсуждает их. Этот стиль особенно эффективен когда стороны имеют различные скрытые нужды. В таких случаях бывает трудно определить источник недовольства.
Сотрудничество – «Сова». Этой стратегии поведения в конфликте можно условно дать название птицы, которой люди издавна приписывали такие качества, как мудрость и здравый смысл. «Сова» открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. От противника ожидает ответного сотрудничества. Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю… А Вы?». Стратегия сотрудничества направлена на конструктивное разрешение конфликта, то есть на работу с проблемой, а не с конфликтом.
«Сова» не принимает тактики избегания, так как уважает партнера, она не эксплуатирует слабости «Черепахи» и «Плюшевого медвежонка», потому что стремится к диалогу в решении проблемы. По отношению к «Акуле» она тоже ведет себя честно, противопоставляет ей мирные средства и здравый смысл. «Сове» свойственна установка на прекращение конфликта ввиду его эскалации, в случае необходимости она склонна к переговорному процессу, где всегда имеет веер предложений-альтернатив.
При использовании стратегии сотрудничества участники конфликта становятся равными партнерами, а не противниками, которые интересны друг другу как люди со своими индивидуальностями. Их всегда интересуют не только противоречивые потребности друг друга, но и их мотивация. Они стремятся к искренности в отношениях и максимальному доверию.
Партнеры признают свой конфликт, подчеркивая общую основу для взаимодействия, которой может стать даже одно желание вместе найти выход из создавшейся ситуации. Они не занимаются взаимной перепалкой и обвинениями – в интересах дела эмоции отбрасываются. В ходе поиска совместных решений партнеры могут интересоваться историей возникновения конфликта, но это не является самоцелью. Они трезво оценивают свои возможности и поэтому склонны к посредничеству, а в случае необходимости – к переговорному процессу.
Тактические действия «Совы»:
– собирает информацию о конфликте, о сути проблемы, о противнике;
– ведет подсчет своих ресурсов и ресурсов противника для выработки альтернативных предложений;
– обсуждает конфликт открыто, не боится разногласий, старается определить конфликт;
– если противник предлагает что-то здравое, разумное, то это принимается.
Качества личности:
– в любом конфликте направлен на решение проблемы, а не на обвинение личности;
– положительно относится к новациям, переменам;