Файл: Урока. Мифы Древней Греции. Яблоки Гесперид.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 8

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

      Тема урока. Мифы Древней Греции.  «Яблоки Гесперид»

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления о мифах Древней Греции; развивать интерес к подвигам Геракла; ознакомить с мифом «Яблоки Гесперид», другими древнегреческими богами и героями, продолжать учить работать в группах, высказывать свое мнение и позицию.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: познакомиться с мифом «Яблоки Гесперид» (сюжетная линия, поступки героев); владеть навыками анализа текста мифа;

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к мифам Древней Греции; приобщаться к духовно-нравственным ценностям мировой культуры; уметь оценивать выразительное чтение одноклассников;

коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения, умениями пересказа; создавать собственные иллюстрации к мифам Древней Греции и защищать их.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (пересказ), групповая (практическая работа).

       Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, репродукция картины Пампео Батони «Геркулес на распутье», учебник, раздаточный материал для работы в группах и рефлексии.


Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

 

(СЛАЙД  1).  

1. Приветствие детей на греческом языке: «Я́сас, педьия́! И́стэ о́морфэс ке тэ́лиэс!»

- Здравствуйте, дети! Вы – прекрасны и совершенны! Так говорили своим ученикам учителя древнегреческой школы каждое утро, встречая их.

( СЛАЙД 2, на фоне музыки).  

2. Вступительное слово учителя. Ребята, посмотрите как красиво мерцание миллионов звёзд  в космическом пространстве! Откуда появились эти звездные узоры? У каждого созвездия своя история и, чтобы увидеть новое  на  атласе  звёздного неба, отгадайте загадку о герое, о котором будет идти речь на уроке.                            

          

           В Древней Элладе родился герой

           Путь его труден и сложен порой                

           Но лишь в настоящей нелегкой борьбе

           Он славу добыл и богам, и себе.

 

  Организовывают свое рабочее место,

  готовятся к восприятию материала,

  внимательно слушают учителя,

  рассматривают слайды презентации.

Цель: создать условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации: вызывать интерес к уроку, к деятельности; подвести ученика к осознанию важности и необходимости нового знания; определять тематические рамки познания, демонстрировать, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

 

 

 

- Ребята, кому посвящено это стихотворение?  (Гераклу).

- А кто он такой? (Древнегреческий  герой).

                     - Благодаря чему  известен        

                    Геракл?  (Совершил 12 подвигов).

 

(СЛАЙД 3).  

- Правильно, Геракл – это древнегреческий герой, который совершил 12 подвигов.  

Сегодня я предлагаю с помощью фантазии на этих крыльях времени осуществить небольшое путешествие  не в космос, не в горы, даже не в будущее тысячелетие. Я предлагаю перенестись в чудесный край, который называют колыбелью европейской культуры и литературы – Древнюю Грецию.












 

  Как вы относитесь к путешествиям?

  Что они дают человеку?

 

А для того, чтобы начать путешествие, как настоящее, нужен билет. Получить его вы сможете, если докажете, что знаете мифологию Древней Греции, поэтому предлагаю посетить гору Олимпийских богов и древнегреческих героев.

(СЛАЙД 4-13).  Викторина «О ком речь?»

1.Зевс. 2.Посейдон. 3.Атлас. 4.Эврисфей. 5.Океаниды. 6.Иолай. 7.Нерей. 8.Антей. 9.Гера. 10.Афина.

Молодцы! Итак, я вижу, что предыдущие уроки не прошли  зря, а это значит, что чуть позже вы получите билеты – это карты-путеводители урока.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объясняют свою позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы  викторины, называя  имена персонажей.

Цель: ученик внутренне осознает потребность открытия новых знаний и умений. Пробное действие позволит каждому зафиксировать индивидуальные затруднения.

3. Этап выявления места и причины затруднений

 



- Ребята, кто допустил ошибки?

- Почему возникло затруднение?

Ребята, у вас на столах лежат оценочные листы. В конце урока пройдет рефлексия, вы должны будете поставить себе оценку за урок, а спикер группы подведет итог вашей деятельности на уроке.

 

Высказывают свои предположения, делают выводы.

Цель: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

 

(СЛАЙД 14).  

Внимательно посмотрите на слайд, на котором изображены древнегреческие персонажи.

-Как они взаимосвязаны с нашим героем? 

  -С мифами о Геракле – любимца древних греков вы знакомитесь не первый урок. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(СЛАЙД 15).  

Тема нашего урока так и называется ….

Сегодняшнее число и тема урока у вас записано в путеводителях урока. А что вы лично ожидаете от урока? (СЛАЙД 16).  

  Сегодня я хочу узнать…

   Я хочу научиться…

  Я попробую…

  Я хочу выполнить…

Геракл – любимый герой не только древних греков, но и многих поздних поколений разных народов мира.

- Какой проблемный вопрос можно сформулировать? (СЛАЙД 17-18).  

 

 

 

       

 

 

Формулируют тему урока

 

 

 

 

 

 

 

Определяют цели урока, продолжая «незаконченные» предложения.

 

    

 

 

 

Формулируют проблемный вопрос.

Цель: формулировка главных темы и целей урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

5. Реализация построенного проекта

 

Мы  отправляемся дальше. Я предлагаю остановиться возле Реки Воспоминаний и сказать, что вам известно о Геракле.

(СЛАЙД 19). Незаконченные предложения «Что мне известно о Геракле».

  Р одители Геракла – это … (Зевс и смертная женщина Алкмена).

  Имя Геракла при рождении – … (Алкид).

  Имя Алкид означает … (сильный).

  В дословном переводе слово «геракл» означает … (прославленный Герой" или "благодаря Гере").

 

 

 

 

 

 

Продолжают незаконченные предложения.

Цель: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

 

М узыкальная пауза  (В форме игровой физкультпаузы).

       Знаете ли вы что такое греческий дождь? Нет? Тогда давайте вместе создадим мелодию дождя и послушаем, какой он. Сейчас вместе со мной вы будете повторять мои движения. Следите внимательно!

•         В Греции поднялся ветер. (Потирание ладоней).

•         Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

•         Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

•         Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

•         А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

•         Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

•         Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

•         Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

•         Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

•         Солнце! (Руки вверх).

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют движения учителя.

Цель: ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой

 

 

Р ебята, мы оказались на поляне дискуссии.

Сегодня вы работаете в группах по методу шести шляп мышления для того, чтобы рассмотреть проблему с шести точек зрения.

Работа в группах (СЛАЙД 20).  

1 .«Белая шляпа» (поиск фактов, информации).

Составьте последовательную схему-«цепочку» опасностей и преград Геракла на пути к садам Гесперид.

2.«Красная шляпа» (проявление эмоций, чувств, интуиции).

Учимся создавать цветограмму чувств. Эмоции и чувства, которые  вызвал у вас каждый  эпизод из мифа, проиллюстрируйте цветами. Свой выбор цвета аргументируйте.

Вывод: какой цвет преобладает больше всего?

3.«Желтая шляпа» (поиск положительных сторон).

Вспомните, какие черты характера Геракл проявил в 12-м подвиге? Аргументируйте конкретным примером.

4.«Черная шляпа» (поиск негатива, отрицательных черт, качеств, недостатков).

Правильно ли поступил Геракл по отношению к Атласу? Объясните.

Как вы оцениваете его поступок? Аргументируйте ответ.

Считаете ли вы, что двенадцатый подвиг Геракла является самым значимым? Аргументируйте ответ.

5.«Зеленая шляпа» (творческий поиск, генерирование творческих идей, альтернативных подходов).

Подумайте, какие глобальные проблемы возникают в современном мире? Как вы думаете, как бы мог помочь Геракл человечеству, если бы оказался в XXI веке?

6.«Синяя шляпа» (анализ всего умственного процесса/рефлексия мышления/, планирование, определение цели и выводов).        

Сделай вывод, каким мифическим героем был Геракл – положительным или отрицательным?  Аргументируйте ответ.

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания.

Цель: ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.

Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 

 

Отвечают на вопросы.

Цель: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.

8а.Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание

 

( СЛАЙД 22).  С именем мифического героя Геракла связывали свои произведения композиторы, скульпторы, драматурги и режиссёры. Эпизоды из жизни древнегреческого героя были темами художников.

Итак, мы оказались в Комнате Искусства. Итальянский художник Помпео Батони стал известным благодаря своей картине «Геркулес на распутье». Когда юный герой пас стада своего земного отца Амфитриона, к Геркулесу подошли две богини – Венера и Минерва.

  Кто такая Минерва? (Богиня мудрости).

  А Венера? (Богиня любви).

  Почему Минерва показывает Гераклу на гору? Что это может символизировать?

  Около ног героя ноты, музыкальные инструменты, корзина с фруктами. Как вы думаете, чем соблазняет героя Венера? (Радостями земной жизни).

  Как вы думаете, перед каким выбором оказался Геркулес? (Перед выбором жизненного пути).

Оказавшись перед жизненным выбором, юный Геракл телом склонился к Венере, а голова его повёрнута в сторону Минервы. Так художник изобразил сложную борьбу плоти и разума.

  А как вы думаете, что победило в этой борьбе – плоть или разум?

 

Слушают  искусствоведческий комментарий учителя с целью дальнейшего обсуждения репродукции картины.      

 

 

 

 

 

 

 

 

Размышляют, включаются в диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают выводы.

Цель: В зависимости от подготовленности класса, учитель может предложить два варианта:

         уже готовое домашнее задание с обязательной градацией по степени сложности.

         ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

 

         А правильно ли сделал герой? Почему?

         К ак вы думаете, ради чего Геракл совершал подвиги? (Не ради славы и приказов царя

Эврисфея, он служил и помогал людям, очищал землю от нечисти, которая не давала жить людям).

Подводя итоги урока, ответьте на проблемный вопрос: «В чём заключаются причины популярности Геракла?»

2. Итоговая беседа урока.

Итак, наше путешествие заканчивается. Посмотрите на схему-карту нашей экскурсии.  Кем является этот человек?

Возвращаясь с нашей экскурсии, возьмите стрелу – один из символов Геракла и прикрепите на том месте, где вам больше всего понравилось останавливаться, путешествуя.

Рефлексия. Оценочные листы.

Объяснение д/з.

Аргументация оценок учащихся.

Продолжают делать выводы с целью ответа на проблемный вопрос.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют  оценочные  листы.

Записывают д/з.

Цель: ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.