Файл: Урока информация о разработчике плана.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа: разработка технологической карты урока

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Морякова Елена Сергеевна

Место работы

МАОУ «Лицей экономики и основ предпринимательства № 10», г.Псков



2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

7

Тема урока

«Лабораторная работа «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении практических умений;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений к друг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;

- формирование бережного отношения к школьному оборудованию;

- усвоение и соблюдение правил техники безопасности при проведении лабораторных работ;

- усвоение правил поведения в школе

Метапредметные

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- контролировать, корректировать и оценивать действия партнера;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные

- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

- развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия,

строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

- научиться использовать приобретенные умения экспериментатора на практике;

- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно

отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Количество теплоты, оборудование, выделилось, поглотилось, равенство

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

На уроке выполняется лабораторная работа. Оборудование: Лабораторное оборудование, учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ, школьные принадлежности (линейка, простой карандаш), карточки для рефлексии, карточки с требованиями по Оценке лабораторных работ, справочные таблицы «Удельная теплоемкость вещества»




3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)


Каждому из вас знакомы следующие строки:

«О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель» А.С.Пушкин

Как вы думаете, почему на уроке физики я читаю вам это стихотворение?

Молодцы ребята. Было высказано много мнений и все они правильные. Это

стихотворение об открытиях, а любой урок тоже является открытием.

Удивительно точно подметил автор характер научной деятельности, любому открытию

сопутствуют опыт, талант открывателя и даже случай.

А были ли открытия в вашей жизни? Что значат слова: «Я сделал открытие»?

Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем-либо, то это есть

его открытие.

Вот что по этому поводу говорил Б. Пастернак:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Всем время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Совершать открытья.

Слушают учителя

- Потому что здесь

говорится про открытия, а

все открытия связаны с

физикой…

- Потому что

талантливый человек,

который удивляется,

может совершать

различные открытия.

- Ребята рассказывают о

свих открытиях…

Регулятивные:

определять цели учебной

деятельности;

Познавательные:

видеть проблему, осознание

возникшие трудности;

Коммуникативные:

участие в обсуждении

проблемы, проявлять

интерес к мнениям других и

уметь высказывать свои.

Личностные:

понимать неполноту знаний,

интересоваться новым

знанием

На этом уроке мы также попытаемся совершить небольшие, но зато

самостоятельные открытия. Поэтому эпиграфом нашего урока, мы выбираем цитату:

«Во всем дойти до самой сути».


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового


Работа в парах

1.Какую физическую величину называют количеством теплоты?

2.От каких величин зависит количество теплоты, переданное телу при нагревании?

3. Если мензурки 1 и 2 получат одинаковое количество теплоты, то в какой из них температура воды станет выше? Почему?

4.Опишите процесс теплообмена, происходящий при погружении в калориметр с горячей водой тела,

имеющего комнатную температуру.

5.На рисунке приведены графики зависимости температуры от времени при нагревании двух жидкостей одинаковой массы на одинаковых нагревательных приборах.

Чем различаются процессы нагревания этих жидкостей и почему?


Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься



Поднимите руки, кто любит чай,… кто любит пить горячий чай. Оказывается, что среди вас есть ребята, которые пьют теплый (холодный) чай. Предложите способы быстрого остывания чая

По утрам, чтобы остудить горячий чай, чаще выбираем способ – переливание из чашки в чашку, судорожное перемешивая чайной ложкой, или наливаем в нее холодное молоко, сливки. Как вы думаете, почему чай быстрее остывает, если в чашку

добавить холодное молоко?

- что можно сказать о температуре, которая устанавливается после смешивания?

(выслушиваем ответы учащихся).

В разных жизненных ситуациях возникает необходимость изменения температуры жидкости путем смешивания ее жидкостью другой температуры (горячая вода отдает тепло, холодная принимает)

На сегодняшнем уроке ты научишься рассчитывать количество теплоты, отдаваемое и получаемое в процессе смешивания воды различной температуры.


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


- если чай смешивать с молоком, то какое вещество отдает тепло, а какое

принимает?

Обратите внимание на схему:

Факты – Проблемы – Гипотеза – Теория – Практика.

Можно сказать, что процесс научного познания происходит в соответствии с данной схемой от фактов и постановки проблемы к гипотезе.

Гипотеза – это один из основных методов познания; будучи доказанной, она становиться выражением сущности изучаемого явления.

- Далее, можно ли рассчитать количество теплоты, отданное чаем? А количество

теплоты, полученное молоком? Какой формулой можно воспользоваться в обоих случаях? (Q=cm(t2-t1))

- каково соотношение между количеством теплоты Q1 и между количеством теплоты Q2? (прослушиваем ответ учащихся и путем и рассуждения мы приходим к выводу: что при минимальных потерях теплоты при теплопередаче Q1= Q2 ).

Но М.В.Ломоносов говорил: «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением»



Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)


Проверьте себя: (задания из ОГЭ)



БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).


- Давайте обратимся к опыту:

Заменим чай с молоком на горячую и холодную воду и проверим наше предположение (гипотеза).

г) Нам теперь необходим план действий (в результате обсуждения получаем такую последовательность операций в действиях, запись ведем на доске)

1) Налить порцию горячей воды определенного объема в калориметр.

2) Отмерить объем холодной воды мензуркой, рассчитать ее массу.

3) Измерить температуру холодной воды.

4) Измерить температуру горячей воды в калориметре и влить в нее холодную воду.

5) Перемешать воду в калориметре и измерить температуру смеси.

6) Определить массу горячей воды по ее объему и плотности (по формуле)

7) Провести расчеты количеств теплоты, отданное горячей водой, и полученной холодной.

д)Инструктаж по ТБ (листы по ТБ находятся на партах, ведется ознакомление индивидуально)

- Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.

- Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.

- При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность.

- Проверьте целостность стеклянной посуды, не ставьте ее на край стола.

- Если все же произошла «авария», осколки стекла нельзя стряхивать со стола

руками. Обратитесь за помощью к учителю или лаборанту.

- Соблюдайте осторожность при работе с горячей водой.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания


Построение графика линейной функции (математика)


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Задание 7

3 л воды, взятой при температуре 20 °C, смешали с водой при температуре 100 °C. Температура смеси оказалась равной 40 °C. Чему равна масса горячей воды? Теплообменом с окружающей средой пренебречь.
Какое количество теплоты необходимо, чтобы нагреть 1 л воды от 20 °C до 100 °C? Вода нагревается в алюминиевой кастрюле массой 200 г. Тепловыми потерями пренебречь. (Удельная теплоёмкость алюминия  — 920 Дж/(кг·°С), воды  — 4200 Дж/(кг·°С).) Ответ дайте в килоджоулях.
Какое количество теплоты потребуется, чтобы в алюминиевом чайнике массой 700 г вскипятить 2 кг воды? Первоначально чайник с водой имели температуру 20 °C. Ответ дайте в килоджоулях. Удельную теплоёмкость алюминия считать равной 920 Дж/ левая круглая скобка кг умножить на в степени о С правая круглая скобка .

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

1. После закипания воды чайники поставили на стол. В каком из чайников вода остынет быстрее?

1) А; 2) Б; 3) В; 4) Во всех одновременно.

Критерий оценивания: 0 баллов – нет правильного ответа. 1 балл – выбран правильный ответ

2. В каком случае быстрее остынет кастрюля с горячим компотом, налитым доверху: если поставить кастрюлю на лѐд или лѐд положить на крышку кастрюли? (3 уровень)

1) остынут за одно и то же время; 2) в первом случае; 3) во втором случае; 4) однозначно ответить нельзя.

Критерий оценивания: 0 баллов – нет правильного ответа. 1 балл – выбран правильный ответ.

3.Зачем нужны двойные стекла в окнах?

1) через них летом в дом меньше входит солнечное излучение, а зимой меньше выходит тепловое; 2) слой воздуха между стеклами имеетзначительно меньшую теплопроводность, чем тонкое твердое стекло. Это уменьшает теплоотдачу из дома зимой; 3) при их наличии тепловое излучение свободно входит в дом, но не может выходить. Это дает дополнительное тепло дому зимой; 4) для того, чтобы дом был прочным.

Критерий оценивания: 0 баллов – нет правильного ответа. 1 балл – выбран правильный ответ

4. Серебряный зонд поместили в автоклав для стерилизации и нагрели от 25 °С до 100 °С. Масса зонда 250 г. Какое количество теплоты при этом затратили?

5. Первые измерения удельной теплоѐмкости произвѐл шотландский учѐный Дж. Блэк. Со своим помощником он налил воду и ртуть равных объѐмов в одинаковые сосуды, поместил их на одинаковом расстоянии от огня и наблюдал за скоростью повышения температуры воды и ртути. Учѐный был в полной уверенности, что температура ртути будет повышаться медленнее, чем воды, так как плотность ртути в 13,5 раза больше. Верным ли было предположение Блэка? (5 уровень) 1

) да; 2) нет; 3) да, температура ртути повышалась медленнее, т.к. у нее плотность больше, чем у воды; 4) нет, температура ртути повышалась быстрее, т.к. у ртути удельная теплоѐмкость меньше, чем у воды; 5) нет, температура ртути повышалась быстрее, т.к. у ртути удельная теплоѐмкость больше, чем у воды;

Критерий оценивания: 0 баллов – нет правильного ответа. 1 балл – дан правильный ответ, но нет обоснования ответа 2 балла - дано полное объяснение физического процесса

6. После обработки алюминиевой детали на станке ее температура понизилась от 420 °С до 40 °С. Сколько теплоты при этом выделилось, если объѐм детали 500 см3 Задания, направленные на формирование 6 уровня естественнонаучной грамотности

7. Сравните количество теплоты Q1 и Q2, переданное окружающей среде остывающими телами 1 и 2, изготовленными из одного и того же материала Тело 1 < Тело 2

8. На нагревание кирпича массой 4 кг на 63 °С затрачено такое же количество теплоты, как и на нагревание той же массы воды на 13,2 °С. Какова удельная теплоемкость кирпича?


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами


объясните, как влияет на полученные результаты участие в теплообмене калориметра. Всегда ли можно этим влиянием пренебречь?

Ответ: Уравнение теплового баланса строго выполняется только в том случае, если система теплоизолирована. Хотя калориметр снижает потери энергии, связанные с теплопередачей в окружающую среду, тем не менее, они остаются. Кроме того, есть

потери за счёт теплообмена между водой и калориметром. Поэтому количество теплоты, отданное теплой водой, будет всегда больше, чем количество теплоты, полученное холодной водой. Если тёплую воду вливать в холодную, то различие между Qотд и Qпол

будет больше, чем в случае, когда холодную воду добавляют в тёплую. Это обусловлено тем, что в первом случае потери энергии в окружающую среду будут частично скомпенсированы за счёт количества теплоты, которое холодной воде передают

калориметр и термометр.

Таким образом, как это ни кажется странным, проверяемое положение о равенстве отданного и принятого количества теплоты выполнения работы будет подтверждено точнее, если в калориметр наливать сначала холодную воду, а затем доливать горячую

(как и указано в работе).

Что касается второй части вопросы, всегда ли можно влиянием калориметра пренебречь?

Нет, не всегда. Можно пренебречь тогда, когда удельная теплоёмкость и масса внутреннего стакана калориметра мала по сравнению с массой воды (жидкости) находящейся в калориметре


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


Ребята, вы сегодня должны будите либо доказать либо опровергнуть экспериментально ваше предположение о том, что количество теплоты, отданное теплой водой, будет всегда больше, чем количество теплоты, полученное холодной водой и что при минимальных

потерях теплоты при теплопередаче Q1= Q2

Удачи при выполнении лабораторной работы.


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам


Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый

из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались. Хорошо ребята. А теперь оцените себя. Но я за собой оставляю право корректировать вашу оценку, если в этом будет необходимость.

Так все-таки, каким способом быстрее мы с вами сможем остудить очень горячий чай?

(выслушиваем ответы учащихся).


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Задачи, по теме лабораторной работы