Файл: Учебное пособие Третье издание, переработанное и дополненное Тюмень Издательство Тюменского государственного университета 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 393

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

145
ванию программы для ЭВМ или базы данных и не должно ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или иного пра- вообладателя.
Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
Исключительное право на произведение, созданное в соавтор- стве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.
Если автор произведения был репрессирован и посмертно реаби- литирован, срок действия исключительного права считается прод- ленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.
По истечении срока действия исключительного права произведе- ние науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.
Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведе- ния.
Перешедшее в общественное достояние необнародованное произ- ведение может быть обнародовано любым лицом, если только обна- родование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, днев- никах и т. п.).
Исключительное право на произведение переходит по наслед- ству.
На принадлежащее автору исключительное право на произведе- ние обращение взыскания не допускается. Однако на права требова- ния автора к другим лицам по договорам об отчуждении исключи- тельного права на произведение и по лицензионным договорам, а также на доходы, полученные от использования произведения, мо- жет быть обращено взыскание.
На исключительное право, принадлежащее не самому автору, а другому лицу, и на право использования произведения, принадлежа- щее лицензиату, может быть обращено взыскание.

146
Правила абз. 1 настоящего пункта распространяются на наслед- ников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права.
В случае продажи принадлежащего лицензиату права использо- вания произведения с публичных торгов в целях обращения взыска- ния на это право автору предоставляется преимущественное право его приобретения.
Лицензионный договор заключается в письменной форме. Дого- вор о предоставлении права использования произведения в периоди- ческом печатном издании может быть заключен в устной форме.
Заключение лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных допускается путем заключения каждым пользователем с соответствующим пра- вообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре таких программы или базы данных либо на упаковке этого экземпляра. Начало использования таких программы или базы данных пользователем, как оно определяется этими условиями, означает его согласие на заключение договора.
В возмездном лицензионном договоре должен быть указан раз- мер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения.
В таком договоре может быть предусмотрена выплата лицензиа- ру вознаграждения в форме фиксированных разовых или периодиче- ских платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать ми- нимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений.
По договору о предоставлении права использования произведе- ния, заключенному автором или иным правообладателем с издате- лем, т. е. с лицом, на которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение (издательский лицензионный до- говор), лицензиат обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. При неисполнении этой обязанности лицензиар вправе отказаться от договора без возмеще- ния лицензиату причиненных таким отказом убытков.
В случае отсутствия в договоре конкретного срока начала ис- пользования произведения такое использование должно быть начато


147
в срок, обычный для данного вида произведений и способа их ис- пользования. Такой договор может быть расторгнут лицензиаром по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 450 ГК.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   17

Глава 5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
§ 1. Понятие информационной безопасности
и ее объекты
Безопасность — состояние защищенности жизненно важных ин- тересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удо- влетворение которых надежно обеспечивает существование и возмож- ности прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценно- сти; государство — его конституционный строй, суверенитет и тер- риториальная целостность.
Под информационной безопасностью Российской Федерации по- нимается состояние защищенности ее национальных интересов в ин- формационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансиро- ванных интересов личности, общества и государства.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на до- ступ к информации, на использование информации в интересах осу- ществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите инфор- мации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы общества в информационной сфере заключаются в обе- спечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддер- жании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информа- ционной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и

148
свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционно- го строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безу- словном обеспечении законности и правопорядка, развитии равно- правного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
На основе национальных интересов Российской Федерации в ин- формационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению ин- формационной безопасности.
Основным субъектом обеспечения информационной безопасно- сти является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает информационную безопасность каждому гражданину на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Феде- рации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Граждане, общественные и иные организации и объединения яв- ляются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностя- ми по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законо- дательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов госу- дарственной власти и управления краев, областей, автономной об- ласти и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объеди- нениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в со- ответствии с законом.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер эконо- мического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, обще- ства и государства.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенно- сти объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопас- ности, определяются основные направления деятельности органов


149
государственной власти и управления в данной области, формиру- ются или преобразуются органы обеспечения безопасности и меха- низм контроля и надзора за их деятельностью.
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполни- тельной власти в соответствии с законом образуются государствен- ные органы обеспечения безопасности.
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
законность;
—
соблюдение баланса жизненно важных интересов личности,
—
общества и государства;
взаимная ответственность личности, общества и государства
—
по обеспечению безопасности;
интеграция с международными системами безопасности.
—
Законодательные основы обеспечения информационной безопас- ности составляют Конституция Российской Федерации, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие от- ношения в области безопасности; конституции, законы, иные норма- тивные акты республик в составе Российской Федерации и норматив- ные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пре- делах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.
При обеспечении информационной безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требова- нию такие разъяснения даются в письменной форме в установлен- ные законодательством сроки.
Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению информационной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.
В 2000 г. была принята Доктрина информационной безопасности
Российской Федерации, которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные на-

150
правления обеспечения информационной безопасности Российской
Федерации
43
Доктрина служит основой для:
формирования государственной политики в области обеспече-
—
ния информационной безопасности Российской Федерации;
подготовки предложений по совершенствованию правового,
—
методического, научно-технического и организационного обеспече- ния информационной безопасности Российской Федерации;
разработки целевых программ обеспечения информационной
—
безопасности Российской Федерации.
Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности Рос- сийской Федерации применительно к информационной сфере.
Национальные интересы Российской Федерации в информа-
ционной сфере и их обеспечение
Современный этап развития общества характеризуется возрас- тающей ролью информационной сферы, представляющей собой сово- купность информации, информационной инфраструктуры, субъек- тов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возни- кающих при этом общественных отношений. Информационная сфе- ра, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и дру- гих составляющих безопасности Российской Федерации. Националь- ная безопасность Российской Федерации существенным образом за- висит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
Выделяются четыре основные составляющие национальных инте- ресов Российской Федерации в информационной сфере:
Первая составляющая национальных интересов Российской Фе- дерации в информационной сфере включает в себя соблюдение кон- ституционных прав и свобод человека и гражданина в области по- лучения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценно- стей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
43
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 г.


151
Для достижения этого требуется:
повысить эффективность использования информационной ин-
—
фраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа Российской Федерации;
усовершенствовать систему формирования, сохранения и ра-
—
ционального использования информационных ресурсов, составляю- щих основу научно-технического и духовного потенциала Россий- ской Федерации;
обеспечить конституционные права и свободы человека и
—
гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
обеспечить конституционные права и свободы человека и
—
гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, теле- фонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;
укрепить механизмы правового регулирования отношений в
—
области охраны интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;
гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры;
—
не допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют
—
разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;
обеспечить запрет на сбор, хранение, использование и рас-
—
пространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным за- конодательством.
Вторая составляющая национальных интересов Российской Фе- дерации в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, свя- занное с доведением до российской и международной обществен- ности достоверной информации о государственной политике Россий- ской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением до- ступа граждан к открытым государственным информационным ре- сурсам.

152
Для достижения этого требуется:
укреплять государственные средства массовой информации,
—
расширять их возможности по своевременному доведению достовер- ной информации до российских и иностранных граждан;
интенсифицировать формирование открытых государственных
—
информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйствен- ного использования.
Третья составляющая национальных интересов Российской Фе- дерации в информационной сфере включает в себя развитие совре- менных информационных технологий, отечественной индустрии ин- формации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного ис- пользования отечественных информационных ресурсов. В современ- ных условиях только на этой основе можно решать проблемы созда- ния наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.
Для достижения этого требуется:
развивать и совершенствовать инфраструктуру единого ин-
—
формационного пространства Российской Федерации;
развивать отечественную индустрию информационных услуг
—
и повышать эффективность использования государственных инфор- мационных ресурсов;
развивать производство в Российской Федерации конкуренто-
—
способных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации про- изводителей этих средств и систем;
обеспечить государственную поддержку отечественных фун-
—
даментальных и прикладных исследований, разработок в сферах ин- форматизации, телекоммуникации и связи.
Четвертая составляющая национальных интересов Российской
Федерации в информационной сфере включает в себя защиту инфор- мационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.