Файл: Учебное пособие Третье издание, переработанное и дополненное Тюмень Издательство Тюменского государственного университета 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 389

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

172
ка, а длительное абонентское обслуживание, в ходе которого попол- няется и актуализируется база данных правовой информации. При этом могут вноситься изменения и в программную оболочку, что традиционно не является договорной обязанностью «поставщика» и не подлежит дополнительной оплате клиентом. Иными словами, база данных является целью, а программа для ЭВМ — средством.
При этом возможностями указанного средства во многом определя- ется общее качество программного продукта.
Таким образом, использование программы для ЭВМ и базы дан- ных следует отличать от пользования их экземплярами. Именно пра- вами на экземпляр ограничиваются правомочия пользователей про- граммных продуктов.
Между тем информация является особым, специфическим объ- ектом гражданских прав. Определять ее в качестве имущества не- логично хотя бы потому, что передачу такового нельзя отделить от его выбытия от предыдущего владельца. В отношении же передачи информации этого выбытия не происходит. Собственник информа- ции рассматривает ее передачу как процесс, который может быть осуществлен многократно. Поэтому понятно отождествление предо- ставления информации с услугой.
На практике информационными услугами признаются отноше- ния, суть которых состоит в обновлении (пополнении и актуализа- ции) ИПС. В качестве расходов на оплату информационных услуг такие отношения отражаются и в бухгалтерском учете. Кроме того, если признавать несостоятельной концепцию учета ИПС в качестве нематериального актива, все расходы, связанные с приобретением
ИПС, также остается рассматривать как оплату информационных услуг. Ведь если никаких исключительных имущественных прав на
ИПС пользователь не приобретает, то отношения в связи с первона- чальным предоставлением доступа к информационной системе по своей правовой природе ничем не отличаются от отношений после- дующего обслуживания этих систем. Плата за приобретение ИПС является неким предварительным взносом, учитываемым в качестве расходов будущих периодов.
Однако, как мы постараемся показать далее, сводить информа- цию и информационные системы лишь к информационным услугам также было бы не совсем правильно, и согласиться с этим можно лишь за неимением выбора.

173
Начать следует с того, что, согласно ст. 128 ГК РФ, услуги также являются самостоятельным объектом гражданских прав (заметим, что из неупомянутых объектов остались лишь работы, которые мы также не обойдем вниманием, и нематериальные блага, в число ко- торых входят и авторские права, а это значит, что интересующие нас информационно-правовые системы находятся на пересечении всех без исключения видов объектов гражданских прав).
Гражданский кодекс понимает услуги очень широко. Согласно ст. 779 ГК РФ, оказать услугу — значит совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность. Формули- ровка п. 2 этой статьи, посвященной договору возмездного оказания услуг, позволяет сделать вывод о том, что даже по договору подряда
(классическому договору о выполнении работ) оказываются услуги.
Возможно, в цивилистике вообще не стоит так резко, как, например, в налоговом законодательстве, противопоставлять работы и услуги.
В соответствии со ст. 38 Налогового кодекса РФ работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой име- ют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлет- ворения потребностей организации и физических лиц. Услугой же является деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Представляется, что вопрос о материальном выражении резуль- тата какой-либо деятельности достаточно сложен и требует особого исследования. Однозначно можно утверждать, что нематериальную сущность имеет идея в человеческом сознании, в том числе идея о наличии права или обязанности. А вот имеют ли материальное вы- ражение результаты оказания транспортных услуг или бытовых услуг парикмахерских, прачечных и т. п. — об этом можно диску- тировать, как и о том, материальна ли информация, записанная в память ЭВМ. Полагаю, что результаты всех этих видов деятельности имеют материальное выражение. Возможно, названные виды дея- тельности не являются услугами.
Неопределенность, связанная с учетом ИПС, является следстви- ем нерешенности вопросов об учете информации как таковой, что, в свою очередь, связано с отсутствием четких представлений об ин- формации как объекте гражданских прав.


174
Нельзя недооценивать роль бухгалтерского учета в формирова- нии представлений о том или ином объекте. Это в равной степени касается и имущества, и работ, и услуг. Информация не является в этом ряду исключением. Реформирование бухгалтерского учета, осуществляемое в настоящее время, может стать хорошим поводом для решения этой проблемы.
В Законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определена как сведения (сообще- ния, данные) независимо от формы их представления. Эта дефини- ция является недостаточно полной. Категория информации должна быть применима для характеристики отношений не только между людьми, но и между человеком и компьютером. Необходимы осно- вания для признания информацией не только базы данных, но и компьютерной программы. То есть информацией должен призна- ваться не только исходный текст, но и объектный код программы для
ЭВМ.
Предпосылкой для такого суждения может служить норма п. 3 ст. 3 Закона об охране программ, согласно которой правовая охрана распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исхо- дный текст и объектный код
44
Объект права, являющийся информацией, может быть связан с другими объектами, например имуществом, интеллектуальной соб- ственностью и т. д. В этом случае должны быть четко сформулиро- ваны принципы разграничения таких объектов.
Государственная система научно-технической информации пред- ставляет собой совокупность научно-технических библиотек и орга- низаций — юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств.
Целью создания государственной системы научно-технической информации является обеспечение формирования и эффективного использования государственных ресурсов научно-технической ин-
44
См.: Копылов В. А. Информационное право: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 196-199.

175
формации, их интеграция в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационных продукции и услуг.
В состав государственной системы научно-технической инфор- мации входят федеральные органы научно-технической информации и их научно-технические библиотеки, отраслевые органы научно- технической информации и их научно-технические библиотеки, ре- гиональные центры научно-технической информации.
Органы научно-технической информации, научно-технические библиотеки и центры обеспечивают сбор, хранение и обработку оте- чественных и зарубежных источников научно-технической инфор- мации, формирование, ведение и организацию использования феде- ральных, отраслевых и региональных информационных фондов, баз и банков данных, составляющих государственные ресурсы научно- технической информации.
Порядок формирования федеральных информационных фондов указанных организаций устанавливается законодательством Россий- ской Федерации.
Формирование и ведение Российского сводного каталога научно- технической литературы, поступающей в фонды органов научно- технической информации и научно-технические библиотеки, осущест- вляет Государственная публичная научно-техническая библиотека
Министерства образования и науки Российской Федерации в соот- ветствии с порядком, установленным Министерством образования и науки Российской Федерации.
Формирование, ведение и организацию использования отрасле- вых информационных фондов, баз и банков данных, подготовку и издание сигнальной и обзорной информации по основным научно- техническим направлениям и проблемам деятельности федеральных органов исполнительной власти осуществляют находящиеся в их ве- дении отраслевые органы научно-технической информации и научно- технические библиотеки.
Формирование и ведение региональных информационных фон- дов, баз и банков данных региональные центры научно-техниче ской информации осуществляют с учетом национальных и экономиче- ских особенностей обслуживаемого ими региона.
Порядок приобретения научно-технической информации из фе- деральных и отраслевых фондов, баз и банков данных государствен- ной системы научно-технической информации и ее использования


176
региональными центрами научно-технической информации устанав- ливается Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с соответствующими органами исполнительной власти.
Деятельность по формированию государственных ресурсов научно-технической информации и их пополнению, а также по соз- данию информационных систем государственной системы научно- технической информации финансируется из федерального бюджета и иных источников в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Выдача информации из государственных ресурсов научно- технической информации по запросам пользователей осуществляет- ся органами научно-технической информации, научно-техниче скими библиотеками и центрами на условиях, обеспечивающих возмеще- ние их расходов на создание информационной продукции и оказа- ние услуг. Бесплатные виды информационных услуг устанавлива- ются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на совершенствование и развитие процессов сбора, обработки, хранения и использования государственных ресурсов научно-технической информации на базе средств и систем информа- тизации и информационных технологий, осуществляются в рамках федеральной целевой научно-технической программы «Исследова- ния и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения» и других федеральных целевых программ.
Информационная продукция и услуги органов научно-техниче- ской информации, научно-технических библиотек и центров госу- дарственной системы научно-технической информации должны соответствовать государственным стандартам и требованиям обще- системных нормативно-методических документов.
Координацию работ по формированию и использованию государ- ственных ресурсов научно-технической информации осуществляет
Министерство образования и науки Российской Федерации. При
Министерстве в качестве совещательного органа создается совет го- сударственной системы научно-технической информации, решения которого реализуются приказами Министерства.

177
Справочные правовые системы семейства «КонсультантПлюс»
Использование достоверной информации: все документы только с официального текста. Строгая юридическая обработка: исчерпыва- ющая информация о каждом документе: все реквизиты, анализ свя- зей с другими документами, примечания об особенностях примене- ния документа, полная ретроспектива редакций. Современные технологии: эффективный поиск + экономия времени. Широкие воз- можности работы с документами. В помощь профессионалам: систе- мы поддержки принятия решений.
Уникальный банк консультаций экспертов в области налого- обложения, обзоры судебной и арбитражной практики, деловая до- кументация.
КонсультантПлюс: Эксперт. КонсультантПлюс: Версия Проф.
КонсультантПлюс: Российское Законодательство. Консультант-
Плюс: Налоги. Бухучет. КонсультантПлюс: Законопроекты. Кон- сультантПлюс: Региональное Законодательство. КонсультантПлюс:
Региональный Выпуск.
КонсультантПлюс: Международное право. КонсультантПлюс:
Документы СССР. Консультант Финансист. Консультант Бухгалтер:
Версия Проф.
Консультант Судебная Практика. Консультант Арбитраж:
Окружной Выпуск. Консультант Арбитраж. КонсультантПлюс:
Комментарии Законодательства. Консультант Медицина. Фарма- цевтика.
Информационная правовая система «Кодекс»
В настоящее время правовая база данных «Кодекс» содержит более 750000 документов, и каждый день их количество увеличива- ется на десятки, и даже сотни новых документов или их редакций.
Сегодня в коммерческом распространении находится более 200 раз- делов базы данных «Кодекс». В их числе разделы федерального и регионального законодательства, судебной и арбитражной практики, консультационные и справочные, специализированные тематические и отраслевые разделы.
Современные информационно-правовые системы «Кодекс» — это уже не просто электронные библиотеки правовых актов. Сегодня
«Кодекс» — это системы правового консалтинга, которые в состоя- нии отразить проблему, интересующую пользователя, во всех аспек- тах ее правового регулирования.


178
Универсальная система поддержки правоприменения «Гарант»
Систему «Гарант» выгодно отличает от других аналогичных си- стем наиболее удачный интерфейс, удобство поиска и систематиза- ции информации, большое количество комментариев и разъяснений специалистов по применению нормативно-правовых актов. Опера- тивность обновления баз данных позволяет сотрудникам инспекции своевременно учитывать и применять в работе изменения российско- го законодательства.
Юридическая справочно-информационная система «ЮСИС-СЕ»
Разработана для мобильных компьютеров на основе операцион- ной системы Microsoft Windows �E и представляет собой профес- сиональную правовую систему с уникальными поисковыми возмож- ностями.
Система предназначена для руководителей предприятий, менед- жеров, экономистов, которым, по роду их деятельности, необходим оперативный доступ к правовой информации не только в офисе, но и в поездках, на переговорах и т. д.
В составе «ЮСИС-СЕ» более двадцати баз данных. В их числе
Нормативные правовые акты РФ с 1992 г., законодательство г. Мо- сквы, судебная и арбитражная практика, комментарии к Конститу- ции РФ, к Гражданскому, Уголовно-процессуальному и ряду других кодексов РФ, а также комментарии к действующему законодатель- ству по материалам периодических изданий («Экономика и жизнь»,
«Финансовая газета», «Российская юстиция» и др.). Пользователь может самостоятельно определить комплектацию баз данных
«ЮСИС-СЕ».
В «ЮСИС-СЕ» реализован эффективный механизм поиска до- кументов, при котором происходит экспертиза поискового запроса на этапе его формирования. Система контролирует взаимное соответ- ствие всех условий поиска по реквизитам документов (номер, дата, орган, принявший документ, и т. д.) и, одновременно, по словам в текстах документов. Таким образом, «ЮСИС-СЕ» предлагает только реальные комбинации возможных поисковых атрибутов и автомати- чески отсекает взаимоисключающие условия запроса.
Дополнительно в системе имеются возможности сортировки до- кументов, копирования фрагментов списков и текстов в буфер обме- на M� Windows.

179
Система поставляется в предустановленном варианте с новыми карманными персональными компьютерами (КПК) или отдельно.
Обновление данных «ЮСИС-СЕ» на КПК осуществляется через флэш-карты памяти. В будущем, с приходом более скоростных стан- дартов беспроводной передачи данных, пользователи КПК и мобиль- ного телефона смогут работать с базой данных «ЮСИС-СЕ» в он- лайновом режиме.
Система разработана по заказу компании «Электон», поставщика комплексных решений на базе мобильных технологий, которой при- надлежит исключительное право на распространение «ЮСИС-СЕ».
Концепция электронной энциклопедии «Государственная Дума
Федерального Собрания Российской Федерации»: электронная энци- клопедия «Государственная Дума Федерального Собрания Россий- ской Федерации» позволит собрать на компьютерном лазерном дис- ке и представить в наглядном и доступном виде фундаментальный материал, характеризующий работу Государственной Думы Феде- рального Собрания РФ второго созыва.
Электронная энциклопедия рассматривается прежде всего как прекрасный аналитический материал для широкого круга пользова- телей — школьников, учителей, студентов, аспирантов, политологов, исследователей парламентаризма в Российской Федерации и за ру- бежом.
Помимо этого депутаты, сотрудники аппарата Государственной
Думы получат отличный презентационный материал, а также абсолют- но полный и достоверный отчет о деятельности Государственной Думы
Федерального Собрания РФ второго созыва, готовый к использованию при проведении встреч с избирателями, осуществлении переговоров, международных контактов, а также для сравнения работы Государ- ственной Думы второго созыва с работой палаты нового созыва.
§ 3. Автоматизированные системы
правовой информации за рубежом
Автоматизированные системы правовой информации за рубе- жом:
США (LEXI�, WE�� L�W, LEG�-����E, EL��, �LI�E,
—
�L�E�, �I�E, �I��);


180
Германии (���I�, LEXinform, ��M��, ����, ���L);
—
Франции (�E�I�, ���I�����, ������);
—
Великобритании (����E, �I, ����I�, ��E��EL, ��LI�, I�-
(����E, �I, ����I�, ��E��EL, ��LI�, I�-
—
��LEX);
Европейского сообщества (ENLEX, JURINPI).
—
Проектирование одной из самых известных полнотекстовых справочных правовых систем США LEXI� началось еще в 1967 г. с соглашения, подписанного между коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой �ata. В 1980 г. она стала доступна пользователям Вели- кобритании, а с 1985 г. — Австралии. Ежедневно система отвечает более чем на 20 тыс. запросов. В ее информационном банке нахо- дятся все судебные прецеденты США, а также нормативные доку- менты штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст Конституции США. В LEXI� включены британские источни- ки права, а с 1981 г. — английские судебные прецеденты. Сегодня эта система называется LEXI�-�EXI� и доступна через сеть
Internet.
В наше время практически во всех экономически развитых стра- нах есть справочные правовые системы. В США — это W��, LEXI�,
WE��L�W, ���I�, �LI�E; в Великобритании — I���LEX, ��E��EL,
��LI�, LEXI�; в Италии — I��LG�I�E, E�LEX; в Бельгии —
�redos; в Германии — «Система Бундестага», ���I�, LEXinform,
��M�� ���� ���L; в Австрии — ��B; в Канаде — ����M; в
Финляндии — �inlex; во Франции — I�E�IV, �E�I�, ���I�I�L,
���I�����, �I����I и т. д. Причем в большинстве случаев это системы не государственные, а коммерческие. Сначала во многих странах предпринимались попытки создания государственных ком- пьютерных систем юридической информации, но чаще всего они тер- пели крах из-за дороговизны. Так, с 1971 г. в США для нужд Кон- гресса на федеральные средства создавалась правовая система
���I�. А уже в 1982 г. правительство вынуждено было договари- ваться о совместном финансировании проекта с частной фирмой
West �ublishing �ompany. С октября 1993 г. система целиком в ру- ках двух компаний — West �ublishing �ompany и Mead �ata
�ystems.

181
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17