Файл: Учебное пособие Третье издание, переработанное и дополненное Тюмень Издательство Тюменского государственного университета 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 385

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ
СИСТЕМ, БАЗ И БАНКОВ ДАННЫХ, ИХ СЕТЕЙ
Организационно-правовое обеспечение — важнейшая часть ав- томатизированной информационной системы. Информационные си- стемы, технологии и средства их обеспечения могут быть объектами собственности физических и юридических лиц, государства.
Собственником информационной системы, технологии и средств их обеспечения признается физическое или юридическое лицо, на средства которого эти объекты произведены, приобретены или по- лучены в порядке наследования, дарения или иным законным спо- собом. Информационные системы, технологии и средства их обеспе- чения включаются в состав имущества субъекта, осуществляющего права собственника или владельца этих объектов. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения выступают в каче- стве товара (продукции) при соблюдении исключительных прав их разработчиков.
Собственник информационной системы, технологии и средств их обеспечения определяет условия использования этой продукции.
Право авторства и право собственности на информационные си- стемы, технологии и средства их обеспечения могут принадлежать разным лицам.
Собственник информационной системы, технологии и средств их обеспечения обязан защищать права их автора в соответствии с за- конодательством РФ.
Информационные системы, базы и банки данных, предназначен- ные для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации в порядке, установленном Законом РФ «О сертификации продукции и услуг».
Информационные системы органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих систем подлежат обязательной сертификации.
Порядок сертификации определяется законодательством РФ.
Организации, выполняющие работы в области проектирования, производства средств защиты информации и обработки персональ-

182
ных данных, получают лицензии на этот вид деятельности. Порядок лицензирования определяется законодательством РФ.
Интересы потребителя информации при использовании импорт- ной продукции в информационных системах защищаются таможен- ными органами РФ на основе международной системы сертифика- ции.
Отношения, возникающие при разработке и внедрении информа- ционных систем, технологий и средств их обеспечения, регулируют- ся нормами гражданского законодательства, в первую очередь Граж- данского кодекса РФ.
Работы, связанные с созданием и вводом в действие автоматизи- рованных информационных систем, технологий и средств их обеспе- чения, включая проведение научно-исследовательских работ, про- ектных работ по созданию таких объектов, выполняются на условиях договора на выполнение научно-исследовательских работ, опытно- конструкторских и технологических работ (ст. 769 ГК).
По договору на выполнение научно-исследовательских работ ис- полнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ — разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и опла- тить ее.
Условия договоров на выполнение научно-исследовательских ра- бот, опытно-конструкторских и технологических работ должны соот- ветствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах.
Исполнитель обязан провести научные исследования лично. Он вправе привлекать к исполнению договора на выполнение научно- исследовательских работ третьих лиц только с согласия заказчика
(ст. 770 ГК).
При выполнении опытно-конструкторских или технологических работ исполнитель вправе, если иное не предусмотрено договором, привлекать к его исполнению третьих лиц. К отношениям исполни- теля с третьими лицами применяются правила о генеральном под- рядчике и субподрядчике (ст. 706 ГК).
Если иное не предусмотрено договорами на выполнение научно- исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологиче-


183
ских работ, стороны обязаны обеспечить конфиденциальность сведе- ний, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов. Объем сведений, признаваемых конфиден- циальными, определяется в договоре.
Каждая из сторон обязуется публиковать полученные при вы- полнении работы сведения, признанные конфиденциальными, толь- ко с согласия другой стороны (ст. 770 ГК).
Стороны в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ имеют пра- во использовать результаты работ, в том числе способные к правовой охране в пределах и на условиях, предусмотренных договором.
Если иное не предусмотрено договором, заказчик имеет право использовать переданные ему исполнителем результаты работ, в том числе способные к правовой охране, а исполнитель — полученные им результаты работ для собственных нужд.
Исполнитель в договорах на выполнение научно-исследова- тельских работ, опытно-конструкторских и технологических работ обязан: выполнить работы в соответствии с согласованным с заказчи-
—
ком техническим заданием и передать заказчику их результаты в предусмотренный договором срок; согласовать с заказчиком необходимость использования охра-
—
няемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежа- щих третьим лицам, и приобретение прав на их использование; своими силами и за свой счет устранять допущенные по его
—
вине в выполненных работах недостатки, которые могут повлечь от- ступления от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре; незамедлительно информировать заказчика об обнаруженной
—
невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесо- образности продолжения работы; гарантировать заказчику передачу полученных по договору
—
результатов, не нарушающих исключительных прав других лиц.
Заказчик в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ обязан: передавать исполнителю необходимую для выполнения рабо-
—
ты информацию; принять результаты выполненных работ и оплатить их.
—

184
Договором может быть также предусмотрена обязанность заказчи- ка выдать исполнителю техническое задание и согласовать с ним про- грамму (технико-экономические параметры) или тематику работ.
Если в ходе научно-исследовательских работ обнаруживается невозможность достижения результатов вследствие обстоятельств, не зависящих от исполнителя, заказчик обязан оплатить стоимость работ, проведенных до выявления невозможности получить преду- смотренные договором на выполнение научно-исследовательских работ результаты, но не свыше соответствующей части цены работ, указанной в договоре.
Если в ходе выполнения опытно-конструкторских и технологиче- ских работ обнаруживается возникшая не по вине исполнителя не- возможность или нецелесообразность продолжения работ, заказчик обязан оплатить понесенные исполнителем затраты.
Исполнитель несет ответственность перед заказчиком за наруше- ние договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно- конструкторских и технологических работ, если не докажет, что такое нарушение произошло не по вине исполнителя (п. 1 ст. 401 ГК).
Исполнитель обязан возместить убытки, причиненные им заказ- чику, в пределах стоимости работ, в которых выявлены недостатки, если договором предусмотрено, что они подлежат возмещению в пределах общей стоимости работ по договору. Упущенная выгода подлежит возмещению в случаях, предусмотренных договором.
Гражданским кодексом РФ регулируются отношения, возникаю- щие при заключении государственных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд, в том числе для разра- ботки государственных автоматизированных информационных систем.
К государственным контрактам на выполнение научно-исследо- вательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд применяются правила ст. 763-768 ГК.
По государственному контракту на выполнение подрядных ра- бот, для государственных нужд подрядчик (исполнитель) обязуется выполнить проектные и другие работы и передать их государствен- ному заказчику, а государственный заказчик — принять выполнен- ные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
По государственному контракту государственным заказчиком выступают государственный орган, обладающий необходимыми ин- вестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответ-


185
ствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком (исполнителем) — юридическое лицо или гражданин.
Основания и порядок заключения государственного контракта определяются в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК РФ.
Государственный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, спо- собах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Глава 8. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ С ГРАЖДАНАМИ
В целях обеспечения информационного взаимодействия феде- ральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов и органов местного самоуправления при предоставлении гражданам и организациям государственных услуг с использовани- ем телекоммуникационных технологий Правительство Российской
Федерации постановило
45
: признать необходимым обеспечить начи- ная с 1 января 2008 г. переход федеральных органов исполнительной власти на оказание гражданам и организациям государственных услуг, связанных с обменом сведениями, содержащимися в базах данных информационных систем федеральных органов исполнитель- ной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, других государственных органов и органов местного са- моуправления, с использованием программно-аппарат ных средств и телекоммуникационной инфраструктуры общероссийского государ- ственного информационного центра в соответствии с планом, утверж- даемым Правительством Российской Федерации.
Использование федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами и органами местного само-
45
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря
2007 г. № 931 «О некоторых мерах по обеспечению Информационного взаи- модействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям».

186
управления ресурсов центра для обмена сведениями между инфор- мационными системами в целях оказания государственных услуг осуществляется безвозмездно.
Ресурсы центра используются федеральными органами исполни- тельной власти, органами исполнительной власти субъектов Россий- ской Федерации, другими государственными органами и органами местного самоуправления для размещения ведомственных баз дан- ных на основании договоров, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, являющимся балансодержателем ресурсов центра.
Порядок информационного взаимодействия федеральных орга- нов исполнительной власти при предоставлении государственных услуг с использованием ресурсов центра устанавливается совмест- ными регламентами, утверждаемыми Министерством информацион- ных технологий и связи Российской Федерации и федеральными ор- ганами исполнительной власти, участвующими в информационном взаимодействии с целью предоставления соответствующих государ- ственных услуг.
Использование ресурсов центра при информационном взаимодей- ствии в целях оказания государственных услуг федеральными органа- ми исполнительной власти, органами исполнительной власти субъек- тов Российской Федерации, другими государственными органами и органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с требованиями к технологиям, форматам, протоколам информацион- ного взаимодействия, унифицированным программно-техническим средствам и к их применению, утверждаемыми Министерством ин- формационных технологий и связи Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти оказывают с 1 ян- варя 2009 г. гражданам и организациям государственные услуги с использованием ресурсов центра через единый сайт государствен- ных услуг в сети Интернет (портал государственных услуг).
Министерство информационных технологий и связи Российской
Федерации осуществляет обеспечение проведения мероприятий по созданию, развитию и эксплуатации центра, осуществляет методиче- ское руководство созданием и функционированием информацион- ных систем, задействованных в информационном взаимодействии в целях оказания государственных услуг федеральными органами ис- полнительной власти.


187
Министерство экономического развития и торговли Российской
Федерации и Министерство финансов Российской Федерации при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период предусматривает выделе- ние ассигнований федеральным органам исполнительной власти на проведение научно-исследовательских и проектно-изыска тельских работ по созданию и приобретению программного обеспечения и тех- нических средств для создания и эксплуатации ведомственных информационных систем на основании заключения Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации о целе- сообразности указанных расходов с учетом возможности использо- вания ресурсов центра.
Органы государственной власти субъектов Российской Федера- ции создают региональные информационные центры для обеспече- ния предоставления государственных услуг с использованием теле- коммуникационных технологий.
Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституцион- ными законами, Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г., Федеральным за- коном от 22 декабря 2008 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», другими федераль- ными законами, иными нормативными правовыми актами Россий- ской Федерации. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государствен- ных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляется также законами, иными норматив- ными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в от- ношении органов местного самоуправления — муниципальными правовыми актами
46 46
Ильгова Е. В. Административно-правовое регулирование информаци- онного взаимодействия органов исполнительной власти с гражданами: авто- реф. дис. … к. ю. н. Саратов, 2006. С. 7-8.

188
Контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осу- ществляют руководители государственных органов и органов мест- ного самоуправления.
Порядок осуществления контроля за обеспечением доступа к ин- формации о деятельности государственных органов и органов мест- ного самоуправления устанавливается соответственно нормативны- ми правовыми актами государственных органов, муниципальными правовыми актами.
Надзор за исполнением государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в порядке, установлен- ном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Г
ЛАВА
9. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
§ 1. Понятие и система Интернет
Во всем мире быстрыми темпами развивается «сеть сетей» Ин- тернет. Она предоставляет потребителю широкий набор информаци- онных продуктов и услуг.
Это — деловая, образовательная, развлекательная информация, электронные газеты и журналы, базы данных практически по всем областям жизнедеятельности общества, электронная почта, доступ к разнообразным информационным ресурсам библиотек, государ- ственных и частных учреждений и компаний.
Объем информации, циркулирующей в Интернет, превышает все имеющиеся ресурсы в обычных средствах массовой информации.
В экономически развитых странах компьютерные сети становят- ся основным источником информации, сопоставимым, а нередко и превосходящим по значению традиционные формы создания, хране- ния и распространения информации. Пользователи могут принимать участие в телеконференциях, оперативно получать новости крупней- ших информационных агентств мира, важную информацию коммер- ческого характера, заниматься бизнесом, вкладывать инвестиции, осуществлять финансовые операции, рекламировать свою продук- цию и услуги.


189
Интернет — «всемирная информационная паутина»
47
. И это не просто паутина, а паутина, включающая в себя многочисленные базы и банки данных. Иначе — это распределенная всемирная база знаний, включающая в себя множество различных информационных массивов (информационных ресурсов, баз данных или знаний), со- стоящих из документов, данных, текстов, объединенных между со- бой трансграничной телекоммуникационной информационной пау- тиной или сетью.
Эта всемирная информационная паутина сформирована на базе огромного множества средств вычислительной техники разных типов и назначения, программных средств, информационных ресурсов, средств связи и телекоммуникаций, по которым передается и полу- чается информация.
В состав Интернет входят и обеспечивают ее функционирование множество провайдеров (субъектов, предоставляющих информаци- онные услуги пользователям Интернет), владельцев серверов (ком- пьютеров, на которых размещаются запасы информации) и, наконец, пользователей услугами Интернет и потребителей информации.
В результате развитие телекоммуникационных систем, глобаль- ных сетей и интерактивных средств распространения информации создают возможность доступа отдельного пользователя к практиче- ски неограниченным информационным массивам. Таким образом, создается единое мировое информационное пространство.
Под информационными технологиями в Интернет понимаются последовательности технологических операций, реализующих ин- формационные процессы в трансграничной телекоммуникационной информационной сети.
Под организационной упорядоченностью совокупности массивов документов и информационных технологий понимается организация деятельности в сети многочисленных провайдеров, предоставляющих услуги по размещению информации пользователям или возможность поиска и получения информации в базах данных; владельцев и соб- ственников серверов, на которых размещаются базы данных; субъек- тов, обращающихся к Интернет и получающих информацию.
Средства обеспечения АИС — паутины Интернет — это про- граммные, технические, лингвистические, правовые и организацион-
47
World Wide Web (WWW).

190
ные средства, которые обеспечивают существование и активное функционирование Интернет.
Итак, Интернет — автоматизированная информационная систе- ма, но система особенная. Это сетевая глобальная АИС, которая составляет основу формирования и развития информационного об- щества. По сути дела, Интернет представляет собой информацион- ную инфраструктуру информационного общества, состоящую из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасе зна- ний, в совокупности представляющей интегральный источник зна- ний и средство коммуникации субъектов информационного обще- ства. В такой инфраструктуре реализуется одно из требований информационного общества — массовое применение персональных компьютеров, подключенных к трансграничным информационно- телекоммуникационным сетям. Применение Интернет позволяет осуществлять все формы и виды той деятельности, о которой мы го- ворили при описании нового информационного общества.
Таким образом, с помощью Интернет активно формируется ми- ровое информационное пространство, составляющее основу инфор- мационного общества. В нем действуют крупные информационные конгломераты, объединяющие системы создания информации (изда- тельские дома, редакции газет и журналов, телесети, телестудии) и сети ее распространения (кабельные, телефонные, компьютерные, спутниковые). Функционируют глобальные международные инфор- мационно-телекоммуникационные сети, охватывающие территории большинства стран мира. В Интернет сегодня сосредоточена дело- вая, образовательная, развлекательная информация, электронные га- зеты и журналы, базы данных практически по всем областям жизне- деятельности общества, электронная почта, доступ к разнообразным информационным ресурсам библиотек, государственных и частных учреждений компаний. Трансформируется деятельность СМИ, инте- грируются СМИ и ТИТС, создается единая среда распространения массовой информации — мультимедиа.
Таким образом, Интернет, по сути дела, представляет собой но- вую среду обитания человечества, новую среду деятельности лич- ности, общества, государства. Эту среду нередко называют виртуаль- ной, имея в виду тот факт, что информация — основной объект этой среды — физически, «на ощупь», не ощутима.