Файл: Учебное пособие Третье издание, переработанное и дополненное Тюмень Издательство Тюменского государственного университета 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 386

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

191
В словаре С. А. Кузнецова даются два значения понятия «вирту- альный»: возможный, такой, который может или должен проявиться
—
при определенных условиях; условный, кажущийся.
—
Оба этих значения не определяют в полной мере суть понятия
«виртуальный» применительно к Интернет.
С одной стороны, информация в виде символов, знаков, волн, т. е. в той форме, как она представлена в компьютере или при пере- даче по каналу связи, действительно проявляется при определенных условиях, например при выводе ее на экран компьютера или при распечатке на принтере. Однако это не кажущаяся, а реально суще- ствующая действительность, которая может подтверждаться и в ма- териальной форме (например, на бумаге).
В виртуальной среде, как и в реальной, действуют различные субъекты. Они вступают при этом в определенные отношения друг с другом, при которых наступают в том числе и юридические послед- ствия. Возникает проблема правового регулирования общественных отношений в виртуальной среде или, как некоторые говорят, право вир- туальной среды. При этом следует отметить, что именно информацион- ное право составляет основу или юридический базис этой среды.
Сегодня ведется много споров по поводу того, что такое Интернет с правовой точки зрения. Можно выделить две группы специалистов, высказывающих мнения по этому поводу.
Одна группа специалистов считает, что Интернет — такая среда, в которой право принципиально не применимо. Вторая группа по- лагает, что право в Интернет займет достойное место, нужно только учитывать особенности и юридические свойства объектов, по поводу которых субъекты этой среды вступают в отношения, ведущие к юридическим последствиям
48
Однако ни первые, ни вторые пока не проводили подробного си- стемного анализа этой виртуальной среды с тем, чтобы выявить всю совокупность общественных отношений, подлежащих правовому ре- гулированию в Интернет, и, главное, установить особенности такого правового регулирования.
48
См.: Копылов В. А. Информационное право: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 232-253.

192
Чтобы определить место и роль права в этой среде надо понять, что эта среда из себя представляет, какие в ней или по ее поводу возникают отношения, влекущие за собой юридические послед- ствия.
В связи с этим рассмотрим, что такое Интернет с юридической точки зрения.
Является ли Интернет в целом объектом права, т. е. тем объек- том, поводу которого возникают общественные отношения? Вся со- вокупность оборудования, информационных ресурсов, средств связи и телекоммуникаций, составляющая в целом Интернет, никак не обособлена, у нее нет одного конкретного собственника, владельца.
Интернет в целом никому не принадлежит и потому объектом права также не является.
Однако отдельных объектов, входящих в состав Интернет и при- надлежащих конкретным лицам на праве собственности или владе- ния — великое множество. Существует также и большое количество субъектов, которые вступают между собой в правоотношения по по- воду или в связи с этими отдельными объектами.
Следовательно, Интернет можно сравнить с обычной материаль- ной (реальной) средой, т. е. с нашей реальной жизнью. В этой реаль- ной среде мы общаемся между собой лично, с помощью писем, теле- графа и телефона. Направляемся на работу, выполняем эту работу и возвращаемся домой. Занимаемся литературной, научной и иной деятельностью. Учимся в школе, в вузе, повышаем свою квалифика- цию иным путем. Развлекаемся. Обращаемся в лечебные учрежде- ния. Ищем и предлагаем продукты, товары и услуги, совершаем куплю-продажу и т. д. Естественно, осуществляя такие действия, мы вступаем в определенные отношения с соответствующими субъекта- ми, входящими в состав этой реальной среды (а не со средой нашего обычного существования в целом).
То же самое происходит и в Интернет. Мы совершаем в Интер- нет такие же действия и вступаем при этом в такие же отношения.
Следовательно, можно утверждать, что Интернет — такая же среда нашего обитания (или почти такая же), но только виртуальная.
Поскольку Интернет — это прежде всего среда информацион- ная, то для ее исследования в полной мере применима модель ин- формационной сферы. И потому при исследовании этой среды целе-


193
сообразно опираться на информационный подход, основанный в первую очередь на методах правовой информатики и правовой ки- бернетики.
Для изучения особенностей виртуальной среды Интернет, опре- деления роли и места права в системе общественных отношений, возникающих в ней, проведем декомпозицию этой среды по методу модели формационной сферы и построим модель виртуальной фор- мационной сферы. На основе этой модели рассмотрим особенности реализации информационных правоотношений в каждой из областей декомпозированной сферы, исследуем поведение субъектов, дей- ствующих в областях информационной сферы Интернет. При этом будем учитывать те особенности и юридические свойства информа- ции, которые проявляются именно в этой виртуальной среде. А при исследовании вопросов правового регулирования информационных отношений в Интернет будем опираться главным образом на дей- ствующие нормы информационного законодательства.
Сравнительный анализ информационных отношений, проявляю- щихся в реальной информационной среде и в виртуальной информа- ционной среде, показывает, что они имеют определенные отличия.
Это связано с тем, что в виртуальной среде меняются физические свойства информации и, как следствие, появляются новые юридиче- ские особенности и свойства информации как объекта права, отно- шений.
Особенность регулирования информационных отношений в Ин- тернет определяется именно особенностью физического представле- ния информации в этой сети, в первую очередь представления ее в электронном виде. При передаче информации по каналам связи, отображении ее на экране компьютера нет твердого носителя, на котором она зафиксирована, а есть виртуальный, т. е. на ощупь не ощутимый. А это осложняет оформление и представление докумен- тированной информации в виртуальной среде, и прежде всего офи- циальных моментов. Вероятно, без применения новых для права ме- ханизмов закрепления правового режима электронного документа, обеспечивающего и подтверждающего его достоверность и ориги- нальность, не обойтись. Появление механизма электронной цифро- вой подписи позволяет преодолеть эту сложность. Мало того, это дает возможность создавать документы даже с большей гарантией их подлинности и достоверности, чем, например, традиционные на бумаге.

194
§ 2. Особенности информационных правоотношений
в Интернет
Для поисков юридически грамотного ответа на любой вопрос, касающийся правоотношений, возникающих вокруг Интернет, сле- дует договориться о том, что такое Интернет. Интернет — не субъ- ект, не предмет и не объект права. Иначе говоря, с Интернет нельзя спорить, с ним нельзя судиться и с него нельзя ничего получить.
Более того, нельзя договориться со своим контрагентом по поводу
Интернет в целом.
Рассмотрим особенности осуществления информационных пра- воотношений в Интернет и основные элементы этих правоотноше- ний.
Можно выделить три группы субъектов, которые действуют в
Интернет:
Первая группа — те, которые создают программно-техниче скую часть информационной инфраструктуры Интернет, включая средства связи и телекоммуникаций, обеспечивают ее эксплуатацию, расши- рение и развитие. Основными субъектами первой группы выступают: разработчики трансграничных информационных сетей, в том числе их технических средств (компьютеров), средств связи и телекомму- никаций, программных средств разного уровня и назначения, друго- го оборудования, составляющего инфраструктуру Интернет.
Вторая группа — субъекты, производящие и распространяющие информацию в Интернет, предоставляющие услуги по подключению к Интернет (как бы «генераторы» информации, информационных продуктов и услуг). В число субъектов второй группы входят спе- циалисты, производящие информацию, формирующие информацион- ные ресурсы (наполняющие информацией базы данных, входящие в состав Интернет) и предоставляющие информацию из этих ресурсов потребителям или предоставляющие возможность потребителям под- ключиться к Интернет и пользоваться его возможностями самостоя- тельно.
Третья группа
—потребители информации из Интернет, т. е. все то множество субъектов, которые подключаются к Интернет для по- лучения необходимой им информации и используют ее в собствен- ной деятельности.
Основными объектами, по поводу которых возникают информа- ционные отношения в Интернет, являются:


195
программно-технические комплексы, информационные систе-
—
мы, информационно-телекоммуникационные технологии как сред- ство формирования информационной инфраструктуры, средства свя- зи и телекоммуникаций, обеспечивающие осуществление информа- ционный процессов;
информация, информационные ресурсы, информационные
—
продукты, информационные услуги; доменные имена;
—
информационные права и свободы;
—
интересы личности, общества, государства в информационной
—
среде;
информационная целостность и информационный суверени-
—
тет государства;
информационная безопасность.
—
Информационные объекты в Интернет обладают той отличитель- ной чертой, что они, как правило, представляются в виртуальной форме. В этой связи правоотношения, возникающие по их поводу, существенно отличаются от действующих в отношении информаци- онных объектов на материальных, жестких носителях. Наиболее ти- пичным примером здесь может служить доменное имя
49
, предостав- ляемое для именования сайта (области памяти в Интернет для размещения информации и информационных ресурсов), обозначения адреса этого ресурса в Интернет.
Доменное имя представляет собой особый информационный объ- ект, обладающий и содержанием, и формой исходя из принципа дву- единства информации и ее носителя. Применение доменных имен в виртуальном пространстве Интернет ставит много вопросов перед правом.
Доменное имя с юридической точки зрения — это адрес (анало- гично почтовому адресу в материальном мире) размещения инфор- мационного ресурса в Интернет. Как и в случае почтового адреса,
49
Доменное имя (domain name) происходит от английских слов domain
(владение, имение, территория, область, сфера) и name (имя, название), т. е. адрес области памяти в среде Интернет, точно идентифицирующий субъек- та, которому принадлежит этот сайт и все содержание этого сайта. Наличие двух одинаковых доменных имен в сети не допускается. И в этом главный смысл регистрации доменных имен в Интернет.

196
здесь должно выполняться требование его уникальности, неповтори- мости. Это требование достигается регистрацией доменного имени.
И в этом смысле безразлично, какое смысловое содержание закла- дывается в доменное имя. Оно может состоять из любого набора букв, цифр, знаков и других способов обозначения адреса.
Однако если в реальном материальном мире содержание адреса
(его написание) не имеет существенного значения, то в виртуальном пространстве, как оказалось, этот факт имеет огромное значение.
Конечная цель распространения информации — это доведение ее содержания до потребителя.
В материальном мире под распространением информации пони- маются активные действия конкретного субъекта, направленные на доведение содержания информации до ее потребителей. Причем ин- формация может распространяться как по указанным заранее кон- кретным адресам (например, по обычной почте), так и в результате направления ее неопределенному кругу лиц (массовая информация по радио или телевидению). Такой способ доведения информации до ее потребителя можно назвать активным распространением информации.
В виртуальном пространстве наряду с активным распространени- ем информации широко применяется пассивное распространение ин- формации, когда субъект, желающий довести свою информацию до определенного (или неопределенного) круга лиц, размещает информа- цию на своем сайте и ожидает обращения к ней потребителей.
Причем такое распространение обеспечивается не только разме- щением информации на сайте, но также и включением доменного имени в соответствующие глобальные информационно-поисковые системы (Рамблер, Яндекс и др.), что повышает вероятность доведе- ния его содержания до потенциального потребителя. Причем чем более известно изображение или написание доменного имени по- тенциальному потребителю, чем более соответствует это имя содер- жанию распространяемой информации, тем больше вероятность об- ращения к данному сайту и нахождения этого сайта потребителем, имеющим интерес к информации, отраженной в его названии.
И если эти наименования используют обладатели сайта, не имею- щие отношения к данным фирмам, да еще пытающиеся распростра- нять таким образом продукцию, аналогичную продукции указанных фирм, или предоставить услуги по обеспечению эксплуатации вы- пускаемого фирмами оборудования, то это не что иное, как недобро-


197
совестная конкуренция. В идеальном случае, в качестве доменного имени не должны использоваться ни фирменные наименования, ни товарные знаки, ни другие информационные объекты, защищаемые авторским или патентным правом. Это должны быть нейтральные обозначения, указывающие только лишь адрес размещения сайта в
Интернет. Исключение, естественно, могут составлять случаи при- менения в качестве доменных имен наименований фирм, товарных знаков их правообладателями, что, естественно, будет в существен- ной мере содействовать рекламированию продукции этих фирм. Сле- довательно, с юридической точки зрения доменные имена следовало бы регистрировать только после проверки их авторства.
В целом структура информационных правоотношений в вирту- альной среде информационной сферы аналогична их структуре в материальной среде. Однако их особенности определяются особен- ностями, представления и обращения информации в Интернет. Для выявления более подробного состава объектов информационных правоотношений и субъектов правоотношений, выявления особен- ностей их поведения в порядке осуществления прав и исполнения обязанностей произведем декомпозицию Интернет на области в со- ответствии с моделью информационной сферы.
Соответственно каждый из нас может вступать в договорные от- ношения и предъявлять свои претензии лишь субъектам деятельно- сти в Интернет: провайдерам, пользователям, разработчикам про- граммного обеспечения, организациям связи и т.
п., а также по поводу конкретных предметов сделок: аренды, купли-продажи, пере- дачи каких-либо прав и пр. А объектом сделок при этом также ока- зываются какие-либо общеизвестные объекты гражданского оборота: вещи, интеллектуальная собственность и т.
п.
Для уточнения подходов к вопросам защиты авторских прав
WEB-дизайнеров следует юридически определить создаваемый ими объект, сам процесс его создания и последующего отчуждения части авторских прав в пользу заказчика.
Сформулируем определение: WEB-cайт есть программа для
ЭВМ, представляющая включенную в нее базу данных или иную информацию в виде нового аудиовизуального или другого произве- дения, обнародование которого осуществляется путем сообщения для всеобщего сведения посредством технических средств, применяемых для связи между ЭВМ.

198
Р
ЕЗюМЕ
Информационные отношения в различных информационных сферах, в целом, урегулированы в Российской Федерации. Исследо- вания пробелов законодательства позволят совершенствовать дей- ствующее законодательство.
В
опросы
для
самопроВерки
Глава 1. Информационные правоотношения в сфере мас-
совой информации и рекламы
Периодическое печатное издание: понятие, классификация.
Субъекты правоотношений в сфере печатных средств массовой информации.
Правоотношения в сфере печатных средств массовой информа- ции.
Законодательство в сфере печатных средств массовой информа- ции.
Субъекты правоотношений в сфере радио.
Правоотношения в сфере радио.
Законодательство в сфере радио.
Субъекты правоотношений в сфере телевизионного вещания.
Правоотношения в сфере телевизионного вещания.
Законодательство в сфере телевизионного вещания.
Субъекты рекламных правоотношений.
Правоотношения в сфере рекламы.
Законодательство в сфере рекламы.
Глава 2. Информационные правоотношения в сфере би-
блиотечного и архивного дела
Субъекты правоотношений в сфере библиотечного дела: понятие, классификация.
Субъекты правоотношений в сфере архивного дела: понятие, классификация.
Правоотношения в сфере библиотечного дела.
Правоотношения в сфере архивного дела.
Законодательство в сфере архивного дела.
Законодательство в сфере библиотечного дела.
Глава 3. Информационные правоотношения в сфере регу-
лирования обращения информации ограниченного доступа


199
Субъекты правоотношений в сфере обращения информации огра- ниченного доступа: понятие, классификация.
Правоотношения в сфере обеспечения государственной тайны.
Правоотношения в сфере обеспечения коммерческой тайны.
Правоотношения в сфере обеспечения служебной тайны.
Правоотношения в сфере обеспечения защиты персональных данных.
Законодательство в сфере регулирования обращения информа- ции ограниченного доступа.
Глава 4. Информационные правоотношения в сфере обе-
спечения авторского права
Правоотношения в сфере обеспечения авторского права.
Субъекты правоотношений в сфере обеспечения авторского пра- ва: понятие, классификация.
Правовое регулирование авторского права.
Глава 5. Информационные правоотношения в сфере обе-
спечения информационной безопасности
Формы правового регулирования отношений в сфере информаци- онной безопасности.
Информационная безопасность — составная часть национальной безопасности.
Угрозы безопасности в информационной сфере.
Правовое обеспечение безопасности в информационной сфере.
Защита прав граждан в информационной сфере.
Государственная политика в сфере обеспечения информацион- ной безопасности.
Глава 6. Информационные технологии и информационно-
правовые системы
Понятие и виды информационно-правовых систем.
Автоматизированные системы правовой информации в зарубеж- ных странах.
Глава 7. Организационно-правовое обеспечение автомати-
зированных информационных систем, баз и банков данных,
их сетей
Структура автоматизированной информационной системы.
Организационно-правовое обеспечение — важнейшая часть ав- томатизированной информационной системы.
Структура и состав организационно-правового обеспечения.

200
Глава 8. Особенности информационных правоотношений
органов государственного и муниципального управления с
гражданами
Субъекты правоотношений в органах государственного и муни- ципального управления при обращении информации и реализации прав граждан на информацию.
Глава 9. Информационные правоотношения в сети Интер-
нет
Правовые проблемы Интернет.
Нормативная правовая база по вопросам функционирования сети
Интернет в России.
Правовые аспекты обеспечения безопасности в Интернет.
Проблемы охраны авторских прав в российском секторе Интер- нет.
Интеллектуальная собственность в Интернет.