Файл: Учебное пособие Третье издание, переработанное и дополненное Тюмень Издательство Тюменского государственного университета 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 376

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЩЕСТВО
§ 1. Развитие информационного общества
Информация — основной объект информационного общества и ее роль в развитии этого общества возрастает постоянно. Отображая реальную действительность, информация проникает во все направ- ления деятельности государства, общества, человека. С появлением новых информационных технологий, основанных на широком вне- дрении средств вычислительной техники, систем телекоммуникации и связи, информация становится постоянным и необходимым атри- бутом обеспечения деятельности государства, юридических лиц, об- щественных объединений и граждан.
От качества информации, достоверности и оперативности ее по- лучения зависят многие решения, принимаемые на самых разных уровнях — от главы государства и до гражданина. Информационное воздействие на государство, общество, граждан сейчас более эффек- тивно и экономично, чем политическое, экономическое и даже во- енное. Информация в современном обществе играет решающую роль, а информационные ресурсы становятся в один ряд с важнейшими ресурсами государства — природными, трудовыми, финансовыми и иными, составляющими его потенциал
2
В конце ХХ в. сформировалось мировое информационное про- странство, составляющее основу информационного общества. В нем действуют крупные информационные конгломераты, объединяющие
2
См., например, Черешкин Д. С. Оружие, которое может быть опаснее ядерного // Независимая газета. 1995. № 123.

22
системы создания информации (издательские дома, редакции газет и журналов, телесети, телестудии) и сети распространения информа- ции (кабельные, телефонные, компьютерные, спутниковые).
Функционируют глобальные международные информационно- телекоммуникационные сети, охватывающие территории большин- ства стран мира. В экономически развитых странах компьютерные сети становятся основным источником информации, сопоставимым, а нередко и превосходящим по значению традиционные формы соз- дания, хранения и распространения информации. Пользователи мо- гут принимать участие в телеконференциях, оперативно получать новости крупнейших информационных агентств мира, важную ин- формацию коммерческого характера, заниматься бизнесом, вклады- вать инвестиции, осуществлять финансовые операции, рекламиро- вать свою продукцию и услуги.
Информационная сфера становится не только одной из важней- ших сфер международного сотрудничества, но и объектом экономи- ческого и политического соперничества. Страны с более развитой информационной инфраструктурой, устанавливая технологические стандарты и предоставляя потребителям свои ресурсы, определяют условия формирования и деятельности информационных структур в других странах, оказывают существенное воздействие на развитие их информационных сфер. Развитие и обеспечение безопасности ин- формационной сферы при формировании национальной политики в промышленно развитых странах получает приоритет.
Характерной особенностью современного периода развития рос- сийского общества является интенсивное преобразование информа- ционной сферы России. Оно обусловлено не только широким вне- дрением в жизнь современных средств связи, вычислительной техники, систем телекоммуникации, но и проводимыми политиче- скими и социально-экономическими преобразованиями, интеграцией
России в мировое сообщество.
В Конституции Российской Федерации впервые провозглашены информационные права и свободы, в соответствии с которыми, каждый имеет право на свободный поиск, получение, производство и распространение информации. А это возлагает на государство и общество обязанности по формированию информационной сферы, по созданию условий для оперативного, полного и достоверного ин- формационного обеспечения каждого члена общества.


23
Информационные ресурсы как массивы документов или данных
(ретроспективная информация) формируются в результате научной, производственной, политической, экономической и иной деятельно- сти государственных органов, организаций, предприятий, специали- стов и граждан и, по сути дела, представляют национальное достоя- ние. В развитых странах информационные ресурсы уже стали в один ряд с важнейшими ресурсами государства и общества (природными, финансовыми, кадровыми и другими). Они играют определяющую роль в подготовке и принятии эффективных решений государствен- ными органами, общественными объединениями, гражданами в их повседневной деятельности.
Создание современного информационного общества требует ре- шения задач формирования современной информационной сферы, обеспечивающей эффективное развитие СМИ, формирование инфор- мационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, пре- доставления информационных услуг. Необходимо принять срочные меры, направленные на создание единого информационного про- странства страны и его интеграции в мировое информационное про- странство. При этом контроль за федеральной системой связи и те- лекоммуникации остается за государством. Утрата контроля за информационными потоками на федеральном уровне означает то же самое, что и разрушение единой энергетической, транспортной и иных систем жизнеобеспечения государства.
Одним из основных механизмов формирования информационно- го общества является информатизация, которая представляет из себя организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения инфор- мационных потребностей и реализации прав граждан, органов госу- дарственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использова- ния информационных ресурсов с применением современных инфор- мационных технологий.
В развитых странах уже разработаны или разрабатываются про- граммы их вхождения в информационное общество и предпринима- ются практические шаги по реализации таких программ.
При формировании программ страны преследуют достижение следующих целей:

24
усиление диалога между государственными структурами,
—
членами общества и бизнесменами, направленного на максимальное использование возможностей внедрения и применения информаци- онных технологий для экономического развития общества и занято- сти населения;
углубление и расширение информационной инфраструктуры
—
в направлении повышения ее надежности и эффективности;
защита прав личности при использовании информационных
—
технологий;
защита информации в информационных сетях;
—
расширение возможностей и поддержка использования ин-
—
формационных технологий во всех сферах образования и воспита- ния;
использование информационных технологий для информати-
—
зации государственных органов, прежде всего для обеспечения реа- лизации прав граждан на получение информации от них;
усиление (и расширение) использования информационных
—
технологий для новых форм и видов деятельности, а также в бизне- се, на транспорте, в области защиты окружающей среды, здравоох- ранения и т. д.;
обеспечение свободной конкуренции в рамках информацион-
—
ного общества;
улучшение и повышение эффективности доступа к техниче-
—
ским, экологическим, экономическим и другим информационным ресурсам в информационных сетях;
развитие научных исследований и разработок в области ин-
—
формационных технологий;
согласование национальных мер с политикой европейского и
—
мирового сообщества по вопросам вхождения в информационное общество, в том числе в части осуществления международного со- трудничества.
Информационное общество — (постиндустриальное общество) историческая фаза развития мировой цивилизации, в которой глав- ным продуктом производства, товаром и результатом предоставле- ния услуг является информация.
К признакам информационного общества можно отнести:
увеличение роли информации и знаний, основанных на ее ис-
—
пользовании, в жизни общества;


25
возрастание доли информационных коммуникаций, продук тов
—
и услуг в валовом внутреннем продукте;
создание глобального информационного пространства, обес-
—
печивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Термин «информационное общество» и масштабные проекты, на- целенные на создание такого общества, впервые появились на За- паде. Сегодня этот термин прочно занял свое место, и не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, ученых. Это понятие, как пра- вило, ассоциируется с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе граждан- ского общества осуществить новый эволюционный скачок, чтобы войти в следующий информационный век уже в качестве информа- ционного общества
3
Как считает профессор У. Мартин, под информационным обще- ством понимается «развитое постиндустриальное общество», возник- шее прежде всего на Западе
4
. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается в первую очередь в тех странах, в которых в 60-70-х гг. сформировалось постиндустриаль- ное общество
5
Мартином была предпринята попытка выделить и сформулиро- вать основные характеристики информационного общества по сле- дующим критериям:
технологический: ключевой фактор — информационная тех-
—
нология, которая широко применяется в производстве, учреждениях, системе образования и в быту;
социальный: информация выступает в качестве важного сти-
—
мулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается
«информационное сознание» при широком доступе к информации;
3
См., например, Черешкин Д. С. Оружие, которое может быть опаснее ядерного // Независимая газета. 1995. № 123.
4
См.: Мартин У. Дж. Информационное общество // Теория и практика общественно-научной информации: ежеквартальник / АН СССР. ИНИОН; редкол.: В. А. Виноградов (гл. ред.) и др. М., 1990. № 3. С. 115-123.
5
В Японии, США и Западной Европе.

26
экономический: информация составляет ключевой фактор в
—
экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости;
политический: свобода информации, ведущая к политическо-
—
му процессу, который характеризуется растущим участием и консен- сусом между различными классами и социальными слоями населе- ния;
культурный: признание культурной ценности информации
—
посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.
При этом Мартин особо подчеркивал мысль о том, что коммуни- кация представляет собой «ключевой элемент информационного об- щества».
Он отмечал, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе.
В целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капи- талистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вы- званных информационной технологией изменений, которые под- тверждают концепцию информационного общества.
Среди этих изменений такие:
структурные изменения в экономике, особенно в сфере рас-
—
пределения рабочей силы;
возросшее осознание важности информации;
—
растущее осознание необходимости компьютерной грамотно-
—
сти;
широкое распространение информационной технологии;
—
поддержка правительством развития компьютерной микро-
—
электронной технологии и телекоммуникаций.
Таким образом, информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни, так же как перспективы социальных изменений и экономического развития, в возрастающей степени зависит от информации и ее эксплуатации. В таком обще- стве стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания.
Учитывая глубину и размах технологических и социальных последствий компьютеризации и информатизации различных сфер


27
общественной жизни, их нередко называют компьютерной или ин- формационной революцией. Более того, западная общественно- политическая мысль выдвинула различные варианты так называе- мой концепции «информационного общества», имеющей своей целью объяснение новейших явлений, порожденных новым этапом научно- технического прогресса, компьютерной и информационной револю- цией.
Качественно новым моментом стала возможность управления большими комплексами организаций и производством систем, тре- бующим координации деятельности сотен тысяч и даже миллионов людей. Шло и продолжает идти бурное развитие новых научных на- правлений, таких как информационная теория, кибернетика, теория принятия решений, теория игр и т. д., т. е. направлений, связанных именно с проблемами организационных множеств.
Говоря об изменениях и сдвигах, способствующих переходу со- временного западного общества на качественно новую стадию или, как говорят, в информационное общество, сторонники рассматривае- мой концепции опираются на объективные процессы развития нау- коемких, энерго- и трудосберегающих отраслей экономики, процес- сы роботизации производства, компьютеризации и информатизации важнейших сфер общественной и политической жизни. И действи- тельно, в настоящее время от новейших наукоемких и энергосбере- гающих компонентов техники зависит решение таких жизненно важных вопросов, как экономический рост, занятость, повышение жизненного уровня и т. д. Они затрагивают основополагающие прин- ципы функционирования и жизнедеятельности современного обще- ства, поднимая кардинальные вопросы относительно социальных и политических изменений, которые несет с собой внедрение инфор- мационной технологии. Это влияет на перспективу общественно- исторического развития человечества, на судьбу человека, на его место и роль в этом процессе.
Информатизация и компьютеризация требуют от людей новых навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризированного общества и обеспечить ему достойное место в этом обществе. Поэтому нельзя не согласиться с У. Мартином в том, что информатизация оказывает влияние на образ и качество жизни всех членов общества как на индивидуальном, так и на организационном уровне, на рабочем ме-

28
сте и в быту. Хорошо это или плохо, но она, по словам автора, пред- ставляет собой силу, которая не просто трансформирует жизнь це- лых сообществ, но способствует перестройке самого «контекста отношений между людьми»
6
В целях обеспечения эффективного взаимодействия федераль- ных органов государственной власти, органов государственной вла- сти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправ- ления муниципальных образований, общественных объединений, научных и других организаций в области развития информационно- го общества в Российской Федерации Президент образовал Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информацион- ного общества в Российской Федерации.
Своим Указом он утвердил:
Положение о Совете при Президенте Российской Федерации
—
по развитию информационного общества в Российской Федерации;
состав Совета при Президенте Российской Федерации по раз-
—
витию информационного общества в Российской Федерации;
состав президиума Совета при Президенте Российской Феде-
—
рации по развитию информационного общества в Российской Феде- рации
7
§ 2. Информация и информатизация
в Российской Федерации
Информационная сфера
—сфера деятельности, связанная с соз- данием, распространением, преобразованием и потреблением инфор- мации.
Как сфера правового регулирования она представляет собой со- вокупность субъектов права, осуществляющих такую деятельность объектов права, по отношению к которым или в связи с которыми эта деятельность осуществляется, и социальных отношений, регули- руемых правом или подлежащих правовому регулированию.
6
Мартин У. Дж. Информационное общество // Теория и практика общественно-научной информации: ежеквартальник / АН СССР. ИНИОН; редкол.: В. А. Виноградов (гл. ред.) и др. М., 1990. № 3. С. 115-123.
7
Указ Президента Российской Федерации «О совете при Президенте
Российской Федерации по развитию информационного общества в Рос- сийской Федерации» № 1576 от 1 ноября 2008 г.