Файл: Учебное пособие Третье издание, переработанное и дополненное Тюмень Издательство Тюменского государственного университета 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 333

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

37
ные в правовой норме, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению
16
В информационном праве применяется вся совокупность пере- численных способов регулятивного воздействия на информационные отношения. Действительно, поскольку информация сопровождает практически все области человеческой деятельности, то для регули- рования информационных отношений применяются различные су- ществующие методы публичного и частного права в зависимости от вида и назначения информации и характера поведения субъектов и возникающих при этом отношений.
Диспозитивные методы применяются в информационном праве при регулировании отношений информационной собственности
(вещной и интеллектуальной), при создании и использовании ин- формационных технологий и средств их обеспечения (право автора и право собственности, отношения заказчика и разработчика информа- ционных технологий и средств их обеспечения) и т.
п. Как отмеча- лось выше, эти методы основаны на равенстве субъектов, их само- стоятельности при вступлении в информационные правоотношения, самостоятельности осуществления ими своих прав, ответственности по своим обязательствам и т.
п.
§ 2. Принципы информационного права
Правовое регулирование информационных отношений основыва- ется на принципах информационного права, под которыми понима- ются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных отноше- ний, проявляющихся в информационной сфере:
1. Принцип законности предполагает, что субъекты информаци- онного права обязаны строго соблюдать Конституцию Российской
Федерации и законодательство России. Отсюда также следует, что информационно-правовое регулирование не должно противоречить
Конституции и законодательству России.
2. Принцип приоритетности прав личности устанавливается ст. 2
Конституции Российской Федерации, в которой утверждается, что
16
Рассолов Л. М., Элькин Л. Д., Рассолов И. М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М.: Юристь, 1996.

38
признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражда- нина — обязанности государства. Отсюда следует, что органы госу- дарственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.
3. Принцип свободного производства, распространения любой информации и запрещения производства и распространения инфор- мации, вредной и опасной для развития личности, общества, госу- дарства, которым закрепляется закономерность, основанная на кон- ституционных положениях, составляющих основы демократического государства, и выражающаяся в том, что ограничение этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в целях и интересах личности, общества, государства. Имеет целью защиту личности, общества, государства от воздействия вредной информации. Законо- мерность выражается в том, что этот запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению инфор- мационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства. При этом запрет может на- лагаться только федеральным законом, основанным на осторожном и тонком балансе демократических свобод и ограничений, принципи- ально не допустимых в демократическом обществе.
4. Принцип свободного доступа к информации, не ограниченной федеральным законом, заключается в том, что ни одна государствен- ная структура не может вводить ограничений по доступу потребите- лей к информации, которой она обладает в соответствии с установ- ленной ее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес. Ограниче- ния могут вводиться только федеральным законом.
5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации означает обязанность любой государственной структу- ры или органа местного самоуправления собирать, накапливать и хра- нить информацию в полном объеме в соответствии с установленной для нее компетенцией, а также предоставлять в установленные сроки потребителям всю запрашиваемую информацию.
6. Принцип ответственности применительно к информационно- правовому регулированию означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение требований и предписаний информа- ционно-правовых норм.


39 7. Принцип «отчуждения» информации от ее создателя основан на юридическом свойстве физической отчуждаемости информации от ее создателя (обладателя). Закономерность проявляется в том, что механизм юридического «отчуждения» информации от субъекта реа- лизуется через отчуждение прав на использование информации (ее содержания) в соответствии с законом или договором. Суть такого отчуждения заключается в передаче производителем прав и обязан- ностей по использованию информации получившими ее субъектами
(обладателем, потребителем информации), а также ответственности за неправомерное использование информации.
8. Принцип оборотоспособности информации основан на юриди- ческом свойстве обособляемости информации от ее создателя (об- ладателя). Закономерность заключается в том, что информация, бу- дучи обнародованной, превращается в объект, который существует независимо от ее создателя и, стало быть, может быть включен в общественный оборот. Этот принцип определяет необходимость пра- вового регулирования отношений, возникающих при обороте инфор- мации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.
9. Принцип информационного объема основан на свойстве дву- единства материального носителя и содержания информации, ото- браженной на нем.
10. Принцип распространяемости информации основан на том, что одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержа- ния. Закономерность заключается в том, что одна и та же информа- ция (ее содержание) объективно может принадлежать одновременно неограниченному кругу субъектов. Однако при этом объем прав на использование информации (ее содержания) для разных категорий получателей (потребителей) таких экземпляров — разный
17
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Глава 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО КАК НАУКА
Наука информационного права только лишь формируется. Иссле- дования в области информационного права материализуются в ста- тьях, монографиях, на конференциях, круглых столах, в Интернет.
17
См.: Копылов В. А. Информационное право: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 103-105.

40
Предметом науки информационного права является система ин- формационного права. Информационное право как наука изучает научные проблемы формирования и развития этой системы.
Основные направления:
изучение понятийного аппарата информационного права,
—
основных терминов и их дефиниций, применяемых в системе инфор- мационного права;
исследования особенностей и характеристик информационно-
— го права как новой комплексной отрасли права; исследование структуры и состава отрасли информационного
— права как комплексной отрасли права, изучение взаимосвязей этой от- расли права с другими отраслями права в системе российского права;
исследование информационно-правовых норм, особенностей
— их строения, оценка их полноты и качественного оформления;
изучение информационных правоотношений как отношений
— особого рода, исследование особенностей поведения субъектов ин- формационных правоотношений, прав, обязанностей и ответствен- ности — участников информационных правоотношений, юридиче- ских фактов;
изучение особенностей и юридических свойств информацион-
— ных объектов, по поводу которых возникают информационные от- ношения;
исследование и разработка принципов информационного пра-
— ва, применения методов правового регулирования информационных отношений;
изучение источника информационного права — информаци-
— онного законодательства, судебных решений, других правопримени- тельных органов;
систематизация и кодификация информационно-правовых
— норм, объединение их в институты и подотрасли информационного права;
разработка теоретических основ и способов формирования ин-
— формационного кодекса России как основного кодифицированного акта информационного права;
исследование практики применения и методов повышения эф-
— фективности норм информационного права.
Метод науки информационного права — это инструментарий, совокупность приемов и способов, при помощи которых изучается ее предмет.


41
Как и в любой науке, в информационном праве метод часто опре- деляет судьбу исследования. При различных подходах на основе одного и того же фактического материала (предмета исследования) могут быть получены противоположные выводы. Вместе с тем, сам по себе метод не предопределяет полностью успеха в исследовании: важен не только хороший метод, но и мастерство его применения.
Наука информационного права использует методы, которые при- меняются и в других областях научного поиска. При изучении ин- формационного права применяются различные как традиционные, так и нетрадиционные для правовой науки методы. Существенное внимание уделяется методам, предназначенным для исследования информационных объектов как особых объектов информационных правоотношений.
При исследовании информационного права применяются глав- ным образом методы правовой науки, которые используются в кон- кретных юридических науках и составляют их методологическую основу. Охарактеризуем наиболее важные из них.
Формально-догматический метод исследует «догму» информаци- онного права. Обычно при исследованиях первым применяется имен- но этот метод, суть которого заключается в юридической обработке правового материала, догмы права. Этот метод включает такие про- цедуры, как описание и анализ информационно-правовых норм и правоотношений, их толкование, классификацию и систематизацию явлений, понятий, норм, правоотношений, актов, институтов.
В результате классификации информационно-правовых явлений, понятий и норм, других элементов системы информационного права по определенным основаниям исследователю предоставляется воз- можность удобного и соизмеримого их сопоставления, а стало быть, более полного представления о них. Посредством классификации и си- стематизации разрозненные знания и представления об исследуемом предмете приводятся в порядок. В результате применения формально- догматического метода знания об информационном праве приводят- ся в систему, получают определенную, четкую форму их представ- ления, удобную для их запоминания и последующего изучения.
Сравнительно-исторический метод исследования представляет собой исторический (ретроспективный) подход к анализу и оценке категорий правовых институтов. Наука информационного права не

42
должна игнорировать положительный опыт, накопленный прежним российским (в том числе и советским) законодательством.
Метод сравнительного правового исследования основан на сопо- ставлении двух или более однотипных элементов информационного права с элементами иных национальных правовых систем с целью выявления общих и отличительных характеристик таких элементов.
Сравнение как логический прием предполагает, что в исследуемых элементах обязательно имеются сходные составляющие. Такое сопо- ставительное изучение позволяет получить важный материал для заимствования, классификации и, в конечном итоге, совершенство- вания системы информационного права.
Сравнительно-правовой метод представляет собой эффективное средство познания, раскрытия сущности информационно-правовых явлений и положений других национальных информационных пра- вовых систем.
Метод обращения к наукам, изучающим другие, смежные отрасли права, позволяет использовать и эффективно применять положения и выводы, разрабатываемые этими науками в системе информационного права. Так, с целью изучения информационного права эффективно могут использоваться методы общей теории пра- ва, конституционного права, административного права, граждан- ского права, финансового права, уголовного права и других отрас- лей права. Для исследования информационного права удобно и достаточно эффективно применяются и естественные науки, на- пример информатика и правовая информатика, правовая киберне- тика.
Методы анализа и синтеза.Анализ предполагает мысленное раз- ложение объекта на составляющие его элементы, а синтез — это мысленное соединение в единое целое расчлененных анализом эле- ментов. Правовой статус субъектов информационного права иссле- дуется путем изучения отдельных его элементов. Изучив каждый элемент в отдельности, исследователь воссоединяет элементы в еди- ное целое, избрав в качестве основы наиболее существенный эле- мент.
Методы аналогиизаключение о сходстве в каком-либо при- знаке нескольких предметов на основании установленного их сход- ства в других признаках. Несмотря на то что аналогия строится на


43
вероятностных суждениях, она играет огромную роль в процессе по- знания правовой действительности, так как ведет к выдвижению ги- потез, которые впоследствии превращаются в научные теории. Этот метод широко применяется при моделировании, которое также вы- ступает в качестве самостоятельного метода.
Метод социологического исследования может применяться для наблюдения за деятельностью субъектов информационного права с целью оценки эффективности практики применения норм и пред- писаний информационного права в конкретных условиях. Средство исследования этого метода основывается на анкетировании и опро- сах субъектов конкретных правоотношений. Это один из наиболее эффективных методов оценки «качества» правовых норм, степени применимости конкретных норм, разработки рекомендаций и пред- ложений по их совершенствованию.
Обычно социологический методвключает такие приемы, как личное наблюдение за деятельностью субъектов информационного права, собеседование, анкетирование, интервьюирование. Ценность метода заключается в непосредственном, прямом получении инфор- мации о состоянии системы государственного управления. Речь идет о своеобразном канале «обратной» связи между практикой и теори- ей. Теоретические конструкции, рекомендации проверяются в дея- тельном, динамическом состоянии. Здесь следует учитывать не толь- ко адекватность информации объективной действительности, но и качество обработки (накопления, систематизации) полученного ма- териала.
Метод алгоритмизации активно применяет исследования систе- мы информационного права, описания структуры и элементов этой системы для характеристики поведения субъектов.
Метод моделированияэто практическое или теоретическое преобразование объекта, при котором изучаемый элемент замещает- ся каким-либо естественным или искусственным аналогом, посред- ством чего исследователь проникает в его (элемента) сущность.
Моделирование продуктивно используется при апробации управ- ленческих новелл, новых систем, комплексов управления.
Метод системного подхода может применяться на всех стадиях и этапах изучения информационного права, его элементов. Совокуп- ность информационно-правовых норм, образующих отрасль права, —

44
это сложная система, которая включает в себя элементы различной степени сложности. Использование данного метода позволяет уста- новить связи между нормами внутри информационно-правовых ин- ститутов, нормами других институтов российского права.
Метод правового экспериментапредполагает апробацию норма- тивно-правовых новелл управленческой деятельности в ограниченном масштабе. Целью является определение эффективности вводимых новшеств, оперативная их коррекция. Качественное использование правового эксперимента позволяет избежать существенных матери- альных, физических, организационных и других издержек.
Метод правового прогнозированияпомогает выдвинуть предпо- ложения относительно развития управленческих отношений. Это по- зволяет дать своевременные рекомендации, в первую очередь зако- нодателю, который с учетом происходящих процессов должен оперативно изменить существующее информационно-правовое зако- нодательство в целях повышения эффективности регулирования управленческих отношений.
К этой группе следует отнести также и абстрагирование, идеали- зацию, обобщение, индукцию, дедукцию.
Перечень методов науки информационного права может быть продолжен, но даже названные ставят проблему выбора конкретного метода или их совокупности. Выбор метода зависит от той задачи, которую должен решить исследователь. При этом следует помнить, что каждый метод позволяет познать лишь отдельные стороны объ- екта. Совокупность приемов, средств исследования конкретного объ- екта получила название методики.Метод находит свою конкретиза- цию в методике, которая является его количественной дозой.
Отличительной особенностью информационного права является наличие особых объектов правоотношений, мало изученных или почти не изученных правовой наукой. Это информация и информа- ционные объекты как главные, основополагающие объекты инфор- мационных правоотношений. Применение методов правовой науки не обеспечивает в полной мере исследование этого сложного объ- екта, приходится использовать другие методы естественных наук, прежде всего методы информатики, правовой информатики и право- вой кибернетики.