Файл: Качества устной речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5.Тема: Качества устной речи

Цели урока: 1)вспомнить основные свойства качественной устной речи, 2)формировать коммуникативную компетенцию у школьников, учить детей хорошей речи 3)повышать речевую культуру учащихся.

Люди стали жить богаче, 
Но беднее стала речь.

В.Шефнер

ХОД УРОКА:

I. Слово учителя: тема и цели урока

II. Актуализация опорных знаний

Выступления учащихся

а) Виды общения,
б) Устная речь, ее характеристика (устная речь – это живая речь, творимая, говоримая речь),
в) Основные средства качественной устной речи (правильность – чистота – логика богатство – точность – уместность – выразительность)

III. Закрепление изученного материала на практике

а) Практическая работа: наблюдение за языковым оформлением предложенных фраз, текстов.

Задание: определить, какой недостаток присущ данной речи, сформировать, записать.

1. В одном ... в этом, как его ... ну ... поместье жил один помещик Троекуров. Троекуров был ... очень здорово богатый, он ... это ... никого не слушал, и ... его ... все ... как это ... боялись. (Бедность словаря)

2. На нашем факультете преподает много как бы совместителей, которые работают параллельно в нашем и других вузах. Они приходят как бы в свободное время, но многое успевают прочитать. А мы сейчас как бы на практике. (Отсутствие точности. Как бы – несерьезное отношение к себе, к миру, победа постмодернизма в отдельно взятой России)

3. Солдат должен чистить сапоги с вечера, чтобы утром надевать их на свежую голову. Копать от забора до обеда. (Нарушение логики)

4. Из русской сказки: «Носить вам – не переносить». (Неуместность)

5. Ха-ха! Ништяк! Из-за того, что я их поганую лайбу коцнул, мне кеды в угол ставить. А ты будешь сидеть и считать копейки. Мне бабки нужны, а не шуршание ваше. [1]

Задание учащимся: произнести слово в защиту молодежного жаргона.

Основные доводы:


– подростковая развязность, грубость, нежелание обнаруживать свои чувства,
– желание новых, причудливых, экзотических слов, создание своей «касты»,

б) Анализ проведенной анкеты «Оцени свою речь и речь окружающих»

– Не устраивает состояние собственной речи 21 ученика, а причина этою – бедность словаря (5 уч.), широкое использование слов – «паразитов» (5 уч.). Многословие, неточность, нарушение логики, нечеткость, наличие жаргонных слов.

– Более снисходительны отвечающие к одноклассникам в целом, речь большинства детей класса (18 человек) устраивает находящихся рядом. Далеко не все стремятся, чтобы их речь была высококачественной, так как широко используют жаргон 11 учащихся, иногда – 8, по ситуации – 2, а в целом – 21 ученик не обошел жаргон своим вниманием. Причем 50% респондентов считают использование жаргонизмов нормой, находят это «в порядке вещей».
Отрадно, что почти столько же – 46% – уверены, что жаргонные слова надо изжить, они вредят языку.

в) Практическая работа:

Основное положение ее – использование жаргонных слов в качественной речи невозможно, так как в этом случае трудно говорить о правильности, точности, выразительности ее.

Задания:

I ряд

а) Перевести предложенный диалог на нормальный русский язык, предварительно расшифровав жаргонные слова.

Испуганный и взъерошенный Димка выскочил из класса. Его окружили, засыпая вопросами:
– Тебя отпустили? Ты завалил? Что там? Рассказывай.
Он облегченно вздохнул и сказал: «Заметано!» Но ребята не унимались.
– Что делает Сам?
– Режет всех подряд…
– А Русалка?
– Топит.
– Ну, а этот, их ассистент?
– Этот? Засыпает!
– А как же ты?
– Я немного секу, но и то чуть не схлопотал пару.
– А Васька?
– Плавает на шпорах.

II ряд

б) Определить лексическое значение следующих слов: клевый, кемарить, в натуре, вякать, прикольныи; жесть, лабировать, расклад, фейк, чувак (чок).

Итог наблюдений: значение жаргонизмов часто неточны, расплывчаты. Следовательно, заменить настоящие, полновесные, точные русские слова не могут.

в) Прочитайте записанные на доске слова: 

блеск, клево, железно, сила, кайф, мирово.

Вопросы учащимся:

– «Переведите» на русский литературный язык данные слова.
– Можно ли с их помощью передать какие-либо оттенки человеческих чувств? Попробуем тогда для этого обратиться к другому пласту лексики, продолжить ряд: хорошо, отлично, прекрасно, превосходно, замечательно, удивительно. Оказывается, на вопрос «Как дела?» можно ответить – в полном соответствии с жаргонными требованиями – и так: «Все пучком» [2]. Скажите: точно ли это выражение, уместно ли оно?

Вывод: с помощью жаргонных слов невозможно передать оттенки чувств, то есть нельзя сделать речь выразительной.

г) Еще раз прочитаем записанные слова, обращая внимания на их звуковой облик, на интонацию, с которой их произносим, какие выводы можете сделать?

Вывод: жаргонные не допускают никаких интонаций, кроме самых элементарных и скудных, сложные, многообразные модуляции голоса, свойственные культурной речи, заменяются монотонным отрывистым рявканьем, отражающем примитивизм восприятия.

д) Прочитайте и попробуйте «расшифровать» 3-ю записанную строчку: жесть, лабировать, расклад, фейк, чувак.
Это «фабрично-русский словарь» будущих эстрадных звезд, которые – по идее – должны владеть не только правильной, но и хорошей речью, чтобы обращаться с нею к своим зрителям. К сожалению, все чаще на страницах журналов и книг мы встречаем жаргонизмы. Используются они с разной целью, но свидетельствуют об одном: «Люди стали жить богаче, но беднее стала речь» (В.Шефнер). Беднее, по уверению лингвистов, становится не только речь. К.И. Чуковский писал: «В грубом языке чаще всего отражается психика грубых людей. Жаргон не только вызван обеднением чувств; он сам ведет к обеднению чувств».

IV. Заключительное слово учителя:  Восточная притча «Все в твоих руках».


Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.


Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

- Какой будет ваша речь, зависит от вас.

V. Домашнее задание: подготовить устную речь по одной из пословиц