Файл: Теоретические основы использования маркетинга в коммерческой деятельности торгового предприятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГА В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ | 5 |
1.1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, РОЛЬ МАРКЕТИНГА В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ | 5 |
1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 9 |
1.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРА В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 11 |
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. ПОРТРЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ «М.ВИДЕО» № 328 | 14 |
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «М.ВИДЕО» № 328 | 21 |
ГЛАВА 4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «М.ВИДЕО» № 328 | 24 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 27 |
ЛИТЕРАТУРА | 29 |
ВВЕДЕНИЕ
Маркетинг является одним из видов управленческой деятельности, который увязывает возможности производства и реализации товаров и услуг с целью покупки продукции потребителем. Он влияет на расширение производства и торговли путем выявления запросов потребителей и их удовлетворения. Маркетинговые исследования представляют собой вид социальной технологии для выявления запросов и желаний реальных и/или потенциальных покупателей, для обнаружения эффективных средств управления рынком.
Актуальность темы. В процессе интенсивного развития экономики и постоянно повышающейся роли малых и средних предприятий с помощью маркетинговых исследований фирмы могут осуществлять отслеживание изменений потребностей покупателей, увеличить свои знания о стоящих перед ними проблемах маркетинга, то есть уменьшить неопределенность при принятии маркетинговых решений.
Проблемность темы. Очень часто, особенно в нашей стране, производство товаров и услуг начинается без достаточных маркетинговых исследований. Производители не хотят нести дополнительные расходы на "ненужные" маркетинговые исследования, уточняющие все характеристики производства, ориентированного на удовлетворение потребностей, в результате теряют неизмеримо больше.
Цель исследования. В данной работе поставлена цель, которая заключается в разработке программы по совершенствованию использования маркетинга в коммерческой деятельности предприятия в категории рекламы.
Задачи исследования. Для достижения целей поставлены следующие задачи:
-
Изучение публикаций и литературы по выбранной теме. -
Проанализировать маркетинговые инструменты, применяемые на розничном предприятии. -
Проведение маркетингового исследования в виде аудита торгового зала предприятия и опроса покупателей, для выявления эффективности применяемой рекламы и выявления предпочтений. -
Анализ эффективности маркетинговой деятельности организации. -
Выявить возможности улучшения коммерческой деятельности предприятия посредством его маркетинговой стратегии.
Объект исследования. Розничное подразделение «М.Видео» №328.
Предмет исследования. Маркетинг в коммерческой деятельности предприятия.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов и списка используемых источников и литературы.
Содержит схемы, рисунки, таблицы.
Методы исследования. При выполнении данной работы использован теоретический и практический метод исследования.
Источники информации. Основными источниками информации являются учебные пособия, публикации и статьи, статистические данные, а также бухгалтерская и статистическая отчетность предприятия, ресурсы сети интернет.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГА В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, РОЛЬ МАРКЕТИНГА В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
В первые понятие «маркетинг» (от английского Marketing - создание рынка, рынковедение) появилась в американской экономической литературе в самом начале XX века.
Существовало немало причин, которые способствовали выделению маркетинга в самостоятельную дисциплину. Он возник как реакция на негативные проявления бурно развивающегося «дикого рынка», чрезмерной стихийность, непредсказуемость развития и не упорядоченную конкуренцию.
Необходимо было найти способ смягчить отрицательное проявление действия рыночного механизма, починить производство и распределение интересов потребителя.
Маркетинг прошел ряд этапов эволюции: начиная со сбытового, кончая комплексно - системным. Эти эволюционные изменения маркетинга были обусловлены начавшимися в XX веке глубокими изменениями экономической среды под влиянием преобразования общественного производства, обострение конкурентной борьбы и усложнении взаимосвязи в экономике.
Маркетинг нужно рассматривать с разных точек зрения известный теоретик маркетинга Ф. Котлер рассматривает маркетинг как общественный процесс, в ходе которого решаются задачи удовлетворения потребительского спроса, и как систем управления всей организационной и производственно - хозяйственной деятельностью предприятия.
Основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникаций, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса, мерчандайзинг.
Многие авторы стремятся дать более широкие определения маркетинга. Так, Ф. Котлер считает, что маркетинг — это человеческая деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. С несколько иных позиций рассматривают маркетинг Дж. Эванс и Б. Берман: маркетинг — это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги организации, людей, территорий и идей посредством обмена.
Маркетинговая деятельность предприятия представляет собой творческую и управленческую деятельность, задача которой заключается в развитии рынка товаров, услуг и рабочей силы путем оценки потребностей потребителей, а также в проведении практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей.
С помощью этой деятельности координируются возможности производства и распределение товаров и услуг, а также определяется, какие шаги необходимо предпринять, чтобы продать товар или услугу конечному потребителю.
Суть и содержание маркетинговой деятельности отражает объективные условия развития рынка, который в известной мере утрачивает хаотичность и попадает под регулирующее воздействие заранее устанавливаемых хозяйственных связей, где особая роль отводится потребителю.
Потребитель предъявляет свои требования к продукту, его технико-экономическим характеристикам, количеству, срокам поставки и тем самым создает предпосылки для распределения рынка между производителями.
Возрастает значение конкуренции, борьбы за потребителя. Это заставляет производителей тщательно и глубоко изучать конкретных потенциальных потребителей и запросы рынка, которые предъявляют высокие требования к качеству и конкурентоспособности продукции.
Осуществление маркетинговой деятельности – объективная необходимость ориентации научно-технической, производственной и сбытовой деятельности фирм с учетом рыночного спроса, потребителей и требований потребителей.
При проведении маркетинговых исследований руководство компании получает необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребителей, а ценах, которые потребители готовы заплатить, о том в каких регионах спрос на данный изделия, то есть ёмкость рынка, наиболее высокий, где сбыт продукции компании, может принести наибольшую прибыль.
С помощью проведения маркетинговых исследований определяется, в какие виды производства, какую отрасль наиболее выгодно вложить капитал, где основать свое предприятие.
Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс мероприятий (см.рисунок 1), ставящих целью исследования таких вопросов, как:
-
Изучение потребителя -
Исследование мотивов его поведения на рынке -
Анализ рынка предприятия -
Исследование продукта или вида услуг -
Анализ форм и каналов сбыта -
Анализ объема оборота предприятия -
Изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции -
Исследование рекламной деятельности -
Определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке -
Изучение «ниши» рынка.
Рисунок 1. Мероприятия маркетинговых исследований
1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реализация концепции маркетинга на предприятии требует создание соответствующей службы маркетинга. В настоящее время без такой службы, обеспечивающий проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований потребителей к товару и его свойством, тенденции этих требований под влиянием различных факторов, производителям трудно выжить в конкурентной борьбе.
Конечной целью функционирования маркетинговых служб является подчинение всей хозяйственной коммерческой деятельности предприятия законом существования и развития рынка. В этом заинтересованы как изготовителей, так и потребителей продукции. В эволюции отделов маркетинга можно выделить четыре этапа развития, каждый из которых встречается и в деятельности сегодняшних компаний.
Первый этап – маркетинг как функция распределения. Сбыт товаров на этом этапе был относительно прост. Относительно важную роль играет отдел продаж.
Второй этап – организационная концепция задач маркетинга как функции продаж. Возникновения проблем со сбытом и лучшие понимания роли маркетинга привели к существенным организационным изменениям.
Третий этап – выделение маркетинга в самостоятельную службу, характеризуется появлением специализированной службы маркетинга, имеющий равные права с другими подразделениями предприятия. Руководитель маркетинга принимает решение о внешнем виде, упаковке, название продукта.
Четвёртый этап – заключается в ориентации всех сфер деятельности компании на требования маркетинга. Маркетинг рассматривается как главная функция компании.
По существу, большинство компаний находится на третьем этапе развития маркетинга.
Работа маркетинговой службы ориентирована на гибкое приспособление всей хозяйственной деятельности предприятия к изменениям экономической ситуации, учет требований потребителей и сочетает в себе комплексные работы экономического, планирующего, технико-производственного, сбытового и исследовательского характера.
В функциональную сферу деятельности службы маркетинга входит: изучение спроса, вопросов ценообразования, рекламы и стимулирования сбыта, планирование товарного ассортимента, сбыта и торговых операций, деятельность, связанная с организацией обслуживания потребителей.
В маркетинге розничного торгового предприятия рассматриваются рекламные коммуникации и стимулирование сбыта. Это два специальных и вместе с тем тесно взаимосвязанных средства сообщения потенциальным покупателям о товарах и услугах, цель которых – убедить их совершить покупку. Взаимосвязь рекламы и других средств стимулирования сбыта товаров проявляется в том, что эти средства основываются на процессе коммуникаций.
Чаще всего используют следующие рекламные коммуникации и способы стимулирования сбыта:
-
Реклама в СМИ (на телевидении, радио, в местных и региональных периодических изданиях, в сети интернет); -
Местная реклама, предполагающая немедленный отклик покупателей (каталоги, брошюры, интерактивное телевидение); -
Местная наружная реклама (щиты, плакаты, указатели); -
Выкладка товаров на полках и витринах магазинов; -
Дисплей со «специальными» ценами; -
Рекламные листовки на полках магазинов; -
Проведение различных мероприятий в магазинах; -
Спонсорство на местном уровне.
1.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРА В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Понятие «эффективность» может рассматриваться в двух аспектах:
-
Эффективность, другими словами - отдача, рентабельность, как итоговая характеристика какой-либо деятельности в целом. Эта характеристика включает эффект, отделяющий степень достижения тех или иных целей, отнесённых к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения цели и меньше затраты на их реализацию. -
Эффективность как характеристика результативности, действенности какой-либо деятельности без соотнесения полученных результатов затраченными ресурсами. В данном случае она характеризует, прежде всего, выбор правильных целей, действий. При этом под результативностью действий принято понимать степень соответствия их результатов задачам для достижения определённой цели или совокупности целей (запланированных результатов).