Файл: Теоретические основы использования маркетинга в коммерческой деятельности торгового предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большинство оценок эффективности в маркетинге, например коммуникативные эффективности рекламы, осуществляется именно с этих позиций. Учёт затрат осуществляется при использовании данного подхода, путём их вычитания из конечных результатов, представленных в денежной форме, например путём использования отчёта о прибылях и убытках при определении величины прибыли, который может рассматриваться как показатель эффективности маркетинговой деятельности.

Для корректной оценки эффективности маркетинга стоит использовать более комплексные методы, основанные существенным образом на качественных оценках. Поскольку применяемые в этих методах показатели, как правило не характеризует соотношений эффекта и затрат, а является просто удельными показателями и строго говоря, они являются показателями не эффективности, а результативности маркетинговой деятельности.

Поэтому часто используется относительная оценка, когда стоимость реализации того или иного метода продвижения относится к числу контактов (звонков, визитов, ответных писем и так далее) потребителей. Так, самым эффективным методом продвижения является реклама через средства массовой информации (хотя это самый дорогой метод продвижения), а самый неэффективным – личный визит поставщика (см. рисунок 2).

Эффективность методов маркетинга






Рекламная кампания




Результативность, действенность

Рентабельность, отдача, прибыль






Число контактов, откликов


Затраты, расходы


Рисунок 2. Схема Определения эффективности методов маркетинга на примере рекламной кампании

Оценка эффективности методов продвижения товара включает оценку эффективности:


  1. рекламы;

  2. стимулирования продаж;

  3. персональных (личных) продаж;

  4. связей с общественностью,

  5. эффективность оргструктуры управления маркетингом;

  6. эффективность распределения задач, обязанностей и прав в службе маркетинга;

  7. эффективность взаимодействия службы маркетинга с другими подразделениями организации

  8. эффективность мотивации труда менеджеров и сотрудников службы маркетинга, а также торгового персонала.

Наиболее просто осуществить оценку эффективности деятельности персонала, непосредственно занимающегося продажами, если имеются данные по конечным результатам их деятельности и по сопряженным с ней затратам. Однако проблемы учета влияния на эффективность других факторов остаются.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. ПОРТРЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ «М.ВИДЕО» № 328

ПАО «М.Видео» — это российская торговая сеть по продаже бытовой техники и электроники. Дата основания 3 марта 1993г. После слияния с крупнейшим конкурентом, сеть Эльдорадо 2018 году, оба бренда были сформированы в группу «М.Видео-Эльдорадо». Группа «М.Видео-Эльдорадо» входит в тройку по России по объему продаж среди сетей, специализирующихся на реализации не продовольственных товаров. Является публичным акционерным обществом. Торговая сеть имеет интернет – магазин, так же осуществляет продажи через мобильное приложение.

Предлагается к анализу входящее в состав предприятия обособленное розничное подразделение «М.Видео» магазин № 328, находящийся по адресу г. Череповец, ул. Судостроительная, д. 19. Магазин открылся еще в 2009 году. За время существования подразделение приобрело свою положительную репутацию, постоянных покупателей и занимает одну из лидирующих позиций по товарообороту среди аналогичных магазинов города. Форма собственности- частная собственность.

Основной вид деятельности – розничная торговля бытовыми электротоварами, радио-телеаппаратурой.

В подразделении работает 31 человек:

  1. Директор,

  2. администраторы торгового зала,

  3. кассиры,

  4. складские работники,

  5. продавцы,

  6. работники охраны,

  7. работники доставки,

  8. уборщицы.

Директор подчиняется непосредственно своему линейному руководителю, а тот генеральному директору, которые ведут свою постоянную трудовую деятельность в центральном офисе компании, в городе Москва. На схеме наглядно рассмотрена иерархическая структура штата (см. рисунок 3).



Рисунок 3. Иерархическая структура штата обособленного подразделения «М.Видео» № 328

Персонал отбирается для работы непосредственно директором магазина. Как правило основными критериями для отбора являются: преимущественно опыт работы в розничных продажах, по направлению бытовой техники и электроники, грамотная речь.

Для обучения новых работников существует специальная обучающая электронная платформа, предусматривающая изучение теоретического материала, сдачу тестов и аттестаций. В процессе обучения сотрудник осваивает все основные знания и навыки для работы.

Таким образом приступая к работе после обучения, администратор обладает навыками общения с покупателями, мерчандайзинга, оформления документации, кассир – обращением с кассой, сервисный работник – проверки товара и оформления возвратов, кладовщик – приемкой, перемещения, отгрузки товара, охрана – регламент своей работы, экспедиторы – системой осуществления доставки. Все сотрудники магазина проходят обучение по пожарной охране, охране труда, работники торгового зала – правила торговли, права потребителей.

Обеспечение трудовыми ресурсами происходит исходя из потребности. В сезонность могут быть привлечены временные работники с почасовой оплатой для целесообразного использования бюджета. В подразделении достаточно эффективно организовано использование данного ресурса.

Рассмотрим более детально какие сотрудники трудоустроены в подразделении (см. рисунок 4,5,6,7).

Рисунок 4. Возрастная группа сотрудников штата обособленного подразделения «М.Видео» № 328

Рисунок 5. Разбивка по уровню образования сотрудников штата обособленного подразделения «М.Видео» № 328


Рисунок 6. Разбивка по гендерной идентичности сотрудников штата обособленного подразделения «М.Видео» № 328

Рисунок 7. Разбивка по стажу работы сотрудников штата обособленного подразделения «М.Видео» № 328

Итак, среднестатистический портрет сотрудника, работающего в подразделении «М.Видео» магазин № 328, это мужчина (55%), возраста 24-30 лет (42%), с средним-профессиональным образованием (45%) и опытом работы 5-9 лет (32%).


Рассмотрим характеристику экономической деятельности предприятия (см. таблицу 1).
Таблица 1
Основные экономические показатели обособленного подразделения «М.Видео» № 328

Показатели

Единицы измерения

Прошлый период

2021год

Отчетный период

2022год

Отклонение

абсолютное

Отклонение

относительное

(+,-)

Товарооборот без ндс

Тыс.руб

57450

52386

-5064

-8,81%

Валовой доход

Тыс.руб

65456

61854

-3602

-5,50%

Издержки

Тыс.руб

62843

65843

3000

4,77%

Прибыль бухгалтерская

Тыс.руб

65456

61854

-3602

-5,50%

Сумма налога на прибыль

Тыс.руб

595

640

45

7,56%

Прибыль чистая

Тыс.руб

1467

1553

86

5,86%

Рентабельность продаж

%

2%

2,4%

0,004

20,00%

Среднегодовая стоимость основных фондов

Тыс.руб

14653

14032

-621

-4,24%

Численность работников предприятия

чел

31

31

0

0

Фондовооруженность

Руб/чел

1073

1062

-11

-1,03%

фондоемкость

Тыс.руб

0,22

0,20

-0,02

-9,09%

фондоотдача

Тыс.руб

4,56

4,52

-0,04

-0,88%

Рентабельность основных фондов

%

10%

11%

0,01

10,00%



Из данных таблицы при сравнении показателей за 2021 и 2022 год следует, что товарооборот отчётного года снизился на 8,81% по отношению к предыдущему. Валовый доход снизился на 5,5%. Издержки увеличились на 4,77%. Прибыль бухгалтерская снизилась на 5,5%. Сумма налога на прибыль выросла на 7,56%. Прибыль чистая упала на 5,86%. Рентабельность продаж выросла не значительно – на 20 %. Среднегодовая стоимость основных фондов уменьшилась на 4,24%. Численность работников не изменилась. Фондовооружонность снизилась на 1,03%, фондоеемкость уменьшилась на 9,09%, а фондоотдача упала на 0,88%. Рентабельность основных фондов выросла– на 20%.

Рассмотрим так же покупательскую активность (см. таблицу 2).

Таблица 2
Покупательская активность обособленного подразделения

«М.Видео» № 328


Прошлый период 2021год

Отчетный период 2022год

Посетители (чел.)

Кол-во чеков (шт.)

Посетители (чел.)

Кол-во чеков (шт.)

91250

6083

107565

5661

Каждый 15 посетитель совершает покупку

Каждый 19 посетитель совершает покупку


Результативность внешней рекламы можем отследить по приросту посетителей, но прибыль снижается. Посетителей стало на 18% больше, а количество сократилось на -7%.

Общий вывод можем сделать следующий: предприятию необходимо оптимизировать издержки, направить ресурсы на увеличение прибыли и товарооборота для того, чтобы оставаться рентабельным.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «М.ВИДЕО» № 328

На основании полученных данных можем проанализировать маркетинговую деятельность предприятия «М.Видео» № 328.

Цель маркетинговой деятельности предприятия, это прибыль. Очевидно, что маркетинговые инструменты применяются не эффективно, это видно на фоне снижения экономических показателей.

На предприятии активно используются следующие маркетинговые мероприятия:

  1. Мероприятия, направленные на привлечение покупателей посредством рекламных кампаний.

  2. Мероприятия, направленные на удержание покупателей посредством предложения бонусной системы от совершенных покупок.

  3. Мероприятия, направленные на презентацию товара посредством выкладки, оформление акций.