Файл: Среднее значение. Решение задач на нахождение среднего значения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План – конспект урока по математике

(с применением ИКТ)
Разработан учителем начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г.Новочебоксарск

Шамшиной Еленой Александровной
Тема раздела: «Умножение и деление многозначных чисел»

Тема урока: «Среднее значение. Решение задач на нахождение среднего значения»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием «среднее значение» и алгоритмом его нахождения.

  2. Показать практическую направленность этого понятия в ходе решения задач.

  3. Совершенствовать вычислительные навыки и развивать интерес к изучению математики.


Ход урока:


  1. Организационный момент. Учебная мотивация.

- Математику, друзья, не любить никак нельзя.

Очень строгая наука, очень точная наука,

Интересная наука – это математика!
- Сегодняшний урок математики необычный. Наш урок – урок-исследование. Исследовать – это значит добиться самостоятельного открытия какого-то нового раннее неизвестного понятия.

- В ходе урока каждому из вас нужно будет заполнить свой оценочный лист.

- Готовы ли вы к непростой, но очень интересной исследовательской работе? Тогда в путь, к новым знаниям!


  1. Определение темы урока и постановка задач.

- Во время подготовки к сегодняшнему уроку мне удалось выяснить, что:

Слайды: 1. Средний возраст жителей г.Новочебоксарска – 42 года.

Средняя продолжительность жизни жителей города – 58 лет.

Средняя заработная плата жителей города – 24750 рублей.


- Означают ли эти данные то, что каждому жителю нашего города 42 года, каждый житель города живет только 58 лет и зарабатывает 24750 рублей?

- Что же вас заставило задуматься? Что общего во всех этих высказываниях? Какая проблема перед нами возникла?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым математическим понятием «среднее значение», исследуем алгоритм его нахождения и научимся решать задачи, в которых встречается данное понятие.


  1. Подготовка к изучению нового материала. Устный счет.

    1. Сложение многозначных чисел и деление многозначного числа на однозначное.

- Любое исследование всегда начинается с повторения того, что человек уже знает или умеет выполнять.

- Выполните устные вычисления (макс. - 4 балла)

12010 + 13090 = 25100 624 : 3 = 208

8020 : 4 = 2005 627 + 404 = 1031

(Выполняется проверка работ, объяснение приемов устных вычислений)

- По какому признаку можно распределить эти выражения на две группы? (Действия

сложения и деления)

    1. Алгоритмы сложения многозначных чисел и деления многозначного числа на

однозначное.

- Вспомните и расскажите алгоритм письменного приема сложения многозначных чисел.

Слайд: а) Выполнить поразрядную запись: единицы под единицами, десятки под десятками и т.д. …

б) Выполнить поразрядное сложение, начиная с наименьшего разряда единиц.

- Выполните письменное сложение всех полученных результатов:

25100 + 2005 + 208 + 1030 = 28344(1 балл)

Слайд:




2

5

1

0

0
















2

0

8













2

5

1

0

0

+




2

0

0

5










+

1

0

3

1










+




2

0

0

5










2

0

8













2

0

0

5
















1

0

3

1




 

1

0

3

1










2

5

1

0

0













 

 

2

0

8




2

8

3

4

4










2

8

3

4

4













2

8

3

4

4


- Ученики выполнили запись по-разному. Кто из них выполнил правильное

решение? (Все) Почему? (Верное значение выражений. От перестановки слагаемых

сумма не изменяется)

- Какая запись является наиболее удобной? (Третья) Почему? (Удобнее к большему

числу прибавлять меньшее)

- Сколько всего слагаемых в данном выражении? (4)
- Вспомните и расскажите алгоритм письменного приема деления многозначного

числа на однозначное.

Слайд: а) Найти первое неполное делимое

б) Определить количество цифр в частном

в) Выполнить деление первого неполного делимого

г) Найти остаток, снести цифру, выполнить деление и т.д. …

- Выполните письменно деление: полученной суммы на 4.

- Как вы думаете, почему я предложила разделить именно на 4? (Было 4 слагаемых)


 

2

8

3

4

4

4

 

 

 




2

8







 

7

0

8

6







 

3

4

























3

2

























 

2

4

























2

4




























0












Слайд-проверка:

(1балл)

Результат верный. Молодцы! Всем удачи!
Итог: Мы уже умеем выполнять сложение многозначных чисел,
определять количество слагаемых в сумме, выполнять деление многозначного числа на однозначное. Эти умения обязательно пригодятся в нашем сегодняшнем исследовании.
Минутка релаксации – под спокойную музыку выполняется несколько упражнений для мышц шеи.

- Готовы ли вы приступить к самой важной части нашего исследования?


  1. Изучение нового материала.

Слайд: Средний рост учащихся 4Б класса – 1м 41см

Средний вес учащихся 4Б класса – 34 кг

- Означают ли эти данные то, что каждый ученик нашего класса имеет рост 1м 41 см и весит 34 кг?

- Что же подразумевается под понятиями «средний рост» и «средний вес»?

- Объяснить словами, что же такое среднее значение нам пока достаточно трудно. Может быть, нам поможет математика, сами числа и действия над ними.
Исследование нового понятия.

а) Фронтальная работа

«Трем сказочным героям Золушка приготовила подарки. В одном пакете – 40 конфет, во втором – 30 конфет, а в третьем – 20. Герои обиделись, начали ссориться. Пакеты порвались и все конфеты перемешались. Помогите Золушке помирить сказочных героев»

(Ребята высказывают предположение о том, что Золушке необходимо сосчитать общее количество конфет и разделить их поровну на троих сказочных героев)
- Таким образом, мы узнали среднее количество конфет для каждого сказочного героя.
б) Групповая работа – обсуждение задачи, высказывание предположений.

«Папе – 40 лет, маме – 38 лет, сыну – 14 лет, дочери – 8 лет. Какой средний возраст этой семьи?»

Слайд: Решение задачи: 1) 40 + 38 + 14 + 8 = 100 (л.) – общий возраст семьи

2) 100 : 4 = 25 (л.) – средний возраст семьи

(40 + 38 + 14 + 8) : 4 = 25

- Что показывают числа 40, 38, 14, 8 по условию задачи?

- А чем они являются в составленном выражении?

- Почему разделили на число 4?

- Как вы узнали, что разделить нужно на 4?

(Все члены группы, сумевшие предложить верное решение – 2 балла; воспользовавшиеся данным предложением и правильно решившие задачу – 1 балл)
- Попробуйте с помощью собственного исследования решенных задач составить алгоритм для нахождения среднего значения любой величины (Обсуждение в группах).

Слайд: 1. Вычислить сумму всех слагаемых


2. Полученную сумму разделить на количество слагаемых.
Итог: С понятием «среднее значение» в жизни мы встречаемся очень часто. Есть даже наука – статистика, которая занимается подсчетом среднего значения любых величин, например: средняя цена, средняя масса, средний возраст, среднее расстояние, средний доход, средняя площадь.

- А теперь вы можете объяснить, как я вычислила средний рост и средний вес учащихся 4Б класса?
Y. Закрепление изученного материала.

1. Решение задач (работа в парах) – задачи на слайдах. (макс. – 3 балла)

а) «В 4А классе – 27 учеников, в 4Б классе – 27 учеников, в 4В классе – 15

учеников. Каково среднее количество учеников в 4-ых классах нашей школы?»

(27 + 27 + 15) : 3 = 23(уч.)

- Почему разделили на 3?

б) « За день Петя прочитал 25 страниц книги, Ваня – 15 страниц, Оля – 20

страниц, а Коля и Света по 30 страниц. Какое среднее количество страниц

прочитали дети?»

(25 + 15 + 20 + 30 + 30) : 5 = 24 (стр.)

- Почему разделили на 5?

в) «За первый час своего пути водитель проехал на автомобиле 108 км, за второй час – 76 км, а за третий час – 83 км. Какое среднее расстояние проезжал водитель за час?»

(108 + 76 + 83) : 3 = 89(км)

- Почему разделили на 3?

2. Работа по учебнику (М.Моро, Математика, 4 кл., ч.2, с.3) – 1 балл

- Кто хорошо понял, как найти среднее значение – с. 3, з.3

- Кто затрудняется и нуждается в дополнительной помощи – с.3, з.1
Слайд: з.1 – (182 + 185 + 173) : 3 = 180 (ш.)

з.3 – (63 + 62 + 70) : 3 = 65 (г)

3. Самостоятельная работа – 1 балл

(8957 + 2027 + 20969) : 3 = 31953 : 3 = 10651

- Скажите, что интересного вы заметили при нахождении значения данного

выражения? (Мы вычисляли среднее значение этих чисел)

4. Тест (макс. – 3 балла)

1. Незнайка по математике получил следующие оценки: 5, 3, 2, 4, 1, 3. Какую

среднюю оценку учитель выставит ему за четверть?

А) 3 Б) 4 В) 5

2. Винни-Пух за день съел 18 конфет, Пятачок – 9 конфет, а Кролик – 3. Какое

среднее количество конфет съел каждый?

А) 15 Б) 5 В) 10

3. Какое среднее значение чисел 2, 4, 6 и 0?

А) 6 Б) 3 В) 4
YI. Подведение итогов урока

- Какова была цель нашего исследования?

- С каким новым понятием мы сегодня познакомились?

- Как вычислить среднее значение?
- Представьте, что в одной сказочной стране вместо чисел фигуры: