Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия ЛНР
Государственное образовательное учреждение ВО
<<ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ>>
РЕФЕРАТ
по дисциплине
<< >>
на тему: Этика и религия
Выполнила: студентка гр: 2221 Ткачева В.С.
Луганск 2023
Реферат на тему Особенности религиозной этики
Содержание
Введение
Этика Буддизма
Этика Христианства
Этика Ислама
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Религиозная этика представляет собой комплекс моральных правил о поведении человека и содержании морального сознания, которые опираются на божественные заповеди, изложенные в священных писаниях мировых религий.
Отличительные черты религиозной этики заключаются в том, что, кроме отношений людей друг к другу, она устанавливает также нормы отношений человека к богу и показывает этические в качестве божественных установлений, имеющие абсолютное значение.
Сегодня очень часто можно услышать о существовании «плохих» религий, однако следует учитывать, что каждая религия несет в себе этическое послание к своим последователям.
Целью данного исследования является: рассмотреть особенности религиозной этики.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть особенности этики Буддизма;
Раскрыть этику Христианства;
Рассмотреть этику Иудаизма.
Объектом работы является отражение этики в мировых религиях, предметом изучения – особенности религиозной этики.
Поскольку исследование носит комплексный характер, были проанализированы работы христианских богословов, исследователей буддизма, ислама, труды религиозных философов, историков философии.
Особенности религиозной этики раскрыты в работах Иванова, Гусейнова, Матвеева. При написании второй главы использовались выдержки из работы Жижко «Профессионально-этические основы социальной работы», этика ислама описана Абрамовым.
Этика Буддизма
К основным этическим учениям относится учение Будды. Данное учение нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат нравственные цели. При этом нравственность интересует Будду прежде всего в её практически действенном выражении, как путь спасения.
Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. «брахман» Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения.
Важнейшим для буддистов является понятие дхармы — оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. «Дхарма» буквально означает «опора», то, что поддерживает».
Учение о всеобщем законе кармы или законе воздаяния является одной из основ Дхармы Будды. Карма обнаруживается в бесконечном опыте многих существований, согласно которому наше настоящее является результатом того, что мы делали, говорили или думали в прошлом. Добро, которое мы творим, и вознаграждение, следуемое за этим, является благом, заслугой. Плохие, дурные поступки и наказание, которое они нам приносят, является злом. Этот процесс получения наград и наказаний продолжается в бесконечном круге причины и следствия, рождения и смерти.1
Буддийская концепция кармы несла на себе отпечаток свойственного именно буддизму акцента на этическую норму: под кармой понимались не столько вообще действия, сколько сознательные поступки или даже намерения, моральные (кусала) и аморальные (акусала). Существовала обстоятельно разработанная систематизация различных типов сознания, способствовавших рождению как позитивной, так и негативной (вредной) кармы. Среди них в качестве вершины выделяются несколько типов завершающего, неземного сознания, сознания мудрости, цель которого, как и у джайнов, вообще избавиться от кармы и тем обеспечить возможность достижения нирваны.
Закон кармы в его буддийской интерпретации сыграл огромную роль в укреплении этического стандарта поддерживавших буддизм мирян. Пусть они не становятся на путь монахов и не стремятся к нирване — каждому свое время. Но пусть каждый хорошо осознает, что в сегодняшней жизни он может и должен заложить фундамент своей будущей кармы, причем такой, обладая которой, он мог бы в последующих перерождениях рассчитывать иметь незамутненное сознание и реальные шансы на нирвану. А для этого каждый должен вырабатывать и культивировать в себе такие формы сознания и вести себя таким образом, чтобы позитивная карма увеличивалась, а негативная ослабевала.
Этика Христианства
Этика христианства, начиная с IV века нашей эры заняла центрально место в обществе. Главенствующее положение христианской этики – всеобъемлющая, всепоглощающая и всепроникающая любовь Бога к человеку и человека к Богу.
Христианство имеет большое значение для человечества, так как в течении двух тысяч лет оно играло не малую роль в истории культуры, становлении морали. Принятие Христианства изменило в лучшую сторону тех, кто его принял. Благодаря этому произошел коренной переворот в сознании человека, в системе ценностей, в осознании человеком своего места в мире.
Любовь является главным ядром христианской нравственности, само христианство говорит о том, что Бог есть любовь и любовь является смыслом всей жизни Христа, его жертвы. Христос излучает любовь, любовью исполнено его отношение и к близким ему людям, и к его ученикам, и к каждому человеку, но особенно — к человеку страждущему, оскорбленному, униженному, презираемому или просто «отодвигаемому на задний план», будь то мужчина, или женщина, или ребенок.
Первым из источников по этическому богословию является Священное Писание, в котором понимание природы морали через христианство. Большое внимание уделяется природе совести, стыду как первоочередному проявлению нравственного сознания. Кроме того в центре христианской этики находится освобождение от насилия.
Становление христианской этики берет свое начало из Иудаизма, а именно в Нагорной проповеди прописаны те качества, которыми должен обладать человек: терпение, отсутствие осуждения, любовь к врагам и т.д.
Этика христианства отличается от других тем, что:
1) христианская этика не является сводом теоретических правил, а представляет собой определенный способ жизни, которого должны придерживаться все верующие;
2) необходимость соблюдения нравственных правил обусловлена будущим спасением, а также благодарностью Богу за его жертву;
3) был совершен моральный подвиг, когда Бог стал Человеком и пожертвовал своей жизнью. 3
Таким образом, учение Христа, основано на милосердии, сострадании ближнему, помощи страждущему, убогим, калекам и юродивым людям считалась богоугодным делом. Страдание, болезнь, бедность, физическая слабость в этом мире означает блаженство в Царстве Божием. В то время как, счастье, богатство и сила являются препятствием к достижению вечной жизни. Принесенные христианской этикой и характерные для религиозного мировосприятия и мышления идеи милосердия, были легко и быстро восприняты в обществе.
Данную религию, а также жизнеучение само можно определить как этику любви. Любовь есть первое в человеческой жизни, то вечное, бессмертное, божественное начало, которое придает бренной мирской жизни отсутствующий смысл. Именно через любовь человек становится человеком и придает человеческий смысл всему, что он делает.
Этика Ислама
Возникновение Ислама, связано с посланием Богом пророка Мухамеда, с целью напомнить людям, что они должны посвятить свою жизнь богослужению. Причиной тому послужило «потеря Бога» в христианстве, которого вытеснили языческие культы Николая Чудотворца, культ земной матери Иисуса, изображение самого Бога как пожилого человека на облачке, маниакальное создание икон и поклонение им.
Этике в исламе отводится большое значение. Пророк Мухаммад обозначил нравственность как залог благополучия в этой жизни, и как спасение в последующей жизни. Вера, благочестие и нравственность в исламе взаимосвязанные элементы. Ислам позиционирует себя религией чистой природы, которая оказывает человеку помощь в поддержании его изначальной чистой природы (фитра). Всякий раз, когда Коран повествует о человеческой слабости, сомнении и эгоизме, он дает понять, что очистить от этих грехов возможно только с помощью вступления в религию и следовании ее заветам. Наказание, устанавливаемое исламом, эта защита общества от нападок одного из ее членов, который на его справедливость ответил несправедливостью.
Мусульманское общество отличает, прежде всего, такие качества как правдивость в речах, дисциплинированность. А ложь, нарушение данных обещаний, обман и мошенничество, клевета – все это признаки лицемерия и разрыва связи с религией. Ислам строго подходит к необходимости воздерживаться от корыстного использования власти. Доверительность бесед в кругу людей должна оберегаться, если разговор не противоречит этическим нормам и законам религии.
Внутрисемейные отношения между супругами священны, они должны быть скрыты от посторонних. Клятвы и обязательства всегда должны исполняться лишь в той мере, в какой они связаны с истинной и добром. Ислам призывает уважать договоры, в которых оговариваются финансовые и прочие обязательства, и призывает исполнять все содержащиеся в нем условия. К числу запретных действий относится – возможность брать в долг, Ислам разрешает это только в крайнюю нужду.
Ислам проповедует молчание и считает его полезным и действенным средством воспитания культуры в человеке. Воздержание от пустословия является свидетельством совершенства. Чтобы оградить речь человека от легкомыслия и всяческих страстей ислам запрещает спорить. Этика принятая исламом включает также запрет сплетен в целях сохранения дружеских отношений и предотвращений разногласий. В исламе запрещается завидовать, однако честолюбивое желание и стремление улучшить свое положение считается качеством благочестивых людей.
Ислам обязывает, чтобы человек владел теми жизненными благами, позволяющими ему сохранить достоинство и не опустить моральный облик. Все свои идеалы истинный мусульманин должен строить на терпении – это признак непоколебимой веры. Ислам приписывает сдержанность в манере одеваться. Он не считают внешний облик признаком достоинства, истинная красота внутри человека. Исламскими законами золото и шелк запрещены мужчинам, так как украшение присуще женщинам.
Ислам предпочитает откровенную простоту, скромность в строении домов и их меблировки, нормы ислама пресекают чрезмерную роскошь в жилых комнатах. Ислам наложил запрет на посуду из дорогих металлов, а также на покрывала из шелка и парчи. Человек сможет обрести достоинства по меркам ислама и уважения других людей лишь в том случае, если его телесная оболочка постоянно пребывает в чистоте, а его еда и питье и внешний облик далеки от бесстыдной мерзости и отталкивающего вида. Они глубоко воздействуют на процесс очищения души, придание человеку стойкости для перенесения жизненных невзгод.
Ислам учит, что достоинство заключено в богобоязненности, возвышенность в поклонении, а величие в покорности Аллаху. Аллах узаконил возмездие тому, кто совершил несправедливость, вставая на сторону притесняемого.
Искренний и сознательный мусульманин почитает своих родителей больше, чем кого бы то ни было из людей. Почтительность по отношению к матери ставится выше почтительности по отношению к отцу. Коран указывает на заслуги матери, которая вынашивает и кормит ребенка. Поддержание детьми связей с друзьями родителей при их жизни и после их смерти является высшей степенью проявления любви и верности. Праведная жена рассматривается в исламе как одно из наслаждений этой жизни и величайшая милость, которую Аллах оказывает мужчине.
Ислам установил для женщины определенные правила поведения и указал в каких одеждах ей позволительно выходить на улицу или появляться перед теми мужчинами, которые не являются ближайшими ее родственниками. Такой одеждой является покрывало (хиджаб). Ответственность мужа за жену распространяется и на сферу ее образа жизни в целом, он несет ответственность и в том, случае, если она будет плохо исполнять свои религиозные обязанности. Чтобы привить детям хорошие нравственные качества мусульманин использует личный пример, мягкость в воспитании, не имеющей ничего общего со слабостью и строгостью, которую он не смешивает с суровостью. Ислам велит в первую очередь оказывать благодеяние ближайшим соседям, принимая во внимание тесные взаимосвязи. Искренняя братская любовь в исламе называется «любовью в Аллахе». Мусульманин никогда не обманывает своих братьев по вере.
Истинным мужеством является воздержание от гнева, способность сохранять спокойствие. Ислам запрещает говорить плохо о других, этот этический принцип распространяется также и на покойных. В исламе уважение к старшим, знающим и обладающим достоинствами, рассматривается как одна из главенствующих нравственных норм. К высоким нравственным качествам мусульманина относится благодарность за благодеяние. Гостеприимство является обязанностью каждого хозяина-мусульманина. Мусульманин следуя этическим нормам ислама не порицает еду, какой бы она не была. Пьет мусульманин в два или три приема, не дыша в сосуд. Всадник должен приветствовать пешего, идущий – сидящего, меньшая по количеству лиц группа большую, а младший — старшего.
Таким образом, этика в Исламе организует и упорядочивает все аспекты личностного поведения. Оно всецело подчинено набожности, проистекающей из боязни пред Аллахом, а также непоколебимого чувства, что Он – Справедливый Судия, никому не причиняющий вреда.
Заключение
Религия возникла и прочно укоренилась в жизни человечества в давние времена, именно с ней связан огромный этап истории развития общества. В религии заключена мудрость, справедливость, испытанная жизнью многих поколений людей.
Религиозная этика занимает особое место в системе современных этических учений, претендуя на ведущую роль в вопросах проблемы человека и его ценностей, именно это определяет ее ценность для специалистов социальной работы.
Знание религиозной этики, ее ценностных категорий дает человеку возможность приобщиться к духовному опыту, накопленному в истории мировых религий, создает потенциальные возможности для всестороннего развития личности и через изучение ценностей религии приобщиться к общечеловеческим идеалам и ценностям.
Список использованной литературы
Абрамов, А. В. Этика ислама: основные нравственные принципы Корана / А. В. Абрамов. – М.: Академия, 2011.- 131 с.
Гусейнов, А. А. Краткая история этики / Гусейнов А. А., Иррлитц Г. М.: Мысль, 1987. – 589 c.
Жижко, Е.В. Профессионально-этические основы социальной работы. Курс лекций : учеб. пособие / Е.В. Жижко. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2010. – 183 с.
Иванов, В.Г. История этики средних веков / В.Г. Иванов. — СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 464 с.
Канайкина, Е.А. Этико-философский анализ нравственных систем православия, католичества и протестантизма Дисс. канд. соц. Наук. – Екатеринбург., 2014
1 Гусейнов, А. А. Краткая история этики. С. 38
2 Жижко, Е.В. Профессионально-этические основы социальной работы. C. 34
3 Иванов, В.Г. История этики средних веков С. 328