Файл: Занятие 5 Литературное своеобразие Поучения чадам своим.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Занятие 5
Литературное своеобразие «Поучения чадам своим» Владимира Мономаха
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте особенности дидактического красноречия. Найдите примеры дидактических поучений в «Повести временных лет».
Памятники красноречия: дидактические и эпидиктические
- область доступная всем, кто владел бы письмом
- обычно преследовало практические цели назидательного характера, информации, полемики
- в литературном обиходе Древней руси – поучение или беседа
- невелики по объему, часто лишены каких-либо риторических украшений
- писались или произносились на общедоступном, почти живом, разговорном древнерусском языке
Поучение владимира мономаха
2. История создания «Поучения чадам своим» Владимира Мономаха, его рукописная судьба и гипотезы о времени его написания.
Осенью 1096 года князь Владимир по просьбе сына Мстислава обрятился к Олегу Святославичу с посланием, причиной чего явилась личная трагедия: в битве с Олегом погиб сын Мономаха Изяслав. В «Письме» он нашел мужество признать вину сына, которому не следовало бы «искать чужого», а отца «в позор и печаль вводить». Чувство долга государственного деятеля-христианина возобладало над чувством убитого горем отца и предотвратило родовую месть. Владимир Мономах предложил противнику уладить конфликт миром и вернуться в свой удел. Он предлагал олегу, дабы избыть грех покаяться перед богом, а ему прислать грамоту утешительну.
Основная часть - 1099 год, двоюродные братья Мономаха Святополк Изяславич и Святослав Давыдович предложили выступить против Ростиславичей и отнять их «волость». Он отказался, а свой кодекс феодальной чести изложил в «Поучении», которое позднее, уже «седя на санех», т е в ожидании близкой смерти.
Последняя – автобиографическая «Летопись», подводит итог своей деятельности за 1072-1117 гг
«Поучение» Владимира Мономаха, написанное им «седя на санех», т. е. незадолго до смерти, где-то около 1117г., было отнесено летописцами к подобным завещаниям, адресованным детям. Однако его поместили не под 1125 г.— годом смерти Мономаха, а под 1096.
Это можно объяснить следующим: 1096 г. было датировано письмо Мономаха Олегу Черниговскому, непосредственно примыкавшее к «Поучению». Кроме того, события, описанные в летописи под следующим 1097 г. (Любеческий съезд князей, ослепление Василька, заключение Мономахом мира с киевлянами и Святополком), давали весьма наглядное подтверждение справедливости основных наставлений, связанн
3. Изображение идеального облика князя в произведении. Как соотносится представление Владимира о нем с представлениями, выраженными летописцами?
- беспрекословно подчиняется старшему в роде, живет в мире и согласии с равными себе князьями, не притесняя «младших» князей и бояр, по возможности избегая ненужного кровопролития, строго соблюдает христианские заповеди, трудится.
- труд – воинское дело, охота, воспитание в наследниках чувства ответственности за судьбу страны.
- главный завет Владимира Мономаха – «не погублять душу» - раскрывался через ряд афористических по форме советов: «Всего же паче убогых не забывайте», «Ни права, ни крива не убивайте», «Старыя что яко отца, а молодыя яко братью».
- призыв к деятельному образу жизни, чтобы человек никогда не давал себе покоя. Приводит в пример своего отца, который «дома сидя», изучил пять языков.
4. Особенности структуры «Поучения», значение «автобиографической» части, объяснение автором причины ее появления.
Поучение состоит из 3-х частей:
Первая часть - его автобиография.
Вторая часть - “Рассказ Мономаха о своей жизни”.
Третья часть - письмо двоюродному брату Олегу Святославовичу.
«Поучение» построено по определенному плану: вступление, обращенное к детям, с характерным для древнерусского писателя самоуничижением — не посмеяться над его писанием, а принять в сердце свое, не браниться, а сказать, что «на долечи пути, да на санех седя, безлепицю есимолвил», и, наконец, просьба: «...ащевы последняя не люба, апередняя приймайте».
Владимир Мономах свободно владел разными стилями речи. Автобиографическая часть написана безыскусно и просто, языком, близким к разговорному. Перечисляя свои «пути» и «ловы», князь вспоминал, как «к Ростову идох сквоз =е вятиче», как «седех в Переяславли 3 лета и 3 зимы, и с дружиною своею, и многы беды прияхом от рати и от голода».
5. Особенности стилистики произведения, своеобразие словесных приемов в разных частях текста.
«Высокий слог» характерен для рассуждений этико-философского толка, пронизанных библейскими цитатами и ритмически организованных. Призывая творить добро, Мономах учит «евангельским словом» быть «очима управленье, языку удержанье
, уму стремленье, телу порабоч=щенье, гневу погубленье». Тонким лирическим чувством пронизаны фрагменты послания к Олегу Святославичу (просьба отпустить к нему вдову Святослава, чтобы оплакать погибшего)
В стиле «Поучения» легко обнаруживаются, с одной стороны, книжные его элементы, связанные с использованием Владимиром литературных источников, а с другой — элементы живого разговорного языка, особенно ярко проявляющиеся в описании «путей» и тех опасностей, которым он подвергался во время охоты. Характерная особенность стиля «Поучения» — наличие отточенных, ярких, легко запоминающихся афористических выражений.
6. * «Послание Владимира Мономаха Олегу Святославичу» – часть «Поучения» или самостоятельное произведение?
К «Поучению» примыкает письмо Владимира, адресованное Олегу Святославичу Черниговскому. Олег Черниговский прославился своими крамолами — не случайно автор «Слова о полку Игореве» называет его Гориславличем. Разбитый Владимиром и Святополком, Олег вынужден был покинуть Чернигов и отправиться в Ростовскую землю, где произошло его столкновение с сыном Владимира Изяславом, который был убит в бою Олегом, а жена Изяслава захвачена в плен. Это событие, происшедшее 6 сентября 1096 г., и послужило поводом для написания письма Владимиром к Олегу Черниговскому.
• Время и обстоятельства создания текста.
В «Письме» он нашел мужество признать вину сына, которому не следовало бы «искать чужого», а отца «в позор и печаль вводить». Чувство долга государственного деятеля-христианина возобладало над чувством убитого горем отца и предотвратило родовую месть. Владимир Мономах предложил противнику уладить конфликт миром и вернуться в свой удел. Он предлагал олегу, дабы избыть грех покаяться перед богом, а ему прислать грамоту утешительну.
• Особенности образов автора и адресата.
Мономах прощает убийцу своего сына (при том, что погибший приходился крестным сыном Олегу, т. е. было совершено двойное преступление, своего рода сыноубийство!), сам кается (!) перед ним и утешает (!) его и предлагает заключить мир, забыв о прежних обидах.
Однако одновременно с исполненным христианского смирения и братолюбия письмом он посылал войско своему старшему сыну для возможного противодействия тому же Олегу. В этом нет и тени двоедушия, зато есть прозорливость умудренного опытом князя.
• Стилистика произведения.
7. + Проследите по школьным программам, какие проблемы ставятся в связи с изучением «Поучения». Какие советы, данные князем детям девять веков назад, можно адресовать современным школьникам?
1) Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится..
2) Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.
3) Не давайте сильным губить человека.
4) Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
5) Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте.
6) Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело.