ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План
I Общество
1.Обществознание
2.Общество и его типы
3.Сфера общественной жизни
4.Развитие общества. Прогресс
5.Глобальные проблемы современности
6.Свобода
7.Равенство
8.Человек, индивид, личность
9.Психологические характеристики личности
II Сознание и деятельность
10.Деятельность
11.Многообразие деятельности
12.Деятельность и общение
13.Сознательное и бессознательное
14.Теория познания
15.Виды познавательной деятельности
III Духовная жизнь общества
16. Культура духовная и материальная
17.Искусство
18.Религия
19.Основа философии
20.Образование
21.Наука и НТР
22.Мировоззрение, убеждение, вера
23.Мораль
IV Социализация личности
24.Социальная структура и социальные отношения
25.Нация и межнациональные отношения
26.Семья
27.Дети и молодежь
28.Социальный статус личности
29.Социальные нормы и отклоняющееся поведение
V Политика и политическая культура
30.Политика
31.Власть
32.Политическая система
33.Государство
34.Политический режим
35.Принцип разделения властей
36.Местное самоуправление
VI Право и правовая культура
37.Понятие права
38.Система права
39.Источники (формы) права
40.Правовые отношения
41.Правонарушение и юридическая ответственность
42.Права человека
VII Экономика
43.Экономика и её роль в жизни общества
44.Государство и экономика
45.Деньги и финансовые институты
46.Рынок и производство
47.Бизнес и предпринимательство
Тема 1 Обществознание
Обществознание
– это сводный учебный курс, содержащий основные выводы современных наук об обществе, о законах его развития, о человеке.
Система наук об обществе:
Социальная философия
Частные социальные науки
Исторические науки
Изучают общество как целостную систему, общие законы его развития и функционирования.
Изучают отдельные стороны жизни общества:
- социология;
- этика;
- психология;
- экономика;
- этнология;
- политология;
- эстетика;
- культурологи;
- педагогика;
- юриспруденция.
Изучаю историю развития общества:
- всеобщая история;
- история культуры;
- история права;
- история науки;
- история экономики;
- другие.
Тема 2 Общество и его типы
Что такое общество?
Узкое значение:
Этап исторического развития человечества
(тип социальной системы)
Страна, государство
(отдельный социальный организм)
Объединение людей по интересам и целям
Группа людей, объединённых происхождением, ценностями
Древневосточное общество, буржуазное общество
Всероссийское общество, американское общество
Спортивное общество, общество защиты животным
Крестьянское общество, дворянское общество
Широкое значение:
Общество – это часть материального мира, выделившаяся из природы (т. е. естественных условий существования человека), но тесно связанная с ней.
По способу социальной дифференциации (или расслоению)
Простые: нет руководителей и подчинённых, нет богатых и бедных (это догосударственные образования)
Сложные: несколько уровней управления, несколько социальных слоёв населения
Общественно-экономические формации
Первобытность
Рабовладение
Феодализм
Капитализм
Коммунизм
Все равны
Рабы и рабовладельцы
Феодал и зависимые крестьяне
Капиталист и пролетариат
Первая фаза - социализм
Модернизация (способ производства)
Доаграрное
Аграрное
(традиционное)
Индустриальное
Постиндустриальное
(информационное)
Общество охотников и собирателей
Скотоводство и земледелие
Промышленность
Информация и сфера услуг
Тема 3 Сфера общественной жизни
Элементы (подсистемы) общества
– это сферы общественной жизни, которые взаимодействуют друг с другом.
Экономическая
Социальная
Политическая
Духовная
Производственная деятельность и отношения в процессе производства
Внутреннее устройство общества и взаимодействие социальных групп
Деятельность государства, политических и общественных организаций
Развитие и взаимодействие общественного сознания, науки, искусства, образования
Общественные отношения
– это разнообразные связи между социальными группами, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
Отношения:
Межнациональные отношения;
Общественные отношения;
Межличностные отношения.
Тема 4 Развитие общества. Прогресс
Прогресс
– это развитие, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Области прогресса:
Экономический прогресс;
Социальный (общественный) прогресс;
Научно-технический прогресс (НТП)
Модели развития общества
Социальная статистика
Социальная динамика
Нет движения, нет развития
Циклическая
(цикличность)
Линейная
(линеарная)
Спираль
(нелинеарная)
Развитие по кругу
(ночь день, зима лето)
Прогресс-Регресс
Соединение цикличности и линейного прогресса
Движение вперед движение назад
Формы социального прогресса:
Реформа (социальная эволюция), т. е. постепенно;
Революция, т. е. скачкообразный.
Учёные о критериях прогресса (критерий - это мерило, показатель):
Ж. Кондорсе
Развитие человеческого разума
Вольтер
Торжество разума и просвещения
Ш. Монтескье
Улучшение законодательства
Ж. Ламеттри, Д. Дидро
Счастье и «разумный порядок»
Ф. Шеллинг
Правовое устройство
Г. Гегель
Сознание свободы
А. И. Герцен
Развитие знаний, распространений просвещения
К. Маркс
Овладение природой, развитие производства
Критерий должен быть универсальным, т. е. работать вне зависимости от стран, идей, уровня развития.
Исторический процесс
– это путь человечества с древнейших времён до настоящего времени, это реальная общественная жизнь людей, их совместная деятельность, проявляющаяся во взаимосвязанных конкретных событиях.
Основа ИП
– это события, т. е. те или иные прошедшие явления, факты общественной жизни.
Объект ИП
– это вся историческая действительность, общественная жизнь и деятельность.
Субъект ИП
– это все участники ИП: индивиды, их организаций, великие личности, социальные общности.
Результат исторической деятельности – история.
Историческая личность
– это человек, деятельность которого оказывает влияние на ход и исход крупных исторических событий.
Культ личности
– это слепое преклонение перед исторической личностью, наделение её сверхчеловеческой способностью творить историю по своему собственному произволу. Вред культа личности состоит в принижении роли народа как творца истории (народ превращается в массу).
Тема 5 Глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы
– это результат объективного процесса развития общества.
Глобальные (общепланетарные) проблемы современности
– это проблемы, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизаций.
Признаки:
Угрожает всему человечеству;
Носит планетарный, общечеловеческий характер;
Нуждается в неотложных мерах по их устранению;
Решение возможно в рамках всего человечества.
Сущность глобальных проблем:
Предотвращение ядерной
войны
Исключение войны как способа решения международных проблем, несущего в себе массовые разрушения и гибель людей, порождающего агрессию, стремление к насилию
Энергетическая
Растущий разрыв между высокими темпами развития энергоемких производств и ограниченностью запасов органического топлива (уголь, нефть, газ)
Экологическая
Хозяйственная деятельность человека ведёт к возрастанию нагрузки на природу: обеднений запасов сырья, загрязнение почвы, воды, воздуха, изменения климата, воздействие на животный и растительный мир
Демографическая
Рост населения (урбанизация) увеличивает потребность в продовольствии и промышленных товарах, всё это приводит к ещё одной проблеме – нехватка продовольствия
Здравоохранение
Эпидемии малярии, гриппа, венерических болезней, СПИДа.
Преодоление отсталости
слаборазвитыми странами
Отставание экономик, отсутствие из-за этого нормальных условий жизни у населения
Терроризм
Борьба с международным терроризмом одна из острых проблем современности, терроризм проявляется из-за экономических, политических и религиозных отношений
Девиантное поведение
Алкоголизм, курение, наркотики, суицид
Глобализация
– это общепланетарные процессы (глобальная ситуация, глобальное развитие), охватывающие всю природу, науку, человечество, отражающие взаимосвязь стран, народов и не зависящих от человека вечных явлений природы.
Интернационализация
– это сближение наций и народов мира во всех сферах общественной жизни.
Тема 6 Свобода
Статья 3 Всеобщая декларация прав человека: «Каждый человек имеет право на жизнь,
на свободу, на личную неприкосновенность».
Личная неприкосновенность
– это первая предпосылка (условие) свободы.
Свобода
Естественное право человека
Высшая ценность человеческой жизни
Идеал (основная идея) либералов
Одна из основных составляющих мирового стандарта демократии
Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств
Объект свободы является критерием социального прогресса
Свобода
– это способность человека действовать соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Условия существования свободы:
Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за использование ею;
Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной.
Свобода в деятельности человека
Относительная свобода во внешних условиях жизни
Абсолютная свобода во внутренней жизни
Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности
В деятельности человека отсутствует внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями
События истории, устанавливающие свободу:
Первая Конституция (США 1787г.);
Декларация прав человека (Франция 1789г.);
Всеобщая декларация прав человека и гражданина (ООН 1948г.);
Конституция РФ (референдум 12 декабря 1993г.).
Тема 7 Равенство
Статья 1 Всеобщей декларации прав человека: «все люди рождаются свободными и
равными в своём достоинстве и правах».
Равенство
Идеал (основная идея) социалистов
Одна из основных составляющих мирового стандарта демократии
Равноправие
– это формально равное отношение всех к правам и законам, а также формально равное отношение закона ко всем.
Что понимают под равенством?
Равенство прав (равноправие)
Равенство в имуществе
Равенство перед Богом
Социальное равенство
- это наличие равных условий и возможностей для свободного развития способностей и удовлетворения потребностей всех членов общества, одинаковое социальное положение людей в обществе.
Неравенство
Социальное
Имущественное
Ведёт к образованию сословий
Ведёт к образованию классов
Тема 8 Человек, индивид, личность
Появление человека
Более 2 млн. лет назад: древнейшие люди (архантропы),
Homo habilis (человек умелый),
Homo erectus (человек прямоходящий) или питекантроп
Около 250 тыс. лет назад: палеоантропы
(неандертальцы)
35-40 тыс. лет назад: Homo sapiens (человек разумный) – это люди современного физического типа
Антропогенез
– это процесс появления человека;
Социогенез
– это процесс появления человеческого общества;
Антропосоциогенез
– это параллельный процесс появления человека и человеческого общества.
Признаки (критерии) человека:
Прямохождение
Мышление (развитие мозга)
Речь
Умение изготавливать орудия труда и целенаправленно использовать их в производстве
Развитие руки с растопыренным большим пальцем
Теории происхождения человека
Теологическая (божественная) теория
Космическая теория
Эволюционная теория
Бог создал человека
Человек из космоса
Человек произошёл от обезьяны
Человек – это высшая ступень в иерархии живых организмов на Земле.
Человек
Биологическое существо
Социальное существо
Человек часть живой природы;
Тело и мозг результат деятельности природы;
Наличие инстинктов;
Анатомия и физиология, биологические потребности.
Подавление и регулирование инстинктов;
Формируется в обществе: речь, мышление, навыки;
Не мыслит себя все общества.
Биологическое и социальное связано. Человек – существо биосоциальное
Индивид (индивидуум)
– это отдельный человек в среде других людей (человек как единичный представитель рода человеческого и как член какой-то социальной группы).
Индивидуальность
– это особенность, неповторимое своеобразие отдельного человека
(биологические и социальные особенности).
Индивидуальность
Биологические отличия
Психологические отличия
Социальные отличия цвет кожи; антропометрия; группа крови. темперамент; характер; интеллект; потребности; способности; интересы. отношение к собственности; место в социально- классовой структуре.
Специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств
Целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.
Неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая природные и общественные
Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества и может приобретать свой социальный статус.
Факторы формирования личности
Наследственные факторы:
Особенности физиологии высшей нервной деятельности;
Анатомо- физиологические особенности;
Социальные факторы:
Образование;
Семья;
Воспитание;
Общение;
Труд.
Природно-географическая среда:
Климат;
Географическое положение.
Развитая индивидуальность рождает пока ещё не развитую личность.
Окончательные границы формирования личности нет.
Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.
Тема 9 Психологические характеристики личности
Характер
– это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и являющаяся в деятельности и общении.
Тип личности по направлению:
Экстраверт (импульсивность, инициативность, гибкость, поведения, общительность, социальная адаптированность);
Интроверт (необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение к социальной адаптации).
Черты характера человека
Выражающие отношения к коллективу, к отдельным людям
Выражающие отношения у деятельности и к труду
Выражающие отношения к собственности и к вещам
Выражение отношения к самому себе
Доброта, отзывчивость, честность, общительность
Трудолюбие, добросовестность, упорство, целеустремлённость
Аккуратность, щедрость, бережливость
Скромность, гордость, уверенность, самолюбие, самокритичность
Темперамент
– это совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих динамику протекания психических процессов и состояний.
Тип характера
Темперамент
Черты характера
Характеристика работоспособности
Сильный
Холерик
Высокая активность, вспыльчивость, подвижность, быстрый темп действий, экстраверт.
Энергичность, напористость, эмоциональный подъём, решительность, оперативность.
Сильный, спокойный
Сангвиник
Эмоционально выразительность, высокие темп речи и движений, пластичен, гибок, адаптирован, живая мимика, оптимизм.
Более дисциплинирован, энергичен, быстро привыкает к новой обстановке,
Инертный Флегматик
Высокая активность, низкая реактивность, реактивность ниже активности (в этом выражается инертность).
Внешне невозмутимый, спокойный, всегда ровный в поведении, несколько замедленный темп движений и речи, высокая выдержка, самообладание.
Слабый
Меланхолик
Слабый, вялый, инертный, глубокий интроверт, легко раним, чрезмерно обидчив, замкнут, осторожен, осмотрительный.
Трудно включается в работу, в спокойной обстановке отличается добросовестностью, внимательностью, легко утомляется.
Каждый темперамент имеет свои особые требования: если горячий человек раздражается медленною систематичностью, то тихий человек возмущается крутою резкостью.
Раздел II Сознание и деятельность
Тема 10 Деятельность
Что такое деятельность?
Развитие общества – результат деятельности людей.
Отличия деятельности человека от поведения животных:
Животное
Человек
Взаимодействие с окружающей средой
Приспособление к окружающей среде
Приспособление и преобразование природных и социальных условий
Цель
Задаётся инстинктом
Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком
Поведение
Целесообразное, т.е. сообразующееся с целью
Целесообразное и целеполагающие
(целеполагание – это способность ставить новые цели и определять средства их достижения)
Деятельность
– это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.
Структура деятельности
Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей
Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность
Средство – это приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметы
Действия – это проявление волеизъявл ения людей
Результат – это конечный итог, завершающий деятельность
Субъект
– это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество в целом;
Объект
– это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.
Человек, начиная любую деятельность, всегда ставит (полагает) цель.
Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели.
Если результат совпал с целю, значит, результат положителен. Отрицательный результат - тоже результат, т. к. он увеличивает опыт (т. е. известно как не надо делать).
Для достижения цели любые средства хороши. Для достижения благородной цели годятся не любые средства, а только благородные.
Мотивы деятельности
Потребности – это испытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития
Социальные установки – это ориентация человека на что-либо.
Убеждения – это эмоционально- ценностные отношения к действительности
Интересы – это реальная причина действий, стоящая за мотивами
Влечения – это психические состояния, выражающие неосознанную
(недостаточно осознанную необходимость)
Действия по мотивам:
Целерациональные
Ценностно- рациональные
Аффективные
Традиционные
Характеризуются постановкой цели, а также средствами и предполагаемым результатом
Характеризуются направленностью и ориентацией на убеждения и ценности
Характеризуются эмоциональным состоянием человека и стремлением немедленно удовлетворить потребности
Характеризуются зависимостью от длительной привычки
Тема 11 Многообразие деятельности
Деятельность
Практическая
Духовная
Направлена на изменение
Связана с преобразованием сознания людей
Природы
Общества
Познавательная деятельность – это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах
Это материально- производственная деятельность
Это социально- преобразовательная деятельность
Ценностно-ориентировочная деятельность – это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения
Прогностическая деятельность – это предвиденье; планирование возможных изменений реальности
Все эти виды деятельности связаны между собой
Деятельность по результатам:
Созидательная
Разрушительная
Результатом является «вторая природа»
(культура)
Это результат войны, безответственного хозяйствования, административной деятельности
Деятельность - благо
Деятельность - зло
Рекреационная деятельность
– это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.
Репродуктивная деятельность
– направлена на получение уже известного результата известными же средствами.
Творчество или продуктивная деятельность
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, уникальное, не существующее ранее.
Воображение – это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности
Фантазия – это мысленное представление; поток умственных образцов, как сознательных, так и бессознательных
Интуиция – это способность постижения истины путем прямого её усмотрения без основания с помощью доказательств
Результатом может быть, что-то качественно новое, в виде нового результата, в виде нового пути
(новых средств) достижения известного результата
Игровая деятельность
Игра – это форма деятельности в условиях ситуации
В детстве это форма жизни ребёнка (игры-манипуляции, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие), а у взрослых игры заменяются спортом, искусством
Особенность: направленность не на результат, а на сам процесс, двухплановость игры
Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность)
Обеспечивает познание и усвоение предметной действительности
Трудовая деятельность
Труд – это один из видов деятельности: активная целесообразная
, осознанная деятельность
Особенность: направлена на достижение практически полезного результата
Цель: преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей человека
Осуществляется пол влиянием необходимости
Преобразует и совершенствует самого человека
Учебная деятельность
Учение – это специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность
Цель: освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей
Результат: формируется система знаний, умений и навыков, отношение к явлениям природы и общественной жизни
Учебная деятельность включает: восприятие материала, осмысление материала, сознательную творческую переработку, ясное выражение, применение в решении жизненных задач
Тема 12 Деятельность и общение
Разные подходы к связи деятельности и общения
Общение равно деятельности, т. к. общению присущи признаки деятельности
Общение не равно деятельности, т. к. общение – условие деятельности или свойство деятельности
Общение и деятельность самостоятельны, т. к. общение самостоятельный вид активности
Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к. объектом является активный субъект.
Субъект общения
Реальный, т. е. существующий в жизни
Иллюзорный, т. е. тот, на кого переносят свойства реального субъекта
Воображаемый, т. е. существующий в воображении
Друг, родитель, знакомый
Животное, игрушка
Бог, внутренней голос
Цель общения
– это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.
Средства общения
Вербальные (словесные)
Невербальные (несловесные)
Речь (язык)
Это все средства общения, кроме речи
Внутрення я
Внешняя
Знаковые системы
Сигналы
Облик человека
Мысли
Устная,
Письменная
Рисунки, чертежи
Горн, свисток, светофор
Мимика, жесты, тембр голоса
Содержание общения – это информация (знания, сведения, навыки, эмоциональное состояние);
Цели и функции общения
Обслуживание деятельности: общение на производстве (на работе)
Общение – самоцель, общение с другом, с любимым, с близким, с искусством
Приобщение к опыту, к знаниям, к ценностям; это общение учителя с учениками
Общение
– это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.
Сущность
Обмен информацией (взаимная передача)
Односторонняя передача
Участники
Субъект – объект, активно взаимодействующие
Субъект – объект, обособление
Действия
Равнозначные
Односторонние
Обратная связь
Активная, обогащает информацию
Отсутствует или формальна
Информация
Обогащается, дополняется, видоизменяется, уточняется
Воспринимается с потерями или без них
Тема 13 Сознательное и бессознательное
Сознание
Познание
Самосознание
Воля
Переживание
Сознание
– это высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Сознательными
называется такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые совершаются с сознанием того, что он делает, мыслит или чувствует.
Сознание – вещь нематериальная. Никому со стороны не удалось «увидеть» сознание
(образцы, мысли) другого человека.
Предмет сознания (что «видит» сознание):
Окружающий мир, его предметы, явления;
Особый, самостоятельный духовный мир.
Проявление сознание через язык и целеполагающая деятельность людей.
Структура сознания
Предметное сознание – направленно на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессе обучения целенаправленному их использованию и общение с другими людьми
Самосознание – это осознание человеком самого себя (как индивид и как личности), своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру
Переживание как элемент сознания (широкое значение) – это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явления действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающие для него как событие его собственной жизни
Сознание
– это способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (мысленных, идеальных) образцах.
Отражение
– это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
Формы отражения
Механическое
Физическое
Химическое
Биологическое
Биологическое:
Раздражимость
Чувствительность
Психическое отражение
Сознание
Это реакция живых организмов на предметы и явления окружающего мира
(живого и не живого)
Это способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений
Это систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов моделировать поведения в целях приспособления к окружающей среде, многовариантного реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находит из них правильный выход