Файл: Образовательная программа азбука туризма.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Центр дополнительного образования детей

города Уржума Кировской области

МКОУ ООШ пос. Андреевский


Уржумского района Кировской области


Утверждаю

Директор МКОУЦДОД г Уржума




__________________Н.В.Крупина

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


« АЗБУКА ТУРИЗМА »
Срок реализации 3 года

Возраст детей 10-15 лет
Автор - составитель

Иванцов Евгений Иванович,

Педагог высшей квалификационной

категории

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Вопросы формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) школьников приобретают в настоящее время всё большее значение. Необходимо немедленно, в кратчайшие сроки использовать весь интеллектуальный потенциал, объединить усилия семьи и школы, организовать тесное взаимодействие родителей с учителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Одним из главных средств формирования ЗОЖ является туризм.

Только при занятиях туризмом приобретаются такие качества как самостоятельность, самоконтроль, трудолюбие, любовь к прекрасному, к Родине.

Туризм обостряет инстинкт самосохранения, учит выживать в условиях автономного существования. Занятия туризмом расширяют и углубляют знания по географии, биологии, физике, астрономии, геологии, истории, медицине и гигиене, рисованию и черчению, музыке и пению, фотографии, кулинарии и другим жизненно необходимым навыкам.

Программа рассчитана на 5 часов в неделю для учащихся 2-9 классов.

Всего 180 часов в год.

Туризм – это самый здоровый вид спорта.

Туризм – это единение с природой, позволяющее выходить на старт и в 80 лет.

Туризм – это здоровый образ жизни и здоровые эмоции, постоянная новизна впечатлений, а также исключительно гармоничное сочетание физических и умственных возможностей человека.

Туризм – это захватывающая игра с интригующим началом и непредсказуемым итогом.

Наряду с вышеперечисленными достоинствами Туризм имеет и прикладное значение – умение ориентироваться необходимо охотнику и туристу, геологу и воину, грибнику и любителю лесных прогулок. Занятия туризмом вырабатывают самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость, умение владеть собой, быструю реакцию.

Программа по туризму со­ставлена на основе многолетней практики педагога и в соответствии с требованиями устава о педагогической деятельности с группами детей, занимающихся спортом.


Программа содержит научно обоснованные рекомендации по структуре и организации учебно-тренировочного процесса спортсменов туристов – ориентировщиков на различных этапах многолетней подготовки.

Необходимость разработки данной программы обусловлена острым недостатком квалифицированных специалистов по туризму и недостаточной проработкой последовательности изучаемого материала в типовых программах.

Целью данной программы является обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий туризмом, формирование всесторонней развитой личности.

Программный материал объединен в общую систему спортивной под­готовки и решает следующие задачи:

- формирование знаний, умений по спортивному туризму, а так же необходимых туристских навыков;

- воспитание высоких волевых и морально-этических качеств, гражданственности, чувство любви к Родине;

- содействие всестороннему, гармоничному физическому развитию учащихся;

- укрепление здоровья учащихся, формирование навыков здорового образа жизни;

- подготовка спортсменов - ориентировщиков;

- подготовка инструкторов и судей по туризму;

- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям спортом.

Программа рассчитана на 3 года обучения для учащихся 5-11 классов. Время, отведенное на обучение, в первый год составляет 156 часов, из расчета 4 часа в неделю на одну группу, во второй и третий год 195 часов, из расчета 5 часов в неделю на одну группу.

Первый год обучения предполагает преподавание основ спортивного туризма. Учащиеся знакомятся с картой, компасом, получают простейшие навыки работы с картой и компасом на местности. В физической подготовке основной упор делается на общефизическую подготовку. На втором и третьем году обучения происходит углубленное изучение приемов и способов ориентирования, приобретается соревновательный опыт. В физической подготовке происходит сдвиг к специальной подготовке.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
--полноценная, качественная подготовка туристов к путешествиям и к участию в районном туристическом слёте.
Условия реализации программы

Эффективность тренировочного процесса зависит от рациональной организации занятий, выбора оптимальной дозировки нагрузки и учета индивидуальных особенностей занимающихся.



Техника и тактика спортивного ориентирования тесно связана с топографией, памятью, вниманием и мышлением спортсмена. Для проведения таких занятий необходим специально оборудованный класс.

На начальных этапах тренировки следует планировать только подготовительные и контрольные соревнования, основными целями которых являются приобретение соревновательного опыта и повышение эмоциональности учебно-тренировочного процесса.

В силу специфики спортивного ориентирования организация оздоровительно-спортивных лагерей и учебно-тренировочных сборов играет большую роль в подготовке ориентировщиков.

Методика оценки получаемых результатов:

Минимум знаний, умений и навыков для воспитанников приведен в данной программе для каждого года обучения.

В конце каждого года обучения воспитанники должны выполнять требования контрольных нормативов, а также показывать соответствующие году обучения результаты в соревнованиях. Оценка получаемых результатов проверяется тестированием.

Программа предназначена для тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования, занимающихся на базе школ района.

При проведении тренировочных туристских походов, полевых лагерей, многодневных соревнований по туризму организаторам следует руководствоваться нормативной базой детско-юношеского туризма.

ЗАДАЧИ:

-изучить топографические знаки

-научить способам ориентирования на местности с помощью компаса,

карты и местных предметов.

-отработать навыки техники пешеходного туризма до автоматизма

-научить оказывать первую доврачебную помощь и самопомощь

-прививать туристско-бытовые навыки

-соблюдать правила безопасного поведения

-провести общие мероприятия с туристами из других школ и команд

Педагогический и медико-биологический контроль

С ростом интенсивности и объема тренировочной нагрузки значимость контроля резко возрастает. Приближение нагрузок к физическому порогу часто означает, что вопросы контроля — это не только рост тренированно­сти, но и вопрос сохранения здоровья юного спортсмена. Поэтому необходи­мость контроля проходит через следующие ступени: по желанию, реко­мендуется, обязательно.

Регулярный контроль над состоянием здоровья и уровнем подготовленно­сти есть важнейшая часть учебно-тренировочного процесса. Понятие конт­роля включает в себя большую группу тестовых испытаний, которые помо­
гают направить тренировочный процесс по наиболее эффективному пути.

Для спортсменов – туристов можно рекомендовать следующую тестовую батарею:

1.Контроль над состоянием здоровья.

Осуществляется специалистами врачебно-физкультурного диспансера. Углубленное медицинское обследование рекомендуется проходить два раза в год, в конце подготовительного и соревновательного периодов.

2. Контроль над уровнем физической работоспособности и функционального состояния организма спортсмена.

Проводится в рамках текущего комплексного обследования. В него вклю­чаются тестовые забеги (в подготовительном периоде раз в месяц), тестиро­вание силы мышц, скоростных и скоростно-силовых качеств. Определение скорости бега на уровне анаэробного порога (АнП), МПК, ЖЕЛ и т. п.

3. Контроль над техникой ориентирования.

Тесты на местности (точность движения по азимуту, определение рассто­яний, скорость отметки на КП). Тестирование техники бега (в подъем, со спуска, в затрудненных условиях, по болоту, по камням).

4. Контроль над уровнем психической работоспособности.

Тестирование оперативного мышления, переключения, распределения и объема внимания. Уровень развития наглядно-образной и оперативной па­мяти.

5. Анализ соревнований.

Цель выступления. Результат. Время и путь движения победителей и призеров. Систематизация ошибок. Причины ошибок. Место совершения ошибок. Внесение коррективов.
Инструкторская и судейская практика

Проводится в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования согласно типовому учебному плану. Работа осуществляет­ся в форме семинаров, практических занятий и самостоятельного обслужи­вания соревнований.

1.Учебно-тренировочные группы.

Общие обязанности судей. Практика судейства на старте, финише, в ка­честве контролера и коменданта соревнований. Оформление места старта, финиша, зоны передачи эстафеты. Подготовка инвентаря и оборудования для соревновательных трасс. Проведение подготовительной и заключительной части занятия. Размин­ка перед соревнованиями.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ

ТУРИСТОВ

ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Основные задачи и преимущественная направленность спортивной тре­
нировки:

  • укрепление здоровья;

  • привитие интереса к занятиям спортивным ориентированием;

  • разносторонняя физическая подготовка;

  • развитие понимания спортивной карты;

  • развитие навыков пользования компасом;

  • воспитание морально-этических и волевых качеств;

  • выявление задатков и способностей к спортивной деятельности.


Примерный тематический годовой учебный план объединения

«Азбука туризма»

2 год обучения, 5 ч. в неделю



Тема

Всего

Теория

Практ

Месяцы

сен

окт

ноя

дек

янв

фев

мар

апр

май

1

Вводное занятие

Техника безопасности

1

1




1

























2

Одежда и снаряжение

туриста - ориентировщика

1

1




1

























3

Топография, условные знаки, спортивная карта

6

6




2

2




2
















4

Техническая подготовка

30

2

28

2

2

4

4

4

4

4

4

2

5

Тактическая подготовка

12

2

10




3

3







3

3







6

Правила соревнований

1

1













1
















7

Общая физическая

подготовка

25



25

3

3

3

3

3

3

3

3




8


Специальная физическая подготовка

20



20

2

2

2

2

2

3

3

3

1

9

Строение и функции организма питание, гигиена, врачебный контроль и самоконтроль

4

4







2




2
















10

Первая медицинская помощь при травмах

10

3

7







2







2

2

2

2

11


Основы туристской

подготовки

5

5







2




3
















12

Контрольные нормативы и соревнования

10

2

8




2

2

2

2

2










13

Походная практика

45




45

8




5




8




6

4

14

Итого: 234 часа (6час. в неделю)

195

33

162

22

21

22

22

23

20

22

21

22