Файл: Практическая работа по теме 5 Ценностносмысловая позиция учителя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа по теме № 5: «Ценностно-смысловая позиция учителя»

Вариативное задание № 1. Проанализируйте педагогическую статью из периодической печати начала ХХ века «О дурном расположении духа в наставнике».

Автор пишет о влиянии состояния учителя на педагогический процесс. Он считает, что плохое настроение учителя, неумение владеть собой отрицательно влияют на результаты преподавания.

Согласны ли вы с позицией автора?

С автором нельзя не согласиться, действительно, даже по своему опыту можно сделать простой вывод: если ведешь урок в эмоционально раздраженном или подавленном настроении, то это отрицательно сказывается на результате и снижении интереса к обучению у учеников.

В педагогике накоплен огромный исторический опыт, содержащий множество вариантов воспитания. Выводы, которые позволяют сделать историко-педагогический материал, интересен и важен для современного педагога, специалиста, чья профессиональная деятельность связана с процессом социализации.

Воспитание – это, прежде всего, поведение человека. Если воспитание и образование обнаруживают себя в интеллектуальной зрелости, то воспитанность характеризует поведение человека в создавшихся условиях.

Как педагогу нужно выстроить общение педагога с ребенком?

Воспитательный процесс – это движение воспитания к своей цели. Цель воспитания – это то, к чему мы стремимся в будущем, и этому подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Вопросы: к чему должен стремиться педагог в своей практической деятельности, каких результатов добиваться, можно назвать ключевыми.

Таким образом, профессионально-педагогическое общение - это всегда целенаправленный процесс.

Цели такого общения заключаются в том, чтобы:

1) создавать условия для взаимодействия со своими учениками и их родителями, с коллегами и представителями различных администраций и общественных организаций;

2) "читать" и понимать как свое поведение, так и доведение всех субъектов педагогического общения, чтобы использовать свою поведенческую грамотность для приобщения своих партнеров к культурным ценностям общества.

В самостоятельной работе педагога по повышению коммуникативных способностей можно выделить несколько направлений:


- самоконтроль и развитие умений выразительной речи;

- развитие общих психофизических особенностей личности, создающих предпосылки для успешного владения речевыми навыками и умениями.

В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют воспитателям для развития коммуникативных способностей следующее:

- нужно сознавать, образовательное учреждение – часть общества, а отношение педагога к детям – выражение общественных требований. Педагог не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга.

Искренность педагога – это залог прочных контактов с воспитанниками. Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя.

- особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.

Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважении педагога и воспитанников.

Надо уважать индивидуальность каждого дошкольника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции.

- стоит помнить, что дети такие же, как и взрослые, у них есть свои проблемы, свои мысли и это надо учитывать в их воспитание и в общение с ними. Вот есть такие фразы, которые никак нельзя говорить детям, так как сказанное может иметь обратный эффект.

Вот несколько правил, которые разработали психологи, которые должны соблюдаться педагогом-воспитателем, как носителем культуры в общении с детьми.

  1. Не забывайте, что Вы работаете с детьми, требующими к себе особого внимания, не терпящими зла, обмана, несправедливости, грубости, лицемерия, предательства. Иначе ребенок не впустит Вас в свой «маленький мир».

  2. Будь всегда добрым, открытым и тебя полюбят дети, потому что ты такой.

  3. Взаимодействие педагогов и родителей обеспечит воспитание здоровых, умных и счастливых детей.

  4. Главное в профессии воспитателя (учителя) – любовь к детям, творческий подход к решению проблем.

  5. Дорога в мир детства – доброта, дружелюбие, чувство долга.

  6. Единство воспитания и обучения – принцип работы с детьми.

  7. Желание работать с детьми, должно быть потребностью души педагога.

  8. Заботиться о здоровье ребенка – значит воспитывать физическую, гигиеническую и социальную культуру дошкольника с учетом его возрастных особенностей.

  9. Искренность в отношениях с детьми – одно из главных условий общения.

  10. Креативность поможет каждому педагогу достичь успеха на профессиональном пути.

  11. Люби свою профессию, гордись ею, будь верен ей!

  12. Воспитатель всегда должен совершенствоваться, нарабатывать свое мастерство и навыки. Делиться опытом и перенимать опыт от других. Никогда не останавливаться  на достигнутом.  

  13. Минуя все препятствия, достигай поставленной цели!

  14. Надо постигать новое, быть уверенным в себе и идти вперед.

  15. Очень приятным и опрятным должен быть всегда воспитатель!

  16. Профессиональный такт – важное качество воспитателя (учителя).

  17. Развивающая предметная среда – условие современного и полноценного развития ребенка, создать ее – задача педагога и родителей.

  18. Стыдись работать как-нибудь!

  19. Терпение, трудолюбие – личностные характеристики хорошего воспитателя (учителя).

  20. Хочешь видеть детей счастливыми – сам будь счастлив!

  21. Целеустремленный педагог всегда добивается высших результатов.

  22. Воспитатель должен видеть насквозь и подбирать ключ к каждому ученику, поддерживать, если что-то не получается и поощрять, если ученик делает успехи. Способность увидеть проблему с позиции ребенка всегда поможет в трудной ситуации.

  23. Мотивируй детей на выполнение конечного результата в любом виде учебной и воспитательной деятельности.

  24. Не кричите. Крик - это признак слабости, не стоит показывать свою слабость. Всегда говорите твердо, уверено и не повышая голос, это больше поможет вам в ваших проблемах и в ваших решениях.

  25. Считаться с мнением учеников. Для того чтобы дети научились самостоятельно принимать решения, нужно уметь считаться с их мнением, и они тоже будут с вашим мнением считаться.


С какими актуальными проблемами нашего современного общества связано содержание данной статьи?

Совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек – высшая цель воспитания, идеал, к достижению которого стремится отечественная школа. Сегодня ее главная цель – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, трудовому и физическому развитию школьника, создавать предпосылки для приобщения к общечеловеческим ценностям, обеспечивать возможности для самореализации, раскрытия потенциальных возможностей, творческих способностей, достижения успеха. Традиционными для такой системы остаются следующие составляющие общей цели: умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание.

Современное общество ставит перед педагогами, воспитателями и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого человека. Формирование культуры поведения - одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Интерес к этой теме обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания.

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное сочувствие. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.

Культура в узком смысле выступает как сфера духовной жизни людей, способ осуществления ими профессиональной и иной деятельности.

Сущность культуры определяется способами осуществления жизнедеятельности, поэтому выделяют разновидности культур, связанных с различными сферами человеческой деятельности: общения, потребления, досуга, быта и т. д.

Культура в ее материальной и духовной формах является существенной характеристикой жизни общества. Человек формируется в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо посредством усвоения языка, приобщения к ценностям, традициям и т. д. Таким образом, человек является продуктом, представителем и носителем культуры.

Общая культура педагога – это результат личностного развития,
развития социально значимых личностных характеристик, реализуемых в его профессиональной деятельности.

Проблема, поднимаемая в статье, связана с проблемой эмоционально «выгорания» учителя. Эта проблема особенно актуально и сегодня. Психофизиологическое и эмоциональное состояние учителя оказывает влияние на профессиональное поведение учителя и учеников на уроке и во время внеурочной деятельности учащихся. Положительный настрой педагога, способность контролировать свое эмоциональное состояние – один из важных факторов ценностно-смысловой позиции учителя.

В чем проявляется гуманистическая направленность идей автора данной публикации?

Педагогическая культура – часть общечеловеческой культуры, в которой проявляются духовные и материальные ценности образования и воспитания, способы творческой педагогической деятельности, содержащие в себе достижения разных исторических эпох и необходимых для социализации личности.

Материальные ценности педагогической культуры – это средства обучения и воспитания.

Духовные ценности педагогической культуры – это педагогические знания, теории, концепции, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные профессионально - этические нормы.

Педагогическая культура базируется на общей культуре и с учетом специфики деятельности педагога является частью общечеловеческой культуры.

Педагогическая культура – уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности.

Среди компонентов педагогической культуры выделяется педагогическая культура педагога по отношению к детям и его способность быть воспитателем. Мы видим, что автор публикации говорит об этом, так как речь идет о детях, по отношению к которым учитель всегда является гуманным.

Инвариантное задание № 4. В сборнике «Учителя – Учителям» , Издательская группа «Точка», 2017 г. Вадим Николаевич Соломин в своем интервью «Как изменились школа, урок, учитель» рассказывает об изменениях в современной школе. Требования, предъявляемые к школе и учителю в настоящее время, меняются таким образом, что учитель становится организатором обучения, специалистом по конструированию занятий образовательного процесса. Все это требует определенных усилий и, конечно же, знаний современных технологий, методик, а большей степени психологической устойчивости во взаимоотношениях с современным поколением детей. Они легко находят информацию, но долго сидеть над книгой или думать над одной задачей считают бесполезной тратой времени. «Краткость – сестра таланта» - это не о сегодняшних детях. Традиционный урок – это уже в прошлом. Нынешние дети живут динамичной виртуальной жизнью. Эта их увлеченность позволила нам пережить трудное время пандемии, когда виртуальные уроки заменили личное общение. Но по собственному опыту могу сказать, что спустя некоторое время дети мечтали о возможности вернуться в школу, в свой класс, к своим учителям, даже самым строгим. Следовательно, можно сделать вывод, что школа – это важный элемент их жизни.


Школьники сейчас ориентированы на себя, на получение от учебы пользы и удовольствия — отсюда большая свобода поведения, критическое отношение к знаниям, которые предлагает школа. Многие выпускники уверены, что знания, полученные в школе, им в жизни не пригодятся. И я с ними в какой-то степени согласна. Объем предметов и информации, одинаковые требования к детям с разными способностями наносит вред психологическому здоровью. Результаты ОГЭ и ЕГЭ это только подтверждают. К тому же, и нравственные идеалы у сегодняшних школьников совсем не те, что были у  нас или их родителей двадцать-тридцать лет назад. О долге, чести и семейных ценностях они вспоминают редко.

По моему мнению, важным для автора является то, что «учителю необходимо меняться, потому что меняется все вокруг, — и дети стали более свободны, они уже не выполняют беспрекословно указания учителя, могут поспорить, высказать свое недовольство или несогласие с какой-то проблемой». Педагогика – это развивающаяся наука, а, следовательно, и педагог должен меняться и развиваться, быть и примером для своих учеников и, одновременно, понимающим наставником или даже другом. Такой учитель не заставляет ученика подражать себе, а помогает ему раскрыть его собственный внутренний потенциал и характер, найти свои преимущества и слабые стороны, реализоваться как личность.