ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 286
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Деятельность конституционного суда включает осуществление конституционного правосудия и решение иных вопросов организационного плана. КС состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат устанавливается путем жеребьевки, порядок проведения которой определяется Регламентом конституционного суда.
Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.
Существенная сторона гарантий деятельности конституционного суда – обеспечение его независимости в финансовом, кадровом и материально-техническом отношениях.
Билет 19
1)Понятие судебной власти. Ее независимость от законодательной и исполнительной власти.
Существует 2 подхода к определению судебной власти:
Судоустройственный – судебная власть – судебных органов. Согласно этому подходу показана только внешняя сторона, то, из чего состоит судебная власть, кем представлена.
Функциональный – определяет судебную власть с точки зрения деятельности, которой суды занимаются. Судебная власть определяется как исключительные полномочия государственных органов, а именно суда – решать возникающие в сфере права социальные конфликты, используя особую процедуру, где спорящие стороны наделяются разными правами.
Свойства судебной власти:
Самостоятельность (или независимость) судебной власти. Судебная власть не зависит от законодательной и исполнительной ветвей властей. Судебной власти предоставлено право контроля за деятельностью законодательной и исполнительной ветвями власти.
Исключительность судебной власти. Ни один государственный орган не может реализовывать полномочия суда.
Подзаконность судебной власти. Судьи тоже подчинятся законам.
Полнота судебной власти. Безусловное соблюдение судебных решений.
Взаимодействие судебной власти с законодательной:
Судебная власть действует на основании законов, принимаемых Федеральным Собранием РФ.
Взаимодействие судебной власти с исполнительной:
Привлечь к ответственности представителей исполнительной власти за совершение преступлений может только суд.
Незаконность любого правового акта исполнительной власти граждане могут оспорить в суде.
Исполнительная власть осуществляет подготовку судебных кадров.
Органы юстиции (Служба судебных приставов и Федеральная служба исполнения наказаний) обеспечивают выполнение судебных решений. А также обеспечивают безопасность судебных учреждений.
Решение о возбуждении уголовного дела в отношении Генерального Прокурора РФ и Председателя Следственного комитета РФ принимается на основании заключения коллегии, состоящей из трёх судей Верховного Суда РФ.
2)Обеспечение обвиняемому права на защиту.
Право подозреваемого, обвиняемого на защиту представляет собой совокупность процессуальных средств, используя которые он может противостоять против выдвинутого обвинения. Это право знать, в чем он обвиняется, оспаривать участие в совершении преступления, опровергать доказательства, представлять доказательства и др. При этом перечень прав, используемый для защиты, не является исчерпывающим: п. 11 ч. 3 ст. 46 УПК РФ позволяет защищаться средствами и способами, не запрещенными законом.
Защиту по уголовным делам должны осуществлять адвокаты. В подтверждение своего адвокатского статуса защитник предъявляет удостоверение адвоката, а в подтверждение того, что ему поручена защита, ордер.
Участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если:
подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника;
подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним;
подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту;
подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу
лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни;
уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей;
обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в порядке, установленном главой 40 УПК. Обязательным условием реализации этого права является возможность свободного выбора защитника.
Неотъемлемой частью права на защиту является право обвиняемого и подозреваемого на бесплатную юридическую помощь адвоката, назначаемого защитником по решению суда, прокурора, следователя, дознавателя. Нарушение права на защиту является существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечет отмену приговора по делу.
Исходные положения определения языка, на котором ведется уголовный процесс,
Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту
Предусмотренное Конституцией РФ (ст. 48) право каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления на защиту отражается в уголовно-процессуальном законодательстве в виде принципа обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 16 УПК).
Право на защиту складывается:
- из наделения подозреваемого и обвиняемого процессуальными правами, которые разъясняются им судом, прокурором, следователем и дознавателем (право знать, в чем лицо подозревается или обвиняется; защищаться любыми средствами и способами, не противоречащими закону; пользоваться услугами защитника с момента и в порядке, предусмотренных УПК, и т.д.);
- реальной возможности пользоваться помощью защитника (в том числе и бесплатно), а в случаях, предусмотренных законом - также законного представителя, которые в свою очередь наделены процессуальными правами и обязанностями, обеспечивающими достижение целей их участия в уголовном судопроизводстве. Участие защитника и (или) законного представителя подозреваемого и обвиняемого обеспечивается должностными лицами, ответственными за производство по делу;
- обязанности суда, прокурора, следователя и дознавателя обеспечивать подозреваемому и обвиняемому возможность защищаться всеми не запрещенными уголовно-процессуальным законом способами и средствами.
3)Федеральная служба безопасности Российской Федерации: понятие, принципы, основные направления деятельности.
Федеральная служба безопасности — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Федеральная служба безопасности РФ является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность РФ и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством РФ, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление. Правовую основу деятельности ФСБ России составляют Конституция, Закон о ФСБ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ. Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, а также Положением о ФСБ России.
Деятельность ФСБ России осуществляется на основе следующих принципов: законности, централизации управления органами федеральной службы безопасности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ, мирного разрешения пограничных споров, взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.
К органам федеральной службы безопасности относятся: федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности; управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности); управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках); управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы); другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Контрразведывательная деятельность — деятельность, осуществляемая органами ФСБ России и их подразделениями (органами контрразведки), а также должностными лицами указанных органов и подразделений посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.
Борьба с терроризмом — деятельность, осуществляемая органами ФСБ России и их подразделениями, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.
Борьба с преступностью. Органы ФСБ России проводят ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
Обеспечение информационной безопасности — деятельность органов ФСБ России, осуществляемая ими в пределах своих полномочий при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств; при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации.
Основные права органов ФСБ России: устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие; использовать специальные методы и средства при осуществлении контрразведывательной и разведывательной деятельности, проведении мероприятий по борьбе с терроризмом; проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством РФ к ведению органов федеральной службы безопасности и т.п.