Файл: Билет 1 1 Общая характеристика пд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 286

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Деятельность конституционного суда включает осуществление конституционного правосудия и решение иных вопросов организационного плана. КС состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат устанавливается путем жеребьевки, порядок проведения которой определяется Регламентом конституционного суда.

Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

Существенная сторона гарантий деятельности конституционного суда – обеспечение его независимости в финансовом, кадровом и материально-техническом отношениях.

Билет 19

1)Понятие судебной власти. Ее независимость от законодательной и исполнительной власти.

Существует 2 подхода к определению судебной власти:

Судоустройственный – судебная власть – судебных органов. Согласно этому подходу показана только внешняя сторона, то, из чего состоит судебная власть, кем представлена.

Функциональный – определяет судебную власть с точки зрения деятельности, которой суды занимаются. Судебная власть определяется как исключительные полномочия государственных органов, а именно суда – решать возникающие в сфере права социальные конфликты, используя особую процедуру, где спорящие стороны наделяются разными правами.

Свойства судебной власти:

Самостоятельность (или независимость) судебной власти. Судебная власть не зависит от законодательной и исполнительной ветвей властей. Судебной власти предоставлено право контроля за деятельностью законодательной и исполнительной ветвями власти.

Исключительность судебной власти. Ни один государственный орган не может реализовывать полномочия суда.

Подзаконность судебной власти. Судьи тоже подчинятся законам.

Полнота судебной власти. Безусловное соблюдение судебных решений.

Взаимодействие судебной власти с законодательной:

Судебная власть действует на основании законов, принимаемых Федеральным Собранием РФ.

Взаимодействие судебной власти с исполнительной:

Привлечь к ответственности представителей исполнительной власти за совершение преступлений может только суд.

Незаконность любого правового акта исполнительной власти граждане могут оспорить в суде.

Исполнительная власть осуществляет подготовку судебных кадров.

Органы юстиции (Служба судебных приставов и Федеральная служба исполнения наказаний) обеспечивают выполнение судебных решений. А также обеспечивают безопасность судебных учреждений.


Решение о возбуждении уголовного дела в отношении Генерального Прокурора РФ и Председателя Следственного комитета РФ принимается на основании заключения коллегии, состоящей из трёх судей Верховного Суда РФ.

2)Обеспечение обвиняемому права на защиту.

Право подозреваемого, обвиняемого на защиту представляет собой совокупность процессуальных средств, используя которые он может противостоять против выдвинутого обвинения. Это право знать, в чем он обвиняется, оспаривать участие в совершении преступления, опровергать доказательства, представлять доказательства и др. При этом перечень прав, используемый для защиты, не является исчерпывающим: п. 11 ч. 3 ст. 46 УПК РФ позволяет защищаться средствами и способами, не запрещенными законом.

Защиту по уголовным делам должны осуществлять адвокаты. В подтверждение своего адвокатского статуса защитник предъявляет удостоверение адвоката, а в подтверждение того, что ему поручена защита, ордер.

Участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если:

подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника;

подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним;

подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту;

подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу

лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни;

уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей;

обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в порядке, установленном главой 40 УПК. Обязательным условием реализации этого права является возможность свободного выбора защитника.

Неотъемлемой частью права на защиту является право обвиняемого и подозреваемого на бесплатную юридическую помощь адвоката, назначаемого защитником по решению суда, прокурора, следователя, дознавателя. Нарушение права на защиту является существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечет отмену приговора по делу.

Исходные положения определения языка, на котором ведется уголовный процесс,



Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту

Предусмотренное Конституцией РФ (ст. 48) право каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления на защиту отражается в уголовно-процессуальном законодательстве в виде принципа обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 16 УПК).

Право на защиту складывается:

- из наделения подозреваемого и обвиняемого процессуальными правами, которые разъясняются им судом, прокурором, следователем и дознавателем (право знать, в чем лицо подозревается или обвиняется; защищаться любыми средствами и способами, не противоречащими закону; пользоваться услугами защитника с момента и в порядке, предусмотренных УПК, и т.д.);

- реальной возможности пользоваться помощью защитника (в том числе и бесплатно), а в случаях, предусмотренных законом - также законного представителя, которые в свою очередь наделены процессуальными правами и обязанностями, обеспечивающими достижение целей их участия в уголовном судопроизводстве. Участие защитника и (или) законного представителя подозреваемого и обвиняемого обеспечивается должностными лицами, ответственными за производство по делу;

- обязанности суда, прокурора, следователя и дознавателя обеспечивать подозреваемому и обвиняемому возможность защищаться всеми не запрещенными уголовно-процессуальным законом способами и средствами.


3)Федеральная служба безопасности Российской Федерации: понятие, принципы, основные направления деятельности.

Федеральная служба безопасности — единая централизо­ванная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий за­дач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Федеральная служба безопасности РФ является феде­ральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, борьбы с терро­ризмом, защиты и охраны государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность РФ и непосредственно ре­ализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законо­дательством РФ, а также координирующим контрразведы­вательную деятельность федеральных органов исполни­тельной власти, имеющих право на ее осуществление. Правовую основу деятельности ФСБ России составля­ют Конституция, Закон о ФСБ, другие федеральные зако­ны и иные нормативные правовые акты РФ. Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется в соот­ветствии с международными договорами РФ, а также По­ложением о ФСБ России.

Деятельность ФСБ России осуществляется на основе следующих принципов: законности, централизации управ­ления органами федеральной службы безопасности, ува­жения и соблюдения прав и свобод человека и граждани­на, гуманизма, уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ, мир­ного разрешения пограничных споров, взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.

К органам федеральной службы безопасности относятся: федеральный орган исполнительной власти в области обе­спечения безопасности; управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безо­пасности по отдельным регионам и субъектам РФ (территори­альные органы безопасности); управления (отделы) федераль­ного органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах РФ, других войсках и во­инских формированиях, а также в их органах управления (ор­ганы безопасности в войсках); управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обе­спечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы); другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.


Контрразведывательная деятельность — деятельность, осуществляемая органами ФСБ России и их подразделе­ниями (органами контрразведки), а также должностными лицами указанных органов и подразделений посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций ино­странных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Борьба с терроризмом — деятельность, осуществляемая органами ФСБ России и их подразделениями, по выявле­нию, предупреждению, пресечению, раскрытию и рассле­дованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.

Борьба с преступностью. Органы ФСБ России прово­дят ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопас­ности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены зако­ном к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных воору­женных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью на­сильственное изменение конституционного строя Россий­ской Федерации.

Обеспечение информационной безопасности — деятель­ность органов ФСБ России, осуществляемая ими в преде­лах своих полномочий при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в об­ласти обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и крип­тографических средств; при обеспечении криптографиче­скими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специ­альной связи в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации.

Основные права органов ФСБ России: устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие; использовать специ­альные методы и средства при осуществлении контрраз­ведывательной и разведывательной деятельности, прове­дении мероприятий по борьбе с терроризмом; проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, пре­дупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, орга­низованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представля­ющих угрозу безопасности Российской Федерации, и пре­ступлений, дознание и предварительное следствие по ко­торым отнесены законодательством РФ к ведению органов федеральной службы безопасности и т.п.