Файл: Билет 1 1 Общая характеристика пд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2)Демократические принципы правосудия.

Правосудие – деятельность независимого суда ,основанная на соблюдении демократических принципов судопроизводства ,в рамках установленного законом процессуального порядка и применение на этой основе в необходимых случаях мер государственного воздействия.

Конституция РФ утвердила главную задачу правосудия обеспечивать права и свободы человека и установила право гражданина участвовать в отправлении правосудия.

Принципы правосудия в РФ –это общие руководящие ,исходные положения определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности.

- Принцип законности

Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства конкретных судебных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии. Это, скорее, будет произвол. Такое "правосудие" не в состоянии выполнить свою социальную функцию.

- Принцип справедливости

Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

- Принцип осуществления правосудия только судом

В соответствии со ст.118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом.

Круг органов уполномоченных вершить правосудие четко ограничен законами. К ним отнесены: Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и мировые судьи, военные суды, а также федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.

- Принципы независимости судей

- Принцип равенства всех перед судом и законом

- Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд


- Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту

- Национальный язык судопроизводства

- Принцип состязательности сторон

- Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Формы участия:

- Принцип открытости судебного заседания:

- Публичность

- Принцип презумпции невиновности

- Принципы законности и компетенции суда

- Принцип обязательности судебных решений.

3)Компетенция криминальной полиции.

Для выполнения обязанностей по борьбе с преступностью, с незаконным оборотом наркотиков и другой не законной деятельностью на территории Российской Федерации, криминальной милиции предоставляется право: требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия. 6Реализация данного права сотрудниками милиции может применятся, как в письменной так и в устной форме. Для обращения к гражданину или должностному лицу с таким требованием достаточно выявления сотрудником милиции признаков объективной стороны преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений.

Получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них т.е. закон «о милиции» наделяет её правом получать как письменные документы, так и устную информацию. Полномочие милиции по получению от граждан должностных лиц необходимых объяснений, сведений, справок, документов и копий с них ограничивается лишь задачами и принципами деятельности милиции.

Составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях. Задерживать на срок до трех часов лиц, незаконно проникнувших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые милицией территории и объекты, проверять у них документы, удостоверяющие личность, получать от указанных лиц объяснения производить в установленным федеральным законом порядке их личный досмотр и досмотр их вещей, а также так же досмотр транспортных средств, с помощью которых были совершенны проникновения на охраняемые милицией территории и объекты.



Милиция вправе производить уголовно-процессуальные действия только, как структурное подразделение органа внутренних дел. Милиция не является самостоятельным органом дознания. Органами дознания признаются органы внутренних дел Российской Федерации.7 Под уголовно-процессуальными действиями понимаются действия, урегулированные, а не только предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом РФ. Вносить с соответствием с законом в государственные органы, организации и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранение обстоятельств, способствующих совершению правонарушений.

Криминальная милиция имеет право задерживать и содержать под стражей в соответствии с законом лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношение которых мерой пресечения избрано заключение под стражу.Закон предусмотрел два основных условия задержания. Во-первых, задержание возможно только после возбуждения уголовного дела. Во-вторых, орган дознания вправе задержать лицо по подозрению в совершении не любого преступления, а лишь только, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. В части второй ст. 91 уголовно-процессуального кодекса РФ упоминается также о специальных условиях задержания. Они изложены применительно к одной строго определенной группе оснований задержания. Данная группа оснований, которая именуется «иными данными, дающими основание подозревать лицо в совершении преступления». Речь идет о таких условиях как:

Также криминальная милиция имеет право лицензировать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наряду с этим криминальная милиция имеет право использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащим дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные заведения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц совершивших преступления, и доставление их в милицию, а также для транспортировки поврежденных при аварии транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава милиции по тревоги в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами.


Также криминальная милиция имеет право привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству, объявлять о назначение вознаграждения за помощь в раскрытие преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам и организациям поощрять их, оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на неё обязанностей.

Билет 18

1)Система органов внутренних дел.

2)Функции частных детективов.

Законом «О частной детективной и охранной деятельности» предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана. В целях сыска разрешается предоставление услуг (ст. 3):

сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

поиск без вести пропавших граждан;

поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.

Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью «не вправе осуществлятькакие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания; действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется».

В ходе частной сыскной деятельности допускаются:

устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия)

наведение справок,

изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев),

внешний осмотр строений, помещений и других объектов,

наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания детективных услуг, перечисленных в ст. 3 Закона.

использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, а также средств оперативной радио- и телефонной связи (запрещается осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных и иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц).

3)Компетенция Конституционного суда РФ.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории России Конституционный Суд РФ:


разрешает дела о соответствии Конституции:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

дает толкование Конституции;

дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием членов Совета Федерации.

Судья конституционного суда не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.

На судей конституционного суда распространяются гарантии, установленные для всех судей Российской Федерации. Независимость судьи конституционного суда обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, установленной процедурой судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения и гарантий безопасности, соответствующих его высокому положению.