Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В 2013 году в Италии взяли 568 обычных школьников и тоже поделили их на группы. Экспериментальная, помимо основных занятий, занималась шахматами. Результаты показали, что уровень результатов экспериментальной группы в математических тестах оказался выше и возрастал тем больше, чем больше они занимались шахматами. Игра позволяет одновременно задействовать логическое и абстрактное мышление. Игроку приходится продумывать шаги наперед, строить предположительные варианты развития событий. Во время партии у человека одновременно задействуется оперативная и долговременная память. Мало какая деятельность способна вызывать данные состояния. Предельная нагрузка сказывается на умственных способностях самым благоприятным образом.
Что развивают шахматы:
-
логика – Шахматист во время партии, по сути дела, решает одну и ту же повторяющуюся задачу: поиск наилучшего решения. В данном случае хода. По сути это процесс принятия решений, который разбирается в ВУЗовской программе. Согласитесь, качество принимаемых решений ключевым образом влияет на нашу жизнь. -
анализ – способность оценить ситуацию на игровой доске и на ее основе построить план действий. Достичь поставленных целей в жизни без проведения анализа и работой над ошибками невозможно; -
память – к главным преимуществам шахмат, безусловно, относится развитие памяти. Игроку необходимо запомнить свои шаги наперед, рассчитать множество вариантов -
развития событий от противника, запоминание типовых позиций – все это заставляет человеческий мозг выкладываться на максимум; -
концентрация внимания – успех в шахматах невозможен без внимательности. Ведь неосторожно переместив фигуру без прикрытия, ее можно попросту потерять. Даже если Вы не отличаетесь усидчивостью – не беда, регулярные занятия помогут развить эту
черту. Прогресс наступает не сразу, но от партии к партии возможность полного сосредоточения и внимания будет открываться и расти;
-
выработка характера – единственной целью партии является победа над противником, поэтому волевая борьба неизбежна. Поиск лучшего пути решения, умение отразить внезапную атаку, возможность сохранить хладнокровие в самые критические этапы партии и продолжить сражение – все это закаляет и формирует характер; -
развитие целеустремленности – любой план на время игры имеет свою цель, к которой стремятся оба участника. Шахматы учат Вас достигать намеченных целей, встречая сопротивление противника. Шахматы позволяют участникам научиться находить самые краткие пути достижения желаемого, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты игры; -
повышение обучаемости – никому не нравится проигрывать в игре, поэтому рано или поздно человек обратится к дополнительным материалам в книгах или интернете. Но это далеко не все, ведь в учебниках дается поверхностный обзор и рекомендации. Человеку
необходимо самостоятельно проанализировать полученные данные и научиться их применять в различных партиях. Используя рекомендации в каждой уникальной партии;
-
развитие творческих задатков – человек, практикующий игру в шахматы, достаточно часто испытывает прилив вдохновения. Это является парадоксальным явлением, ведь шахматы – это интеллектуальная игра. Несмотря на это, она способна развивать творческие навыки и нестандартное мышление; -
системное мышление – многие люди не умеют мыслить организовано. Шахматы приучают человека к дисциплине, учат выстраивать логические цепочки ходов с учетом имеющихся обстоятельств. Шахматы так же способны выводить игроков за очерченные рамки, раздвигать горизонты и проделывать сложные комбинированные ходы.
В современном динамичном мире, наполненном высокими технологиями, умение думать на далекую перспективу и грамотно использовать ресурсы при движении к ней – чуть ли не самое главное качество человека будущего.
Есть и еще один, менее заметный фактор. Шахматный спорт тренирует главную "мышцу" – мозг, поэтому ребенок раньше других приобретает умение преобразовывать первобытные физические конфликты в интеллектуальные. Шахматы сегодня – это одна из моделей борьбы, где возможны либо победа, либо поражение, либо временный компромисс. Навык выигрывать и проигрывать правильно, обязательно учась и делая выводы, воспитывает в ребенке здоровое отношение к поражению и дух целеполагания.
2.6. Немного о себе
Свою шахматную карьеру я начала в 6 лет, когда пошла в 1 класс. С тех пор прошло почти 4 года. Я участвовала во множестве турниров разного уровня: местных, областных, Всероссийских. Побывала в таких красивых городах как: Екатеринбург, Казань, Челябинск, Суздаль. Проехала всю Свердловскую область от Карпинска до Каменск-Уральского. На сегодняшний день имею 2 спортивный разряд, титул чемпионки области, призера Всероссийских соревнований и победителя Кубка России по быстрым шахматам. В моей копилке более 90 наград. На этом я останавливаться не планирую, впереди много не покоренных вершин, новые турниры, выполнение разрядов. Ближайшая цель, выполнить 1 спортивный разряд, для этого я упорно тренируюсь.
3. Выводы:
На основании полученных мной сведений можно сделать вывод, что шахматы являются смесью: науки, спорта, искусства и игры. И в своей работе я доказала, что в шахматах присутствуют все эти элементы. Каждый профессиональный шахматист или любитель шахмат определяет сам в силу склонности своего характера, знаний, чем для него являются шахматы. Например, для одних основная черта шахмат - это соревнование, спорт, для других – искусство, красота этой увлекательной игры. В процессе работы я сформировала свое отношение к вопросу: «Что же такое шахматы – спорт, наука, искусство или игра?» Для меня шахматы – это, прежде всего игра, которая объединяет людей всего мира и не зависит от национальности, религии, языка на котором ты говоришь. Игра в шахматы доступна каждому человеку, необходимо лишь желание научиться. Для шахмат ничего другого не нужно, кроме фигур и доски, не надо больших арен, обширных площадок, каких-либо особенных климатических условий как в других видах спорта. Я много раз наблюдала, как игра за шахматной доской сближает людей, потому что здесь они говорят на одном языке - на языке шахмат.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что шахматы – это игра с тысячелетней историей, которая не теряет своей популярности даже в век расцвета компьютерных технологий. У нее миллионы поклонников по всему миру. Одним из главных достоинств шахмат является развитие интеллектуальных способностей. Процесс игры заставляет работать сразу два полушария мозга, поэтому они развиваются гармонично и слаженно.
Шахматы – это элитарная игра, которую обожали многие политические деятели, ученые, писатели, творческие люди из разных эпох. Она по праву называется одной из древнейших игр человечества. Упоминание о шахматах можно найти в источниках полутора тысячелетней давности. Наш мозг получает бесценную интеллектуальную подпитку, совершенствуется и развивается во время игры в шахматы. Играя в шахматы, можно приобрести ряд очень ценных качеств, полезных в жизни. Шахматы делают человека мудрее, дальновиднее, помогают человеку оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько шагов вперед. Во время партии человек одновременно использует и логическое, и абстрактное мышление. Игрок продумывает исход партии, составляет последовательность ходов, строит грамотные цепочки событий. Игрок принимает во внимание возможные ходы противника, строит партию на основе смоделированных ситуаций.
Также в процессе игры активно используется оперативная и долговременная память. Человек стимулирует мнемические процессы. Шахматы основаны на цифровой, визуальной и цветовой стимульной информации, которую человеческий мозг должен обрабатывать единовременно. Естественно, что такая нагрузка положительно сказывается на интеллектуальных способностях. Хороший шахматист должен уметь составлять правильные прогнозы, ориентироваться в исходах игры, предугадывать ходы противника. Более того, игрок учится принимать решения быстро, учитывать их последствия. Приобретение этих навыков – неоценимая польза шахмат. Если на начальном этапе привить любовь к этой игре, то это положительно скажется на интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Дети учатся логически мыслить, концентрироваться, запоминать информацию. Более того, игра в шахматы развивает у них волю к победе, твердость характера и эмоциональную устойчивость. Проигрыш партии – это тоже важный элемент воспитания. Ребенок учится проигрывать, анализировать собственные ошибки, приобретать неоценимый опыт. Умение достойно пережить проигрыш и извлечь из него выгоду – важная черта характера, которую можно приобрести во время игры в шахматы.
В нашей школе учится много ребят, которым шахматы помогают в учёбе. А некоторым эта игра помогает быть успешными и в других аспектах. Благодаря шахматам многие люди стали известными на весь мир.
Список литературы
1.Авербах Ю., Бейлин М., «Путешествие в шахматное королевство».- М.: Физкультура и спорт, 1972
2.Каспаров Г.К.Мои великие предшественники. Т2.»От Эйве до Таля».-М.,РИПОЛ КЛАССИК, 2004.
3.Каспаров Г.К.Мои великие предшественники. Т3.» От Петросяна до Карпова».-М., РИПОЛ КЛАССИК, 2004.
4.Котов А. А. Тайны мышления шахматиста. – М.: ФиС, 1970.
5.Перушина Н.М. «Шахматный учебник для детей». – М.: Феникс, 2017
6. Пожарский В.П. «Шахматы. Путь к мастерству».- С.-П.:2015г
Интернет-ресурсы:
Статья «5 шагов к успеху в шахматах» https://xchess.ru/5-shagov-k-uspekhu-v-shakhmatakh.html
Задачи по шахматам. http://shahmaty.info/chess-puzzle/
Приложение № 1
Журнал по шахмтам для одноклассников Несколько уроков успеха!
Тема "Правила дебютной борьбы"
Дебют – начальная стадия шахматной партии, основной целью которой является мобилизация боевых сил. В большинстве случаев предполагается, что основное сражение в шахматной партии разгорается в миттельшпиле, когда фигуры уже развиты и вступают в боевой и конфликтный контакт.
Принято считать, что средняя продолжительность дебютной стадии, как стадии мобилизации, составляет 10-15 ходов. В течении этого короткого времени обе стороны располагают гигантским числом возможностей. Для того чтобы систематизировать их, была выработана определенная «система управления». Ведь борьба в шахматной партии с первых ходов подчинена внутренним логическим закономерностям. Знание их позволяет шахматисту, подобно радиолокатору, отсеивать плохие ходы и варианты, и четко ограничивать круг возможностей, которые целесообразно обдумывать.
-
борьба в дебюте развертывается прежде всего в центре; -
в дебюте очень важно достичь перевеса в развитии. Время (темпы) – важнейший фактор дебютной борьбы. Опасно гнаться за выигрышем материала в ущерб быстрому
развитию;
-
уже в ранней дебютной стадии могут возникнуть комбинационные мотивы. В таких случаях исход партии очень быстро решают тактические удары, -
последствия дебютной игры самым непосредственным образом влияют на характер и содержание миттельшпильной борьбы. Очень важно при переходе в миттельшпиль получить гармоническое взаимодействие боевых сил.
Тема "Правила дебютной борьбы"
НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
Принципы игры в дебюте были познаны и сформулированы почти 150 лет назад. Этому предшествовал длительный период накопления практического опыта. В старину общее внимание было приковано к разработке открытых дебютов и гамбитов. Здесь уже в ранней стадии партии главным было стремление к быстрому вскрытию игры в центре, инициативе, атаке на короля противника. В подобных ситуациях стремление к инициативе выражалось весьма прямолинейно: партнеры, словно по молчаливому соглашению, с большим рвением и энергией вступали в жаркую схватку. Принять жертву, даже подвергаясь большому риску, считалось делом чести. Методы защиты отставали от разработки методов атаки.
Вот несколько примеров такого рода. Они взяты из партий великого представителя романтической школы А. Андерсена.
Тема "Различие флангов"
Помимо различия между центром и периферией существует также различие между флангами – королевским и ферзевым. Борьба на флангах уже в дебютной стадии партии может приниматъ разнообразные очертания.
Можно сделать вывод, что в дебюте легче завязать оживленную, а порой и форсированную игру на королевском фланге. Борьба на ферзевом фланге носит, как правило, неторопливый, подготовительный характер. Думается, что именно это повлияло на исторический процесс развития дебютной теории. Не только закрытые начала, но и системы с замкнутым центром в открытых дебютах, где борьба завязывается в первую очередь на ферзевом фланге, стали разрабатываться гораздо позже. В ранней стадии борьбы сравнительно редко судьба партии решается атакой на ферзевом фланге. И все же именно ферзевый фланг часто становится ареной главного сражения в дебюте. И порой одна из сторон довольно быстро, когда еще мобилизация далеко не завершена, переносит тяжесть удара из центра на ферзевый фланг, добиваясь здесь значительного перевеса. Заметим, что такая ситуация весьма характерна для современной дебютной стратегии.
Тема "Ловушки в дебюте"
Трюки и ловушки неизменно завораживали любителей шахмат на протяжении всей истории нашей древней игры. Комбинации, сочетающие точный расчет и воображение, не только красивы, но еще и очень опасны для тех, кто позволяет застать себя врасплох.
-
Мат Легаля -
Ловушка Кембридж-Спрингс -
Ловушка Ласкера -
Ловушка Рубинштейна -
Сибирская ловушка