Файл: Применение беспилотных авиационных систем (бас) для спасения людей на акваториях продолжает оставаться актуальной, поскольку жизнь человека связана с акваториями, а, значит, будут актуальны его поиск и спасение. И таких примеров на сегодняшний день немало.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В зависимости от обстановки на БВС дополнительно могут устанавливаться приборы радиационной или химической разведки, и т.п.
3.Особенности применения БАС при проведении аварийно-спасательных и поисково - спасательных работ на акваториях
Аварийно-спасательные (АСР) и поисково - спасательные (ПСР) работы на акваториях должны быть направлены на:
-
поиск и спасение людей, терпящих бедствие при аварии морского (речного) объекта; -
поиск и спасение людей, терпящих бедствие при аварии воздушного объекта (самолет, вертолет); -
поиск и спасение населения, оказавшегося в зоне ЧС, вызванной опасными гидрологическими явлениями: наводнением, половодьем, паводком и т.д.
При проведении АСР на акваториях должны быть выполнены следующие основные мероприятия:
- поиск пострадавших и населения в зоне ЧС;
- спасение пострадавших и населения;
- оказание медицинской помощи пострадавшим и населению;
- эвакуация пострадавших и населения из зоны ЧС.
С помощью БАС можно решить следующие из них:
-
поиск пострадавших и населения в зоне ЧС; -
доставка спасательных средств; -
доставка средств связи; -
доставка медикаментов.
Особенностями применения БАС при проведении аварийно-спасательных и поисково - спасательных работ на акваториях являются:
-
большое пространство акватории; -
безориентирное пространство акватории; -
в связи с этим увеличенное время поиска.
Основными задачами расчётов БАС при проведении АСР и ПСР
будут являются:
-
облет БВС объектов ЧС с целью определения их границ, масштабов, направлений и скорости распространения аварий;
-
инженерная разведка районов наводнений, паводков и др. подобных ЧС; -
обнаружение и мониторинг ледовых заторов и разлива рек; -
мониторинг водных акваторий и береговой линии, определение границ разлива нефти и нефтепродуктов на водной поверхности и направления движения (распространения) нефтяного пятна; -
мониторинг зон с терпящими бедствие воздушными, морскими и речными судами и другими транспортными средствами; -
определение точных координат районов ЧС и пострадавших объектов; -
разведка маршрутов движения сил и средств участников предстоящих АСР; -
проведение поиска в местах возможного нахождения; -
проведение поиска пострадавших (терпящих бедствие) на разрушенных объектах (нефте- и газодобывающих морских скважинах), терпящих бедствие судах, приводнившихся летательных аппаратах, определение их координат с немедленной передачей соответствующей информации руководству штаба по ликвидации ЧС; -
доставка малогабаритных специальных грузов и средств, медикаментов в зоны ЧС; -
сопровождение групп АСР и ПСР и др.
При поиске с использованием видеокамер целесообразно выполнять полет:
-
на БВС самолетного типа на высоте не выше 500 – 600 м; -
на БВС вертолетного типа – на высоте 200 – 300 м
над водной поверхностью.
Высота полета может быть изменена в зависимости от:
-
особенностей района поиска; -
метеорологических условий, уровня подготовки операторов и дальности обнаружения объектов в условиях фактической метеовидимости.
Следует учитывать дальность визуального обнаружения объектов с БВС:
Объект наблюдения | Время года (суток) | Высота полета, м | Дальность обнаружения, км |
Один человек (группа людей) Самолет (вертолет) | Зимой Летом Зимой и летом | 200 200 200 | 1,6- 1.8 1,0- 1,4 2-4 |
Костер Мигающий фонарь | Ночью Ночью | 300 300 | 8- 12 2-4 |
Особенностями при выполнении АСР и ПСР несколькими БВС могут являться:
-
в целях тщательного просмотра акваторий разведку следует осуществлять неоднократным пролетом участка с разных направлений; -
расстояние между маршрутами осмотра акватории должно быть не более двух высот полета.
4. Способы поиска людей на акваториях с помощью
беспилотной авиации
Выполнение полетов в ночных условиях
Выполнение задачи в ночных условиях:
-
ограниченные возможностями ведения визуальной ориентировки вследствие ухудшенной видимости; -
значительную часть полета оператор контролирует пространственное положение БВС по монитору, т.к. оптико-электронные средства (ОЭС) БВС не позволяют в безлунную ночь видеть естественный горизонт, а также в связи с отсутствием необходимых ориентиров на водной поверхности; -
ночью визуальная ориентировка в большинстве случаев возможна только по редким световым ориентирам (при их наличии); -
в лунную ночь ведение визуальной ориентировки не представляет особой трудности; -
трудность глазомерного определения расстояний до возможных световых ориентиров: в ночном полете расстояние до световых ориентиров скрадывается, что приводит подчас оператора в заблуждение относительно истинного удаления ориентира; -
трудность наблюдения за состоянием погоды и ее изменением; -
в безлунную ночь БВС может неожиданно войти в облака вследствие невозможности их обнаружения даже с близкого расстояния; -
при полете над акваторией очень трудно установить наличие дымки (тумана) под БВС.
При подготовке к ночному полету необходимо:
-
изучить маршрут полета, возможные световые и естественные (береговые) ориентиры; -
метеорологические условия и возможности образования опасных метеоявлений; -
при расчете полета, кроме выполнения общеустановленных расчетов, оператор обязан определить моменты наступления рассвета и темноты, а также время и место встречи БВС с темнотой или рассветом; -
определить время восхода и захода луны.
Условия ночи усложняют контроль со стороны оператора за выдерживанием заданного режима полета БВС.
Выполнение полетов на малых высотах
Полеты БВС на малых высотах имеют свои особенности выполнения. Полетами на малых высотах называются полеты, выполняемые на высотах до 1000 м над водной поверхностью.
Такие полеты могут быть учебными и вынужденными (по различным причинам).
Полёты БВС на малых высотах характеризуются следующими условиями:
-
ограниченностью обзора акватории, видимой с использованием ОЭС БВС, что не позволяет наблюдать удаленные ориентиры (небольшие острова, береговую черту, береговые маяки и возможные другие), так как дальность видимости их с малых высот невелика; -
большой угловой скоростью перемещения возможных ориентиров сокращает время на их опознавание и затрудняет визуальную ориентировку; это время зависит от высоты и скорости полета; -
опознаванием возможных ориентиров на мониторе при полетах на малых высотах усложняется также и тем, что ориентиры (например, небольшие острова) наблюдаются не так, как они изображены на карте, а в перспективе;
Время наблюдения возможных ориентиров в поле видимости
при полетах на малых высотах
Скорость полета, км/ч | Время наблюдения (сек) ориентиров с высоты полета (м) | |||||
100 | 200 | 300 | 400 | 500 | 600 | |
400 | 6 | 13 | 19 | 25 | 31 | 38 |
600 | 4 | 8 | 13 | 17 | 21 | 25 |
900 | 3 | 6 | 8 | 11 | 14 | 17 |
-
уменьшением дальности действия радиотехнических средств (возможности информационно-командного обмена между оператором и БВС) и видимости светотехнических средств с помощью ОЭС БВС; -
трудностью для оператора одновременно управлять БВС в ручном режиме и постоянно вести наблюдение за возможными ориентирами на водной поверхности; -
сокращением дальности и продолжительности полета из-за большого расхода заряда аккумуляторов; -
необходимостью соблюдения оператором всех правил безопасности полетов и проявления максимума осмотрительности с использованием ОЭС БВС.
При подготовке к полету БВС на малых высотах необходимо:
1. Выбрать маршрут (если он не определен заданием) с таким расчетом, чтобы он по возможности проходил через опознаваемые возможные контрольные ориентиры.
2. Тщательно изучить возможные ориентиры по маршруту (береговую черту, острова, береговые маяки) и особенно характерные признаки возможных контрольных ориентиров, чтобы можно было распознавать их без карты.
3. Изучить маршрут полета.
4. Выбрать высоту полета.
5. При обнаружении терпящих бедствие людей необходимо определить и зафиксировать:
-
время обнаружения и координаты потерпевших бедствие; -
наблюдаемое состояние и положение потерпевших бедствие; -
информацию, подаваемую потерпевшими бедствие с помощью визуальных сигналов; -
фактическую погоду в районе бедствия; -
данные о состоянии водной поверхности (волнении моря, ледовой обстановке), на которой находятся аварийные объекты и люди, потерпевшие бедствие; -
меры, которые уже были предприняты для оказания помощи (десантирование спасательно-поисковой группы, выброска аварийно-спасательного имущества и снаряжения и т.д.).
Способы поиска аварийных объектов и потерпевших бедствие
1. Поиск способом «Гребенка».
Применяется в целях просмотра большей площади в минимальное время при наличии достаточного количества поисковых БВС.
Способ «Гребенка» заключается в одновременном обследовании района поиска группой БВС путем совместного полета по параллельным прямолинейным маршрутам на интервалах по фронту, составляющих примерно 75% дальности действия оптико-электронной поисковой аппаратуры.
Поиск способом «Гребенка»:
1– левый пеленг 2 – клин 3 – правый пеленг
Интервал между поисковыми БВС d равен ширине полосы обследования. Строй поисковых БВС выбирается в зависимости от схемы полета:
- если требуется полет по заданному маршруту, то выбирается клин (2);
-левый пеленг (1) выбирается, если при смене галса выполняется левый разворот,
-правый пеленг (3), если при смене галса выполняется правый разворот.
2. Поиск способом «Параллельное галсирование» (от слова галс – отрезок пути БВС от поворота до поворота).
Применяется при недостаточном количестве выделенных для поиска БВС и потребности обследования значительной площади. При этом способе район поиска может быть разделен на несколько участков поиска (полос), которые просматриваются одновременно несколькими одиночными БВС или последовательно одним БВС. Поиск должен начинаться с участка (полосы) наиболее вероятного местонахождения аварийных объектов или потерпевших бедствие.
Выполняя визуальный поиск, оператор при построении маршрута должен обеспечить сплошной просмотр заданного района поиска с перекрытием в 25 %, для чего выдерживаются следующие расстояния между галсами: над открытой местностью (акваторией) – 2 км.
Рекомендуемая длина галсов – 10-20 км. Интервал между полосами обследования берется равным половине расстояния между галсами.
Принципиально возможным является одновременное обследование двух и более полос района поиска БВС способом «Параллельное галсирование».
Однако применительно к использованию БВС этот способ затруднителен, так как в настоящее время (при отсутствии внедрённых программ группового управления БВС) требуется строгая синхронизация работы операторов.
Для сокращения количества разворотов прямолинейные участки галсов целесообразно ориентировать вдоль полос обследования.
Поиск способом «Параллельное галсирование» одиночным БВС (ИПМП - исходный пункт маршрута поиска; КПМП - конечный пункт маршрута поиска):
Обследование двух полос района поиска одновременно двумя БВС способом «Параллельное галсирование» (ИПМП – исходный пункт маршрута поиска, КПМП - конечный пункт маршрута поиска ):
3. Поиск способом «Расширяющийся квадрат»
Применяется, как правило, при наличии данных о месте бедствия (аварии, катастрофы).
Процесс поиска состоит в обследовании одиночным БВС района вокруг известной точки, в котором предполагается нахождение потерпевших бедствие.