Файл: Решающая роль в реализации данных направлений принадлежит педагогическим коллективам образовательных учреждений.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Инновационная деятельность в образовательной практике в настоящее время многогранно изучается. Это связано с рядом факторов, среди которых отметим поиск руководящими органами образования и образовательными учреждениями путей реализации основных направлений реформирования российского образования, поиск новых путей достижения качества образования, разработку и реализацию комплексно-целевых программ развития образовательных учреждений и др.
Решающая роль в реализации данных направлений принадлежит педагогическим коллективам образовательных учреждений.
Инновационная деятельность – деятельность по созданию и освоению конкретных новшеств, затрагивающих все сферы их жизнедеятельности.
Под инновационным потенциалом педагогического коллектива в науке понимается «его способность к саморазвитию и реализации в сфере образования инновационных идей, проектов и технологий». Развивая данное понятие, считаем, что существующие характеристики инновационного потенциала педагогического коллектива можно дополнить следующими понятиями: способностью создавать и воспринимать новшества, а также своевременным отказом от устаревшего, педагогически нецелесообразного.
На основании собственного опыта и анализа специальной литературы мы считаем целесообразным выделение трех уровней инновационного потенциала педагогического коллектива:
-
низкий уровень – коллектив не способен разрабатывать и адаптировать у себя известные новшества, способствующие и развивающие воспитательную систему образовательного учреждения. Возможны лишь единичные, частные, так называемые «локальные» (Т.М.Ковалева) новшества на индивидуальном педагогическом уровне; -
средний уровень – педагогический коллектив способен не только адаптировать у себя известные новшества, но также их комбинировать, приводя тем самым к изменению отдельные блоки воспитательной системы; -
высокий уровень – педагогический коллектив сам способен разрабатывать новшества и экспериментально их проверять. При этом разрабатываемые или применяемые новшества могут приводить к изменению всей воспитательной системы образовательного учреждения в целом.
Обозначенные уровни инновационного потенциала педагогического коллектива существенным образом зависят от управления им, уровня квалификации и профессиональной подготовки членов педагогического коллектива, особенностей ближайшего социального окружения,
сформированности социального заказа, участия общественности в процессе управления образовательным учреждением.
С целью развития инновационной деятельности, совершенствования информационно-методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса методическим кабинетом были определены этапы и план действий по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива МБОУДОД «ЦДО». Для определения уровня творческого потенциала педагогов были разработаны критерии и показатели определения инновационного потенциала педагогического коллектива. Результатами его реализации в практике учреждения являются:
-
на подготовительном этапе – мотивационная готовность педагогов к освоению новшеств; -
на организационном этапе – теоретическая готовность; -
на практическом этапе – практическая готовность; -
на контрольно-оценочном этапе – достижение согласования между желаемым и реальным уровнем ИППК.
Для определения уровня творческого потенциала педагогов МБОУДОД «ЦДО» была проведена диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива:
-
Информационная готовность педагога; -
Мотивационная готовность педагога к освоению новшеств; -
Антиинновационные барьеры, препятствующие освоению инноваций; -
Уровень новаторства педагога; -
Способности к самообразованию; -
Самооценка уровня компьютерной грамотности;
владение:
-
периферийным оборудованием; -
интернетом (электронная почта, поиск и скачивание информации, социальные сети); -
программным обеспечением (MS Word, MS Excel, MS Power Point, MS Picture Manager, MS Access, MS Movie Maker, CorelDRAW, Adobe Photoshop и др.)
I. Подготовительный этап по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива (2022-2023 уч. г.)
Целью этого этапа является обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.
Деятельность на данном этапе предполагает:
-
Диагностику уровня инновационного потенциала педагогического коллектива; -
Создание информационного поля:
-
формирование банка новшеств в сфере дополнительного образования проведение психолого-педагогических семинаров по актуальным проблемам; -
обеспечение педагогов литературой.
Установление связей с наукой, привлечение ученых в качестве научных руководителей и консультантов;
Выявление потребностей в инновациях, определение их типа;
Выбор педагогами новшеств в соответствии со своими потребностями и с учетом интересов и склонностей обучающихся;
Прогнозирование возможных отклонений от цели, нежелательных препятствий и последствий;
Создание мотивации на достижение успеха.
Результаты исследования показали, что 39 % педагогов находятся на высоком уровне информационной готовности – получают информацию из различных источников (семинарах, средств массовой информации, специальной литературы, общения с коллегами и т.д.). Информационная готовность педагогического коллектива остается на низком уровне (56 % педагогов), потому что педагоги получают информацию об инновациях на совещаниях и семинарах либо из общения с коллегами. Из этого следует, что необходимо работать на расширение информационного поля.
Ведущими мотивациями педагогического коллектива в освоении новшеств являются: мотивация саморазвития – 45 %, мотивация познания – 41 %. Это значит, что педагоги стремятся к личностному и профессиональному росту, испытывают потребность к новому знанию, проверке на практике полученных знаний о новшествах в рамках своей профессии, в новизне, обновлении, смене обстановки, потребности в контактах с новыми и интересными людьми. Мотивация престижа выявлена у 10 % педагогов, что говорит об их стремлении быть замеченными и по достоинству оцененными. Узкая социальная мотивация выявлена у 4 % педагогов.
Результаты исследования показали, что 35 % педагогов (группа А) воспринимают новшества первыми, постоянно ими интересуются, смело их внедряют и могут идти на риск. 41 % педагогов (группа В) интересуются новшествами, но рассчитывают целесообразность нововведения. Педагоги считают, что новшества следует внедрять, если для этого созданы соответствующие условия. Группы Д и Е показали по 12 % педагогов. Это те педагоги, которые последними осваивают новшества и сомневаются в новаторах и инициаторах нововведений.
Высокий уровень инновационных барьеров присущ всего 13 % педагогов, со средним уровнем инновационных барьеров оказалось 47 % педагогов и низким уровнем – 40 % педагогов. Ведущими барьерами в педагогическом коллективе ЦДОД являются: большая педагогическая нагрузка, отсутствие материальных стимулов и приверженность традиционным формам обучения. Самообразование – основа профессионального роста современного педагога. Тест «Ваши способности к самообразованию» позволил охарактеризовать способности педагогов к самообразованию и самовоспитанию.
Подавляющее большинство педагогов имеют способности к саморазвитию и довольно высоко оценивают свой уровень развития способностей.
28 % – очень высокий уровень развития способностей; 24 % высокий; 42 % выше среднего; 28 % средний; и всего 6 % ниже среднего.
Результаты самооценки уровня компьютерной грамотности педагогов показали, что 99 % педагогов владеют периферийным оборудованием, педагоги не только умеют пользоваться интернетом, но умеют организовать работу по поиску и применению необходимой информации. Педагоги владеют основным программным обеспечением. Сложнее обстоят дела с использованием программ, которые требуют дополнительного обучения.
84 % педагогов используют компьютер для работы ежедневно, 8 % несколько раз в неделю, 2-3 раза в неделю. Нет таких педагогов, которые вообще не пользуются компьютером.
II. Организационный этап по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива (2022-2023уч. г.)
Целью этого этапа усиление мотивационной готовности, обеспечение теоретической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.
Содержание деятельности методического отдела:
-
Создание временных творческих коллективов по внедрению проектного метода обучения. -
Пополнение педагогами базовых научных и методических знаний (продолжение работы психолого-педагогических семинаров). -
Развитие исследовательских умений педагогов (организация постоянно действующего МО «Профориентация и исследовательская деятельность»). -
Разработка положения о стимулировании труда педагогических работников учреждения. -
Организация круглых столов, защит образовательных программ, творческих отчетов и т. д.
III. Практический этап (2022-2023 уч. г.)
Практический этап предполагает обеспечение практической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.
Содержание деятельности педагогического коллектива:
-
Промежуточная диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива. -
Совершенствование системы научно-методической работы, организация ее на трех уровнях:
-
первый – традиционная деятельность методических объединений; -
второй – временные творческие коллективы; -
третий – постоянно действующий практический семинар по информационно-коммуникационным технологиям.
Изменение характера взаимодействия педагогов с учеными. Теоретический семинар «Технология обобщения и диссеминации инновационного опыта педагогов». Индивидуальные и групповые консультации.
Изменение характера нововведений: участие в реализации ФГОС НОО в части внеурочной деятельности.
Разработка педагогами авторских программ, программно-методических комплектов.
Активное участие педагогов в методической работе на разных уровнях:
-
работа в составе творческих коллективов; -
работа в составе проблемно-практических групп; -
участие в работе научно-практических конференций; -
обобщение опыта своей работы в виде публикаций; -
участие в выставках материалов педагогического опыта.
IV. Контрольно-оценочный этап, который будет осуществлён в 2022-2023 уч. году.
Целью этого этапа является выявление рассогласования между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива.
-
Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.
Оценка в системе показателей:
-
восприимчивость педагогов к новому; -
подготовленность к освоению новшеств; -
степень новаторства педагогического коллектива; -
степень творческой активности; -
развитость коммуникативных связей.
-
Установление причин рассогласования между желаемыми и реальными уровнями инновационных потенциалов. -
Составление программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию инновационного потенциала.
Эффективность деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала будет достигнута, если конструировать ее как динамический процесс, характеризующийся преемственностью его этапов в соответствии с содержанием, формами и методами работы, нацеленными на развитие ИППК:
-
последовательно развивать восприимчивость педагогов к новшествам, обеспечивать их подготовленность к освоению новшеств; -
повышать уровень новаторства и творческой активности педагогов в коллективе; -
обеспечивать психолого-педагогические и организационно-педагогические условия развития МБОУДОД»ЦДО»
Приложение 1
Критерии и показатели определения инновационного потенциала педагогического коллектива учреждения