Файл: Решающая роль в реализации данных направлений принадлежит педагогическим коллективам образовательных учреждений.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инновационная деятельность в образовательной практике в настоящее время многогранно изучается. Это связано с рядом факторов, среди которых отметим поиск руководящими органами образования и образовательными учреждениями путей реализации основных направлений реформирования российского образования, поиск новых путей достижения качества образования, разработку и реализацию комплексно-целевых программ развития образовательных учреждений и др.

Решающая роль в реализации данных направлений принадлежит педагогическим коллективам образовательных учреждений.

Инновационная деятельность – деятельность по созданию и освоению конкретных новшеств, затрагивающих все сферы их жизнедеятельности.

Под инновационным потенциалом педагогического коллектива в науке понимается «его способность к саморазвитию и реализации в сфере образования инновационных идей, проектов и технологий». Развивая данное понятие, считаем, что существующие характеристики инновационного потенциала педагогического коллектива можно дополнить следующими понятиями: способностью создавать и воспринимать новшества, а также своевременным отказом от устаревшего, педагогически нецелесообразного.

На основании собственного опыта и анализа специальной литературы мы считаем целесообразным выделение трех уровней инновационного потенциала педагогического коллектива:

  • низкий уровень – коллектив не способен разрабатывать и адаптировать у себя известные новшества, способствующие и развивающие воспитательную систему образовательного учреждения. Возможны лишь единичные, частные, так называемые «локальные» (Т.М.Ковалева) новшества на индивидуальном педагогическом уровне;

  • средний уровень – педагогический коллектив способен не только адаптировать у себя известные новшества, но также их комбинировать, приводя тем самым к изменению отдельные блоки воспитательной системы;

  • высокий уровень – педагогический коллектив сам способен разрабатывать новшества и экспериментально их проверять. При этом разрабатываемые или применяемые новшества могут приводить к изменению всей воспитательной системы образовательного учреждения в целом.

Обозначенные уровни инновационного потенциала педагогического коллектива существенным образом зависят от управления им, уровня квалификации и профессиональной подготовки членов педагогического коллектива, особенностей ближайшего социального окружения,
сформированности социального заказа, участия общественности в процессе управления образовательным учреждением.

С целью развития инновационной деятельности, совершенствования информационно-методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса методическим кабинетом были определены этапы и план действий по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива МБОУДОД «ЦДО». Для определения уровня творческого потенциала педагогов были разработаны критерии и показатели определения инновационного потенциала педагогического коллектива. Результатами его реализации в практике учреждения являются:

  • на подготовительном этапе – мотивационная готовность педагогов к освоению новшеств;

  • на организационном этапе – теоретическая готовность;

  • на практическом этапе – практическая готовность;

  • на контрольно-оценочном этапе – достижение согласования между желаемым и реальным уровнем ИППК.

Для определения уровня творческого потенциала педагогов МБОУДОД «ЦДО» была проведена диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива:

  1. Информационная готовность педагога;

  2. Мотивационная готовность педагога к освоению новшеств;

  3. Антиинновационные барьеры, препятствующие освоению инноваций;

  4. Уровень новаторства педагога;

  5. Способности к самообразованию;

  6. Самооценка уровня компьютерной грамотности;

владение:

  • периферийным оборудованием;

  • интернетом (электронная почта, поиск и скачивание информации, социальные сети);

  • программным обеспечением (MS Word, MS Excel, MS Power Point, MS Picture Manager, MS Access, MS Movie Maker, CorelDRAW, Adobe Photoshop и др.)

I. Подготовительный этап по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива (2022-2023 уч. г.)

Целью этого этапа является обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.

Деятельность на данном этапе предполагает:

  1. Диагностику уровня инновационного потенциала педагогического коллектива;

  2. Создание информационного поля:

  • формирование банка новшеств в сфере дополнительного образования проведение психолого-педагогических семинаров по актуальным проблемам;

  • обеспечение педагогов литературой.


  • Установление связей с наукой, привлечение ученых в качестве научных руководителей и консультантов;

  • Выявление потребностей в инновациях, определение их типа;

  • Выбор педагогами новшеств в соответствии со своими потребностями и с учетом интересов и склонностей обучающихся;

  • Прогнозирование возможных отклонений от цели, нежелательных препятствий и последствий;

  • Создание мотивации на достижение успеха.

    Результаты исследования показали, что 39 % педагогов находятся на высоком уровне информационной готовности – получают информацию из различных источников (семинарах, средств массовой информации, специальной литературы, общения с коллегами и т.д.). Информационная готовность педагогического коллектива остается на низком уровне (56 % педагогов), потому что педагоги получают информацию об инновациях на совещаниях и семинарах либо из общения с коллегами. Из этого следует, что необходимо работать на расширение информационного поля.

    Ведущими мотивациями педагогического коллектива в освоении новшеств являются: мотивация саморазвития – 45 %, мотивация познания – 41 %. Это значит, что педагоги стремятся к личностному и профессиональному росту, испытывают потребность к новому знанию, проверке на практике полученных знаний о новшествах в рамках своей профессии, в новизне, обновлении, смене обстановки, потребности в контактах с новыми и интересными людьми. Мотивация престижа выявлена у 10 % педагогов, что говорит об их стремлении быть замеченными и по достоинству оцененными. Узкая социальная мотивация выявлена у 4 % педагогов.

    Результаты исследования показали, что 35 % педагогов (группа А) воспринимают новшества первыми, постоянно ими интересуются, смело их внедряют и могут идти на риск. 41 % педагогов (группа В) интересуются новшествами, но рассчитывают целесообразность нововведения. Педагоги считают, что новшества следует внедрять, если для этого созданы соответствующие условия. Группы Д и Е показали по 12 % педагогов. Это те педагоги, которые последними осваивают новшества и сомневаются в новаторах и инициаторах нововведений.

    Высокий уровень инновационных барьеров присущ всего 13 % педагогов, со средним уровнем инновационных барьеров оказалось 47 % педагогов и низким уровнем – 40 % педагогов. Ведущими барьерами в педагогическом коллективе ЦДОД являются: большая педагогическая нагрузка, отсутствие материальных стимулов и приверженность традиционным формам обучения. Самообразование – основа профессионального роста современного педагога. Тест «Ваши способности к самообразованию» позволил охарактеризовать способности педагогов к самообразованию и самовоспитанию.


    Подавляющее большинство педагогов имеют способности к саморазвитию и довольно высоко оценивают свой уровень развития способностей.

    28 % – очень высокий уровень развития способностей; 24 % высокий; 42 % выше среднего; 28 % средний; и всего 6 % ниже среднего.

    Результаты самооценки уровня компьютерной грамотности педагогов показали, что 99 % педагогов владеют периферийным оборудованием, педагоги не только умеют пользоваться интернетом, но умеют организовать работу по поиску и применению необходимой информации. Педагоги владеют основным программным обеспечением. Сложнее обстоят дела с использованием программ, которые требуют дополнительного обучения.

    84 % педагогов используют компьютер для работы ежедневно, 8 % несколько раз в неделю, 2-3 раза в неделю. Нет таких педагогов, которые вообще не пользуются компьютером.

    II. Организационный этап по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива (2022-2023уч. г.)

    Целью этого этапа  усиление мотивационной готовности, обеспечение теоретической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.

    Содержание деятельности методического отдела:

    1. Создание временных творческих коллективов по внедрению проектного метода обучения.

    2. Пополнение педагогами базовых научных и методических знаний (продолжение работы психолого-педагогических семинаров).

    3. Развитие исследовательских умений педагогов (организация постоянно действующего МО «Профориентация и исследовательская деятельность»).

    4. Разработка положения о стимулировании труда педагогических работников учреждения.

    5. Организация круглых столов, защит образовательных программ, творческих отчетов и т. д.

    III. Практический этап (2022-2023 уч. г.)

    Практический этап предполагает обеспечение практической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.

    Содержание деятельности педагогического коллектива:

    1. Промежуточная диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.

    2. Совершенствование системы научно-методической работы, организация ее на трех уровнях:

    • первый – традиционная деятельность методических объединений;

    • второй – временные творческие коллективы;

    • третий – постоянно действующий практический семинар по информационно-коммуникационным технологиям.


  • Изменение характера взаимодействия педагогов с учеными. Теоретический семинар «Технология обобщения и диссеминации инновационного опыта педагогов». Индивидуальные и групповые консультации.

  • Изменение характера нововведений: участие в реализации ФГОС НОО в части внеурочной деятельности.

  • Разработка педагогами авторских программ, программно-методических комплектов.

  • Активное участие педагогов в методической работе на разных уровнях:

    • работа в составе творческих коллективов;

    • работа в составе проблемно-практических групп;

    • участие в работе научно-практических конференций;

    • обобщение опыта своей работы в виде публикаций;

    • участие в выставках материалов педагогического опыта.

    IV. Контрольно-оценочный этап, который будет осуществлён в 2022-2023 уч. году.

    Целью этого этапа является выявление рассогласования между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива.

    1. Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.

    Оценка в системе показателей:

    • восприимчивость педагогов к новому;

    • подготовленность к освоению новшеств;

    • степень новаторства педагогического коллектива;

    • степень творческой активности;

    • развитость коммуникативных связей.

    1. Установление причин рассогласования между желаемыми и реальными уровнями инновационных потенциалов.

    2. Составление программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию инновационного потенциала.

    Эффективность деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала будет достигнута, если конструировать ее как динамический процесс, характеризующийся преемственностью его этапов в соответствии с содержанием, формами и методами работы, нацеленными на развитие ИППК:

    • последовательно развивать восприимчивость педагогов к новшествам, обеспечивать их подготовленность к освоению новшеств;

    • повышать уровень новаторства и творческой активности педагогов в коллективе;

    • обеспечивать психолого-педагогические и организационно-педагогические условия развития МБОУДОД»ЦДО»

    Приложение 1

    Критерии и показатели определения инновационного потенциала педагогического коллектива учреждения