Файл: Дисциплина Теоретические и методические основы взаимодействия учителя с родителями (лицами, их заменяющими) Практическое занятие 1 Обучающийся Новицкая Александра Евгеньевна Преподаватель Гладнева Светлана Геннадьевна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Теоретические и методические основы взаимодействия учителя с родителями (лицами, их заменяющими)
Практическое занятие № 1
Выполнил:
Обучающийся Новицкая Александра Евгеньевна
Преподаватель:
Гладнева Светлана Геннадьевна
Задание 1.
Как Вы оцениваете в этой ситуации действия родителя и директора школы?
Родитель повел себя необдуманно, у него сформировано представление что у ребенка всегда плохо все в школе, ему даже не интересны нюансы, ребенок просто виноват в его глазах.
Директор школы я считаю должен уведомлять родителей о причине, по которой он их вызывает. Чтобы как минимум родитель мог оценить срочность вызова и не мучится в догадках что его там ждет: плохое или хорошее.
А как поступили бы Вы на месте родителя, директора школы?
На месте родителя обязательно поинтересовалась у директора о причине вызова в школу, пообщалась с ребенком и сообщила ему о том, что меня вызывают.
На месте директора обязательно уведомила родителя о причине вызова.
Если бы Вы были классным руководителем мальчика, какие меры Вы бы предприняли в данной ситуации?
На месте классного руководителя нужно провести индивидуальную беседу с папой и индивидуальную беседу с учащимся. По результатам беседы можно было бы судить о необходимости психологов или других специалистов.
Задание 2.
• Никогда не употребляйте выражение «вызывать родителей в школу»! Всегда приглашайте их на разговор, и обязательно заранее. Не практикуйте ситуацию: «Чтобы завтра же родители были здесь!»
• Приглашая родителей в школу, спросите себя: чего я хочу достичь? Если просто выговориться, осудить действия ребенка или воспитательные методы родителей, то лучше воздержаться от такого шага.
• Во время разговора в присутствии ребенка помните: каким бы виноватым он не был, родители всегда (по крайней мере на людях) должны быть адвокатами своих детей.
• Не полагайтесь на слухи. Говорите только о точно известных фактах.
• Предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие.
• Заканчивая встречу с родителями, спросите себя: оправдались ли мои ожидания от этой встречи? С каким чувством родители идут домой? Как посмотрит на меня ученик завтра?
Прокомментируйте каждый пункт данных рекомендаций. Почему именно такие действия классного руководителя могут считаться педагогически целесообразными. Результаты работы оформите в таблице:
Рекомендации классному руководителю | Обоснование целесообразности рекомендаций |
1. Никогда не употребляйте выражение «вызывать родителей в школу»! Всегда приглашайте их на разговор, и обязательно заранее. Не практикуйте ситуацию: «Чтобы завтра же родители были здесь!» | Формулировка «Приглашение» содержит больше уважения к родителям. Оговаривая приглашение заранее, тем самым вы не ставите родителя в ситуацию когда нужно срочно «все бросать» и в школу. Нужно договаривать, у родителей есть своя работа и дела, чтобы встреча носила удобный характер для обоих сторон. |
2. Приглашая родителей в школу, спросите себя: чего я хочу достичь? Если просто выговориться, осудить действия ребенка или воспитательные методы родителей, то лучше воздержаться от такого шага. | С родителями нужно говорить конструктивно, понимая конечную цель разговора, так как эта цель возможное решение вопроса. Если внутри идут отрицательные импульсы по отношению к ребенку, то это просто эмоции. На эмоциях ничего не решить. |
3. Во время разговора в присутствии ребенка помните: каким бы виноватым он не был, родители всегда (по крайней мере на людях) должны быть адвокатами своих детей | Родитель для ребенка — это защита, опора, пример, надежность. Этих качеств родителя не нужно лишать во время разговора в присутствии ребенка. Морально это значило лишить его защиты, уронить авторитет родителя и возможно надломить их отношения. |
4. Не полагайтесь на слухи. Говорите только о точно известных фактах | Слухи — это субъективные суждения других, что по себе могут носить недостоверный характер, а достоверность в любом деле важна. |
5. Предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие | Возможные способы решения всегда должны подразумевать помощь ребенку. Насилие никак не связано с помощью. Родителей нужно настроить на позитивный лад, что все решаемо, что имеются пути решения и эти пути действенны и несут в себе многогранное решение вопроса. |
6. Заканчивая встречу с родителями, спросите себя: оправдались ли мои ожидания от этой встречи? С каким чувством родители идут домой? Как посмотрит на меня ученик завтра? | Проведение самоанализа после встречи с родителями очень важно. Любая встреча должна приносить продуктивный характер для всех участников. Поэтому для дальнейшей работы с родителями, необходимо делать анализ уже проделанной работы с ними, с учащимся. Как встреча может повлиять на дальнейшие взаимоотношения. |
Задание 3.
Вопросы и задания:
1. Проанализируйте представленный материал и определите ценность разработанного учителем плана-конспекта родительского собрания, опираясь на знания о сущности сотрудничества школы и семьи в правовом воспитании.
Автор плана-конспекта родительского собрания направил усилия на ознакомление родителей с основными положениями Конвенции о правах ребенка-главного документа по вопросам защиты детей во всем мире, в том числе нашей стране. В ходе собрания обсуждаются причины нарушения прав детей и пути их решения на конкретных жизненных ситуациях, а также разъясняется, что знание юридической основы отношений между взрослыми и детьми является признаком политической культуры каждого человека.
Данное родительское собрание отвечает основным рекомендациям по организации такого мероприятия.
Ценность этого родительского собрания значительна, т.к. оно активизирует педагогический всеобуч. Благодаря собранию родители преодолевают правовую неграмотность в вопросе прав ребенка и закрепленных законом обязанностей родителей, а также вырабатываются умения и навыки семейного воспитания.
Кроме этого, разработанное родительское собрание отвечает основным рекомендациям. Помимо монолога учителя, используется метод обсуждения, посредством которого родители могут высказать свою точку зрения по тому или иному вопросу.
2. Как Вы считаете, насколько родительские собрания эффективны в решении задач правового воспитания?
Взаимодействие школы и родителей имеет разные формы и проявления. Важную роль в углублении семейного воспитания играет создание системы педагогического всеобуча родителей. Но, к сожалению, родительские собрания сводятся к обсуждению результатов успеваемости и поведения учащихся, решению хозяйственных вопросов. У родителей много проблем и вопросов, и им необходима профессиональная помощь педагога.
Обучение родителей – это первый шаг к построению будущих родительских объединений, сообществ детей и родителей на основе их совместной деятельности. Многие родители не всегда могут прийти на родительские собрания. Не потому, что им не нужно, а в силу своей занятости по работе или сложившихся обстоятельств. Для таких случаев можно использовать сайт школы. Размещать на школьном сайте виртуальный всеобуч для родителей, это удобно и экономит время. Еще одно из новых предложений – это разделение встреч с родителями в школе на две части.
Организация консультаций для родителей учеников в школе – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества школы и семьи. Большая часть родителей, которые не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями, как правило, в экстренных случаях: неуспеваемость ребенка, плохое поведение, конфликты с учителем. Задача школы на этом этапе – попытаться оказать семье не только информационно-педагогическую поддержку, но и эмоциональную. Многие конфликты удалось бы предотвратить на начальном этапе, если бы педагоги вовремя вспомнили о том, что существует еще одна функция в их деятельности – психотерапевтическая. Поэтому в школе организованы практикумы для педагогического коллектива, где обучают этому виду коммуникации. Не секрет, что родители учеников в основном люди занятые.
3. Какие формы сотрудничества школы и семьи предложили бы Вы? Обоснуйте свой ответ.
По мнению специалистов (Н. Е. Щуркова, Ф.П. Черноусова, Т.А. Стефановская), на сегодняшний день целесообразно рассматривать дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия школы с родителями. Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям одинаковые формы взаимодействия, в основном ориентироваться на потреб-ности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы и класса.
Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия:
Формы взаимодействия педагогов и родителей
коллективные | групповые | индивидуальные |
|
|
|
4. Если учитель обнаружит факты физического насилия ребенка в семье, как он должен поступить? Знание каких федеральных и международных нормативных документов поможет учителю защитить права ребенка?
Классный руководитель обязан сообщить о жестоком обращении с ребенком директору школы и в службы, занимающиеся защитой прав ребенка.
Но начинать нужно с выяснения ситуации. Если учитель заметил у ученика какие-то следы физического или психического насилия, он должен обязательно поговорить с ребенком и его родными.
Как правило, дети неохотно признаются в том, что родители жестоко обращаются с ними, поэтому, если ребенок объясняет обнаруженные у него телесные повреждения насилием со стороны родителей, этим объяснениям в большинстве случаев можно доверять. Однако иногда утверждения ребенка вызывают сомнения:
• ребенок рассказывает о насилии, однако соответствующие телесные повреждения у него отсутствуют;
• ребенок рассказывает о насилии, но при этом не проявляет страха перед родителями;
• ребенок стремится избежать наказания за проступок и просит учителя не сообщать о нем родителям (впрочем, такое поведение может свидетельствовать и о страхе перед физическим наказанием).
Кроме того, о ложности обвинений родителей свидетельствуют чрезмерно общий характер утверждений («отец меня постоянно бьет, жить с ним невозможно»), отсутствие эмоциональной реакции при рассказе, невозможность описания какого-либо конкретного случая (времени, места и характера действий), сходство рассказа ребенка с рассказами взрослых или с сюжетами популярных фильмов.
Следует обращать внимание на совпадение рассказа о событии ребенка и каждого из родителей. При выявлении противоречий необходимо установить их причину. Несовпадения в описании родителями обстоятельств события, которые они не могут объяснить, свидетельствуют о том, что травма была получена ребенком в результате физического насилия.
Родители часто отрицают, что имеющиеся у ребенка телесные повреждения являются следствием физического насилия. Однако не только родители-насильники склонны отрицать неслучайный характер травм. Нередко отрицают факты физического насилия сам ребенок, родитель, не применявший насилия, другие родственники. Такое отрицание может быть обусловлено искренним заблуждением, нежеланием замечать насилие, неумением правильно оценить ситуацию в семье, а также сознательной ложью. Ложь может быть вызвана страхом перед супругом-насильником, полной зависимостью от него, стремлением сохранить семью или собственное материальное благополучие.