Файл: Дисциплина Теоретические и методические основы взаимодействия учителя с родителями (лицами, их заменяющими) Практическое занятие 1 Обучающийся Новицкая Александра Евгеньевна Преподаватель Гладнева Светлана Геннадьевна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учитель не должен пытаться проводить настоящее расследование: это дело специализированных служб и организаций.
Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права.
Основная идея Конвекции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Ее положение сводятся к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвекция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребенка полноценной и полноправной личностью.
Учитель может руководствоваться статьей 19 «Защита от злоупотреблений», согласно которой государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия, отсутствия заботы и от плохого обращения со стороны родителей или других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.
Задание 4.
Правила взаимодействия классного руководителя с семьей | Содержание правил |
Действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. | Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических "должны", "обязаны" - исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга. |
Повышение уровня педагогической культуры родителей и их активности в воспитании. | Семья является первой ступенью в общественной жизни человека. С раннего возраста семья определяет сознание и формирует чувства ребенка. Идеалы родителей, их жизненные планы, опыт социального общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств растущего человека. Основой воспитательной деятельности родителей служит педагогическая культура. От ее уровня напрямую зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей. |
Педагогический такт со стороны классного руководителя, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. | Классный руководитель – лицо официальное. Но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании. |
Ориентация на успешное развитие личности младшего школьника. | Достижение успеха в жизни — это осознанная цель любого человека. Для успешной учёбы необходимо формировать мотивацию достижения, т.е. стремление ребёнка к достижениям, результатам в своей учебной деятельности. Развитие успешности как социального качества личности ребёнка определяет его субъектную позицию в учебно-воспитательном процессе: прилагает усилия для новых достижений, проявляет интерес к своим школьным успехам, а также успешность младшего школьника в учебной и внеурочной деятельности приводит к положительным результатам в общении со взрослыми |
Задание 5.
Ситуация 1.
Мама Коли уверена, что помогает сыну в выполнении домашних заданий. Мама сама активна и подчеркивает это: «Смотри, у меня все получается». Медлительность же Коли ее раздражает. Она в сердцах может сказать: «Ну, в кого ты у меня такой уродился?»
· Какой стиль общения матери с ребенком проявляется в этом случае?
Авторитарный стиль общения
· Дайте психологический анализ такому воспитанию мамы.
Высокая активность матери в сочетании с ее желанием помочь сыну воспринимается как поддержка ребенка. Но фактически происходит эмоциональное отвержение при полном отсутствии ориентации на внутреннее состояние сына.
В итоге ребенок боится мамы, ее наказаний. Здесь проявляется неправильное отношение матери и ребенка во всех сферах («отвержение»).
· Предположите, к каким последствиям приведет воспитание ребенка в таком стиле. Опишите последствия такого стиля воспитания как для ребенка, так и для матери.
В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», так как все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.
Характерными чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:
1 вариант - развитие слабой жизненной позиции:
- потеря чувства собственного достоинства;
- потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;
- потеря собственных желаний («чего же Яхочу?»).
2 вариант - развитие деспотической личности:
- ненависть к родителям;
- решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);
- грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;
- повышенная агрессивность и конфликтность.
Ситуация 2.
Мама Вани, активно помогает сыну выполнять домашние задания, поддерживает его интеллектуально и эмоционально, объясняет сыну задания. Но мама не стремится к телесным контактам, никогда не погладит сына по головке, она не занимается формированием личности ребенка.
· Как Вы думаете, какой стиль родительского общения сложился в данном случае между матерью и ребенком?
Попустительский стиль общения
· Предположите особенности развития ребенка при таком стиле детско-родительских отношений.
Ответственная помощь ребенку в выполнении домашних заданий в сочетании с безответственным отношением к личности формирующегося ребенка будет способствовать тому, что такие дети будут менее приспособлены, будут испытывать неуверенность. Не чувствуя уверенности в себе, они не сумеют справляться с трудностями. Может возникнуть потеря интереса к работе.
Ситуация 3.
Ученик 2 класса Ваня выполняет домашнее задание. Одна из задач у него не получилась. Просит маму о помощи, а она ему в ответ: «Ты уже не маленький, сам разбирайся». В результате Ваня перестал совсем выполнять задание.
· Права ли в этом случае мама ребенка?
Мама не права
· Обоснуйте свой ответ, воспользовавшись теорией Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития».
Главенствующую роль, влияющую на формирование психики и приобретение учебного опыта малыша, играет помощь взрослых. Вслед за успешным усвоением пройденного материала полученные дошкольником знания переходят на актуальный уровень саморазвития. Благодаря этому у малыша появляются возможности для проявления воображения, творчества, решения различных задач. Однако детское развитие по-прежнему ограничивается преградой. Для последующего продвижения малыш нуждается в новых познаниях. Умение усваивать новый, но взаимосвязанный с усвоенными знаниями материал является показателем скрытого потенциала дошкольника. Л.С. Выготский установил, что зона ближайшего развития (ЗБР) — это знания, навыки, умения, приобретенные ребенком при помощи взрослых.
Ваня, конечно, большой, уже во втором классе, но это не значит, что ему не нужна помощь.
· Проанализируйте следующие рекомендации классного руководителя родителям мальчика в этом случае с точки зрения их целесообразности и эффективности:
1. Сравните эффективность самостоятельного выполнения домашнего задания ребенком и совместного.
Эта рекомендации актуальна, что бы родитель мог осознать насколько ребенок самостоятелен, где ему нужна помощь.
2. Придумайте внешнее средство, которое заменило бы участие родителя (будильник, табель, что-то еще...). Обыграйте с ребенком такое вспомогательное средство.
Этот прием направлен на последующую самостоятельную работу, без родителя. В данной ситуации я считаю не целесообразно. Ребенок пришел просить помощи маму, он справился с заданиями, лишь одна задача не получилась.
3. Лист бумаги разделите на 2 части. На левой части напишите «САМ». На правой «ВМЕСТЕ». Посмотрите, что из колонки «вместе» можно перенести в колонку «сам».
Данная рекомендация актуальна, помогает и ребенку и родителю совместно определять свои взаимоотношения во время уроков.
· Какие еще рекомендации Вы предложили бы родителям мальчика?
постройте вместе логическую цепочку, приводящую к нужному решению или ответу, но не делайте за него работу.
Задание 6.
-
Зрительный контакт на уровне глаз. Заключается в удержании от соблазна перевести взгляд на посторонние предметы или одежду собеседника. Лучше смотреть в глаза. -
Задавание вопросов. Представляет собой уместное уточнение смыслов, служащее подтверждением искреннего интереса к предмету разговора. -
Интерпретация - Подразумевает высказывание предположений о целях и причинах такой позиции собеседника в диалоге. Часто начинается с фразы «Я предполагаю, что вы хотели вышесказанным достичь…». Позволяет продемонстрировать искреннюю заинтересованность мнением другого человека и уточнить детали. -
Эхо - Заключается в повторении последних слов партнера, но с вопросительной интонацией. Это нужный момент уточнения и демонстрации важности поступающей от собеседника информации. Акцент на значимости личности. -
Перефразирование - Представляет собой краткое повторение сказанного. Началом предложения является фраза: «Если я правильно понял, вы имели в виду…». Позволяет проявить заинтересованность и выяснить нюансы.
Задание 7.
Формы педагогического образования родителей | Цели работы |
народные университеты | заключается в том, чтобы дать слушателям систематические педагогические и общенаучные знания |
педагогические лектории, школы молодых родителей, наставников пр. | Базовые знания, практические приемы |
педагогические семинары для родительского актива, кружки по изучению отдельных проблем педагогики и детской психологии, школы матерей, тематические родительские собрания, вечера вопросов и ответов; | изучение отдельных проблем педагогики |
педагогические вечера для молодых отцов и матерей, родительские конференции, педагогические чтения для родителей, обсуждение статей на актуальные темы семейного и общественного воспитания, передачи по радио и телевидению. | Обобщение и распространение передового опыта |
Задание 8.
1. Название методики.А.И. Зарова «Методика идентификации детей с родителями»
2. Цель проведения методики.диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.
3. Оборудование.вопросы
4. Содержание методики.
Ребенку задают следующий набор вопросов.
-
Если бы ты участвовал в игре «Семья», то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал – мамой, папой или собой? (Для устранения суггестивного влияния последние слова в вопросе меняются местами, например: «папой, мамой или собой», «собой, мамой или папой» и т.д. Испытуемые должны сделать выбор между изображением себя и одного из родителей). -
С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома? – для дошкольников). -
Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного? -
Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама – у девочек) на работе или другое? -
Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка – соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним – для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает папа (мама – у девочек), или не так, по-другому? -
Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? (Как тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату? – для дошкольников). -
Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят – у дошкольников), ты бы рассказал об этом папе (маме – у девочек) или не рассказал? -
Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят – у дошкольников), ты бы рассказал об этом маме (папе – у девочек) или не рассказал? -
Ты боишься, что тебя накажет папа (мама – у девочек) или не боишься? -
Ты боишься, что тебя накажет мама (папа – у девочек) или не боишься?
5. Обработка результатов.
При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:
-
возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек – 3-8 лет; -
успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки – у мальчиков и бабушки – у девочек); -
идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола; -
уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием «Я-концепции», т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию – эмансипацию – от родительского авторитета; -
идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:-
большим возрастным периодом идентификации девочек; -
большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца; -
большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков; -
большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью; -
меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.
-