Файл: Дисциплина Теоретические и методические основы взаимодействия учителя с родителями (лицами, их заменяющими) Практическое занятие 1 Обучающийся Новицкая Александра Евгеньевна Преподаватель Гладнева Светлана Геннадьевна.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учитель не должен пытаться проводить настоящее расследование: это дело специализированных служб и организаций.

Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права.

Основная идея Конвекции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Ее положение сводятся к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвекция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребенка полноценной и полноправной личностью.

Учитель может руководствоваться статьей 19 «Защита от злоупотреблений», согласно которой государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия, отсутствия заботы и от плохого обращения со стороны родителей или других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.

Задание 4.


Правила взаимодействия классного руководителя с семьей


Содержание правил


Действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.


 Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических "должны", "обязаны" - исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.


Повышение уровня педагогической культуры родителей и их активности в воспитании.


 Семья является первой ступенью в общественной жизни человека. С раннего возраста семья определяет сознание и формирует чувства ребенка. Идеалы родителей, их жизненные планы, опыт социального общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств растущего человека. Основой воспитательной деятельности родителей служит педагогическая культура. От ее уровня напрямую зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.


Педагогический такт со стороны классного руководителя, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.


 Классный руководитель – лицо официальное. Но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.


Ориентация на успешное развитие личности младшего школьника.


 Достижение успеха в жизни — это осознанная цель любого человека. Для успешной учёбы необходимо формировать мотивацию достижения, т.е. стремление ребёнка к достижениям, результатам в своей учебной деятельности. Развитие успешности как социального качества личности ребёнка определяет его субъектную позицию в учебно-воспитательном процессе: прилагает усилия для новых достижений, проявляет интерес к своим школьным успехам, а также успешность младшего школьника в учебной и внеурочной деятельности приводит к положительным результатам в общении со взрослыми



Задание 5.

Ситуация 1.

Мама Коли уверена, что помогает сыну в выполнении домашних заданий. Мама сама активна и подчеркивает это: «Смотри, у меня все получается». Медлительность же Коли ее раздражает. Она в сердцах может сказать: «Ну, в кого ты у меня такой уродился?»

·       Какой стиль общения матери с ребенком проявляется в этом случае? 

Авторитарный стиль общения

·       Дайте психологический анализ такому воспитанию мамы.

Высокая активность матери в сочетании с ее желанием помочь сыну воспринимается как поддерж­ка ребенка. Но фактически происходит эмоциональное отвержение при полном отсутствии ориентации на вну­треннее состояние сына.

В итоге ребенок боится мамы, ее наказаний. Здесь про­является неправильное отношение матери и ребенка во всех сферах («отвержение»).

·       Предположите, к каким последствиям приведет воспитание ребенка в таком стиле. Опишите последствия такого стиля воспитания как для ребенка, так и для матери.

В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», так как все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу. 


Характерными чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:

1 вариант - развитие слабой жизненной позиции:

- потеря чувства собственного достоинства;

- потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;

- потеря собственных желаний («чего же Яхочу?»).

2 вариант - развитие деспотической личности:

- ненависть к родителям;

- решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);

- грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;

- повышенная агрессивность и конфликтность.

 Ситуация 2.

Мама Вани, активно помогает сыну выполнять домашние задания, поддерживает его интеллектуально и эмоционально, объясняет сыну задания. Но мама не стремится к телесным контактам, никогда не погладит сына по головке, она не занимается формированием личности ребенка.



·       Как Вы думаете, какой стиль родительского общения сложился в данном случае между матерью и ребенком?

Попустительский стиль общения

·       Предположите особенности развития ребенка при таком стиле детско-родительских отношений.

Ответственная помощь ребенку в выполнении домашних заданий в сочетании с безответственным от­ношением к личности формирующегося ребенка будет способствовать тому, что такие дети будут менее приспо­соблены, будут испытывать неуверенность. Не чувствуя уверенности в себе, они не сумеют справляться с трудно­стями. Может возникнуть потеря интереса к работе.

Ситуация 3.

Ученик 2 класса Ваня выполняет домашнее задание. Одна из задач у него не получилась. Просит маму о помощи, а она ему в ответ: «Ты уже не маленький, сам разбирайся». В результате Ваня перестал совсем выполнять задание.

·       Права ли в этом случае мама ребенка?

Мама не права

·       Обоснуйте свой ответ, воспользовавшись теорией Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития».

Главенствующую роль, влияющую на формирование психики и приобретение учебного опыта малыша, играет помощь взрослых. Вслед за успешным усвоением пройденного материала полученные дошкольником знания переходят на актуальный уровень саморазвития. Благодаря этому у малыша появляются возможности для проявления воображения, творчества, решения различных задач. Однако детское развитие по-прежнему ограничивается преградой. Для последующего продвижения малыш нуждается в новых познаниях. Умение усваивать новый, но взаимосвязанный с усвоенными знаниями материал является показателем скрытого потенциала дошкольника. Л.С. Выготский установил, что зона ближайшего развития (ЗБР) — это знания, навыки, умения, приобретенные ребенком при помощи взрослых.

Ваня, конечно, большой, уже во втором классе, но это не значит, что ему не нужна помощь.

·       Проанализируйте следующие рекомендации классного руководителя родителям мальчика в этом случае с точки зрения их целесообразности и эффективности:

1. Сравните эффективность самостоятельного выполнения домашнего задания ребенком и совместного.

Эта рекомендации актуальна, что бы родитель мог осознать насколько ребенок самостоятелен, где ему нужна помощь.

2. Придумайте внешнее средство, которое заменило бы участие родителя (будильник, табель, что-то еще...). Обыграйте с ребенком такое вспомогательное средство.


Этот прием направлен на последующую самостоятельную работу, без родителя. В данной ситуации я считаю не целесообразно. Ребенок пришел просить помощи маму, он справился с заданиями, лишь одна задача не получилась.

3. Лист бумаги разделите на 2 части. На левой части напишите «САМ». На правой «ВМЕСТЕ». Посмотрите, что из колонки «вместе» можно перенести в колонку «сам».

Данная рекомендация актуальна, помогает и ребенку и родителю совместно определять свои взаимоотношения во время уроков.

·       Какие еще рекомендации Вы предложили бы родителям мальчика?

 постройте вместе логическую цепочку, приводящую к нужному решению или ответу, но не делайте за него работу.
Задание 6.


  1. Зрительный контакт на уровне глаз. Заключается в удержании от соблазна перевести взгляд на посторонние предметы или одежду собеседника. Лучше смотреть в глаза.


  2. Задавание вопросов. Представляет собой уместное уточнение смыслов, служащее подтверждением искреннего интереса к предмету разговора.


  3. Интерпретация - Подразумевает высказывание предположений о целях и причинах такой позиции собеседника в диалоге. Часто начинается с фразы «Я предполагаю, что вы хотели вышесказанным достичь…». Позволяет продемонстрировать искреннюю заинтересованность мнением другого человека и уточнить детали.


  4. Эхо - Заключается в повторении последних слов партнера, но с вопросительной интонацией. Это нужный момент уточнения и демонстрации важности поступающей от собеседника информации. Акцент на значимости личности.


  5. Перефразирование - Представляет собой краткое повторение сказанного. Началом предложения является фраза: «Если я правильно понял, вы имели в виду…». Позволяет проявить заинтересованность и выяснить нюансы.


Задание 7.

Формы педагогического образования родителей


Цели работы


 народные университеты


 заключается в том, чтобы дать слушателям систематические педагогические и общенаучные знания


педагогические лектории, школы молодых родителей, наставников пр.


Базовые знания, практические приемы


педагогические семинары для родительского актива, кружки по изучению отдельных проблем педагогики и детской психологии, школы матерей, тематические родительские собрания, вечера вопросов и ответов;


изучение отдельных проблем педагогики 


педагогические вечера для молодых отцов и матерей, родительские конференции, педагогические чтения для родителей, обсуждение статей на актуальные темы семейного и общественного воспитания, передачи по радио и телевидению.


Обобщение и распространение передового опыта


Задание 8.

1. Название методики.А.И. Зарова «Методика идентификации детей с родителями»

2. Цель проведения методики.диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

3. Оборудование.вопросы

4. Содержание методики.

Ребенку задают следующий набор вопросов.




  1. Если бы ты участвовал в игре «Семья», то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал – мамой, папой или собой? (Для устранения суггестивного влияния последние слова в вопросе меняются местами, например: «папой, мамой или собой», «собой, мамой или папой» и т.д. Испытуемые должны сделать выбор между изображением себя и одного из родителей).


  2. С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома? – для дошкольников).


  3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?


  4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама – у девочек) на работе или другое?


  5. Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка – соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним – для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает папа (мама – у девочек), или не так, по-другому?


  6. Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? (Как тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату? – для дошкольников).


  7. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят – у дошкольников), ты бы рассказал об этом папе (маме – у девочек) или не рассказал?


  8. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят – у дошкольников), ты бы рассказал об этом маме (папе – у девочек) или не рассказал?


  9. Ты боишься, что тебя накажет папа (мама – у девочек) или не боишься?


  10. Ты боишься, что тебя накажет мама (папа – у девочек) или не боишься?


5. Обработка результатов.

При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:




  • возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек – 3-8 лет;


  • успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки – у мальчиков и бабушки – у девочек);


  • идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;


  • уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием «Я-концепции», т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию – эмансипацию – от родительского авторитета;


  • идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:


    • большим возрастным периодом идентификации девочек;


    • большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;


    • большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;


    • большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;


    • меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.