Файл: Учебник ответственные редакторы доктор юридических наук, профессор Ю. В. Грачева, доктор юридических наук, профессор.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 778

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
создана для совершения и одного преступления, поэтому длительность подготовки даже одного преступления характеризует ее устойчивость. Проявлениями устойчивости являются стабильность состава группы, тесная взаимосвязь между членами группы, согласованность действий, постоянство форм и методов преступной деятельности, техническая оснащенность, специальная подготовка участников организованной группы.

Для организованной группы (в отличие от группы по предварительному сговору) характерно: наличие в ее составе организатора (руководителя) и заранее разработанного плана совместной преступной деятельности, распределение функций между членами группы при подготовке к совершению преступления и осуществлении преступного умысла. Участники организованной группы могут и не принимать непосредственного участия в выполнении объективной стороны преступления. Вместе с тем с юридической точки зрения в рамках организованной группы характерно распределение именно функций, а не ролей. При признании преступлений совершенными организованной группой действия всех соучастников независимо от выполняемых ими функций в содеянном подлежат квалификации как соисполнительство без ссылки на ст. 33 УК. Поэтому к признакам организованной группы относится наличие двух или более исполнителей.

Преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено:

1) структурированной организованной группой;

2) объединением организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды (ч. 4 ст. 35 УК).

К признакам преступного сообщества относятся присущие организованной группе признаки:

1) два или более исполнителя;

2) наличие предварительного сговора;

3) устойчивость, а также

4) структурированность организованной группы или объединение организованных групп;

5) наличие единого руководства;

6) цель совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой либо иной материальной выгоды.


Закон устанавливает два наименования для этой формы соучастия - преступное сообщество или преступная организация, однако правовых различий между ними нет.

Как видно из признаков преступного сообщества, оно представляет собой организованную группу, отличающуюся структурированностью, или объединение организованных групп.

Под структурированной организованной группой следует понимать группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений, состоящую из подразделений (подгрупп, звеньев и т.п.), характеризующихся стабильностью состава и согласованностью своих действий. Структурированной организованной группе кроме единого руководства присущи взаимодействие различных ее подразделений в целях реализации общих преступных намерений, распределение между ними функций, наличие возможной специализации в выполнении конкретных действий при совершении преступления и другие формы обеспечения деятельности преступного сообщества (преступной организации).

Объединение организованных групп предполагает наличие единого руководства и устойчивых связей между самостоятельно действующими организованными группами, совместное планирование и участие в совершении одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений, выполнение иных действий, связанных с функционированием объединения.

Преступное сообщество создается в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений. Под прямым получением финансовой или иной материальной выгоды понимается совершение одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений (например, мошенничества, совершенного организованной группой либо в особо крупном размере), в результате которых осуществляется непосредственное противоправное обращение в пользу членов преступного сообщества (преступной организации) денежных средств, иного имущества, включая ценные бумаги и т.п.

Под косвенным получением финансовой или иной материальной выгоды понимается совершение одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений, которые непосредственно не посягают на чужое имущество, однако обусловливают в дальнейшем получение денежных средств и прав на имущество или иной имущественной выгоды не только членами сообщества (организации), но и другими лицами (например, передача взятки в крупном размере должностному лицу в целях способствования выигрышу тендера).


§ 4. Ответственность соучастников
Соучастие не создает каких-либо особых оснований уголовной ответственности, основание ответственности является единым для лиц, совершивших преступление как единолично, так и в соучастии, поэтому на него в полной мере распространяется положение ст. 8 УК, исходя из которого им является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 УК ответственность соучастников определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления, поэтому пределы ответственности соучастников имеют свои особенности. Под характером участия понимается фактическая роль, которую каждый соучастник выполняет в совершении преступления: организатор преступления, подстрекатель, пособник, главный или второстепенный исполнитель. Учет степени участия лица в совершении преступления в соучастии предполагает оценку активности каждого соучастника, величины его вклада в достижение общего преступного результата.

В науке существуют две основные позиции определения юридической природы соучастия и обоснования ответственности соучастников.

Первая из них исходит из представления об акцессорной (дополнительной, несамостоятельной) природе соучастия, в соответствии с которой основой соучастия является деятельность исполнителя, действия всех остальных соучастников не носят самостоятельного характера, а являются дополнительными (акцессорными) по отношению к действиям исполнителя. Согласно этой позиции оценка действий соучастников определяется оценкой действий исполнителя.

Согласно второй позиции соучастие является самостоятельной формой преступной деятельности, при которой соучастники несут ответственность за совершенные ими лично действия, а не за действия исполнителя. Именно совершение этих действий определяет основание и пределы их ответственности. Соучастник может быть привлечен к ответственности даже в случае освобождения исполнителя от уголовной ответственности. Уголовный кодекс содержит черты проявления как акцессорной, так и самостоятельной природы соучастия.

Проявления акцессорной природы соучастия можно усмотреть в следующем. Квалификация действий исполнителя производится только по статье Особенной части УК без ссылки на ст. 33 УК (ч. 2 ст. 34 УК), поскольку составы преступления в Особенной части УК сформулированы применительно к их действиям. Организаторы, подстрекатели и пособники сами объективной стороны преступления не выполняют, поэтому состав преступления, совершаемый ими, складывается из признаков, указанных в ст. 33 УК и в конкретной статье Особенной части УК, описывающей действия исполнителя. Квалификация действий указанных лиц производится по статье Особенной части УК со ссылкой на соответствующую часть ст. 33 УК. Если они выполняли также функции соисполнителя, ссылка на ст. 33 УК не производится (ч. 3 ст. 34 УК).


Если исполнитель по причинам, от него не зависящим, не довел задуманное совместно с другими соучастниками преступление до конца, его действия квалифицируются как приготовление (если преступление относится к тяжким или особо тяжким) или покушение на преступление. Другие соучастники в соответствии с ч. 5 ст. 34 УК подлежат уголовной ответственности также за приготовление к преступлению или за покушение на преступление, даже если они все зависящие от них действия осуществили.

Признаки преступления (как объективные, так и субъективные), совершенного исполнителем, учитываются при квалификации действий всех соучастников, которые осознавали наличие этих признаков, за исключением признаков, относящихся исключительно к личности исполнителя. Так, осознание объективного признака (например, способа совершения преступления исполнителем) является обязательным для его вменения иным соучастникам - пособник может подлежать ответственности по п. "д" ч. 2 ст. 105 УК только в том случае, если он осознает, что исполнитель собирается совершить убийство с особой жестокостью. Мотивы и цели действий соучастников могут не совпадать. Действия лица, помогающего совершить убийство, должны квалифицироваться как пособничество убийству с целью скрыть другое преступление, если наличие такой цели у исполнителя охватывается сознанием пособника, хотя последний действовал по личным мотивам.

При совершении в соучастии преступления со специальным субъектом исполнителем преступления может быть лишь лицо, обладающее специальными признаками (ч. 4 ст. 34 УК). Ответственность иных лиц, не обладающих признаками специального субъекта, участвовавших в совершении преступления, наступает по той же статье УК, что и ответственность исполнителя, однако со ссылкой на соответствующую часть ст. 33 УК как организатора, подстрекателя либо пособника.

Самостоятельность ответственности соучастников проявляется в следующем. Ответственность за так называемое неудавшееся подстрекательство, когда подстрекателю не удалось склонить другое лицо к совершению преступления, отражена в ч. 5 ст. 34 УК: ответственность наступает только за приготовление к преступлению, поскольку не возникает количественный признак соучастия (необходимость наличия двух или более лиц). Это означает, что юридически соучастие отсутствует. Ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 30 УК возможна лишь при попытке склонить другое лицо к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления.


Уголовным законом предусмотрен эксцесс исполнителя (ст. 36 УК). Под ним понимается совершение исполнителем преступления, которое не охватывается умыслом других соучастников. За эксцесс исполнителя другие соучастники преступления уголовной ответственности не подлежат, поскольку в содеянном отсутствует как объективный признак - совместность действий, так и субъективный признак - совместность умысла соучастников. Выделяют качественный и количественный эксцесс исполнителя. Под качественным эксцессом понимают случаи, когда исполнитель вместо согласованного с другими лицами преступления совершает полностью иное или наряду с согласованным преступлением совершает иное преступление. В случае совершения полностью иного преступления все соучастники отвечают за приготовление или покушение на согласованное преступление, а исполнитель - за то преступление, которое он совершил. Если же исполнитель в дополнение к согласованному совершил иное преступление, все соучастники отвечают за преступление, охватывавшееся их умыслом, а исполнитель - еще и за преступление, совершенное им единолично.

Количественный эксцесс может заключаться в следующем:

1) вместо оговоренного лицо совершает иное однородное, но более тяжкое преступление. Так, если двое договорились совершить грабеж, но один из них в процессе изъятия имущества применил насилие, опасное для здоровья потерпевшего, что характерно для разбоя, то оба подлежат ответственности за оконченное преступление, первый - за грабеж (ст. 161 УК), а второй - за разбой (ст. 162 УК);

2) лицо совершает оговоренное преступление, но при наличии квалифицирующих признаков, не согласованных с другими соучастниками.

Квалифицирующий признак преступления может быть вменен только в том случае, когда лицо осознает его наличие. Поэтому исполнитель привлекается к ответственности за содеянное с учетом этого квалифицирующего признака, а соучастники - без него.

Добровольный отказ соучастников имеет свои особенности. Его признаки, изложенные в ч. ч. 1 - 3 ст. 31 УК, относятся к характеристике добровольного отказа исполнителя. Особенности добровольного отказа организатора, подстрекателя и пособника зависят от вклада каждого из них в совместно готовившееся преступление.

Организатор и подстрекатель не подлежат уголовной ответственности, если своевременным сообщением органам власти или иными принятыми мерами (например, убеждением исполнителя не совершать преступление) предотвратили доведение преступления исполнителем до конца (ч. 4 ст. 31 УК). Если действия организатора или подстрекателя не привели к