Файл: Учебник ответственные редакторы доктор юридических наук, профессор Ю. В. Грачева, доктор юридических наук, профессор.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 920
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы применения законов РФ в отношении международных межправительственных организаций, постоянно функционирующих на территории России, представительств иностранных государств при этих организациях и их должностных лиц определяются соответствующими международными договорами.
Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве дополняется принципом гражданства. Он означает распространение юрисдикции РФ на граждан России и постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами РФ являются лица:
а) имеющие гражданство РФ на день вступления в силу данного Федерального закона;
б) которые приобрели гражданство РФ в соответствии с этим Федеральным законом.
Иностранные граждане - это лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лица без гражданства - лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Уголовной ответственности по УК подлежат российские граждане и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие вне пределов нашей страны преступление против интересов, охраняемых уголовным законодательством России, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения иностранного государства.
Юрисдикция РФ распространяется на российских военнослужащих воинских частей, дислоцирующихся за пределами России. В случае совершения преступления на территории иностранного государства - месте дислокации - военнослужащий несет ответственность по Уголовному кодексу РФ. Изъятие из этого положения может быть установлено международным договором.
Статья 12 УК закрепляет и принцип универсальной юрисдикции. Универсальная юрисдикция вначале предназначалась в качестве дополнения к двум основным принципам - территориальности и гражданства, но в последующем стала выступать самостоятельным принципом действия уголовного закона в пространстве. Преступления, предусмотренные в международных конвенциях, государства-участники обязались пресекать независимо от места их совершения и гражданства преступника.
Согласно ч. 3 ст. 12 УК "иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации".
Россия, являясь государством - участником ряда международных конвенций, договоров, во исполнение взятых на себя обязательств включила в уголовное законодательство нормы об ответственности за преступления, указанные в соглашениях (например, ст. ст. 211, 227, 270 УК и др.). Эти деяния влекут ответственность по Уголовному кодексу РФ независимо от места совершения и гражданства лица, их совершившего.
Наряду с указанными принципами при определении действия уголовного закона в пространстве необходимо руководствоваться реальным принципом, суть которого состоит в том, что иностранные граждане, а также лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, при совершении ими преступления за пределами России подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу в том случае, если:
а) преступление направлено против интересов Российской Федерации, гражданина России либо лица без гражданства, постоянно проживающего в РФ;
б) лицо не было осуждено в иностранном государстве и привлекается к уголовной ответственности на территории РФ.
Надо иметь в виду, что в ч. ч. 1 и 3 ст. 12 УК установлены разные категории лиц без гражданства, соответственно постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства и такие же лица, но не проживающие постоянно в России.
Не подлежат уголовной ответственности иностранные граждане, оказавшиеся в Российской Федерации после совершения на территории другого государства преступления, не предусмотренного международным договором и не затрагивающего интересов России. Однако в силу международного договора они могут быть выданы другому государству, на территории которого было совершено преступление или против интересов которого оно было направлено, либо государству, гражданами которого они являются.
§ 4. Выдача лиц, совершивших преступление
Выдача лиц, совершивших преступление, - это передача преступника другому государству для судебного разбирательства или приведения в исполнение вынесенного приговора, осуществляемая согласно международным договорам и национальному уголовному и уголовно-процессуальному законодательству.
Выдача (экстрадиция) возможна только в случае совершения преступления, а не какого-либо иного правонарушения.
Условия и порядок выдачи регламентируются национальным (внутригосударственным) законодательством и международными договорами. Государство, на территории которого оказался преступник, действует по своему усмотрению: либо выдает требуемое лицо, либо наказывает по своим законам. Согласно ст. 61 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству. Это положение нашло закрепление и в уголовном законе.
Вопрос о выдаче преступника возникает в случаях, когда лицо, совершившее преступление в одной стране или против интересов этой страны либо обязанное отбывать наказание, находится в другой стране.
Норма о выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов РФ и находящихся на территории России, закрепленная в ст. 13 УК, является конкурирующей по отношению к ч. 3 ст. 12 УК. В связи с этим при наличии взаимного двустороннего договора предпочтение следует отдавать выдаче преступника, а не наказанию.
Исключением из международных договоров о выдаче преступников является право убежища. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами права.
В России не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения.
§ 5. Толкование уголовного закона
Под толкованием принято понимать уяснение или разъяснение смысла уголовного закона, выявление воли законодателя, выраженной языковыми средствами в форме правовой нормы, в целях точного его применения.
Толкование не является какой-либо стадией реализации закона. Оно выступает составной частью процесса применения уголовно-правовых норм.
Различается толкование закона: по субъекту, по приемам, по объему, по целям. По субъекту, разъясняющему закон, выделяется легальное, судебное и доктринальное толкование.
Легальным признается толкование, даваемое органом, который в силу закона управомочен это делать. Право толкования принадлежит Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Следовательно, легальным толкованием занимается только орган, принявший уголовный закон. Это может делаться лишь в форме постановлений Государственной Думы. Такое толкование обладает юридической силой, т.е. является обязательным для субъектов, реализующих уголовный закон.
Аутентическое толкование совпадает с легальным. Обязательность такого толкования для всех органов, учреждений, должностных лиц, граждан России не меняет его юридическую природу.
Судебное, или казуальное, толкование - это толкование, даваемое судом. Оно может быть двух видов. Во-первых, толкование, содержащееся в приговоре, определении или постановлении суда любой инстанции по конкретному делу. Оно, безусловно, имеет обязательную силу, но ограничено рамками дела и конкретными адресатами: осужденными или оправданными лицами, государственными органами, учреждениями и организациями, к которым эти решения в той или иной мере относятся. Во-вторых, толкование уголовного закона дается Пленумом Верховного Суда РФ. Его постановления принимаются для нижестоящих судов, но имеют значение и для других органов, применяющих уголовный закон (например, для органов следствия при квалификации преступлений по расследуемым делам).
К доктринальному толкованию относится разъяснение законов, даваемое научными учреждениями, учеными-юристами, практическими работниками. Такое толкование не имеет обязательной силы, но способствует глубокому и правильному познанию уголовного законодательства, практики его применения, повышению качества отправления правосудия по уголовным делам, формированию и совершенствованию уголовных законов.
По признаку обязательности толкования в литературе не без основания предлагается выделять два основных его вида:
1) обязательное, к которому относится легальное (аутентическое), и
2) судебное толкование, толкование необязательное, охватывающее доктринальное толкование.
По приемам различаются: грамматическое (филологическое), систематическое, историческое и логическое толкование.
Грамматическое (филологическое) толкование состоит в уяснении смысла уголовного закона путем этимологического и синтаксического анализа его смысла. Используемые в законе понятия, термины, слова зачастую нуждаются в точном определении. К этому приему толкования часто обращается Пленум Верховного Суда РФ.
Систематическое толкование (вернее, системное) заключается в сопоставлении анализируемого положения закона с другим законом. Следовательно, данный прием предполагает выявление всех других, как уголовно-правовых, так и норм иных отраслей права, которые могут повлиять на понимание уголовного закона. Например, нельзя уяснить содержание норм Особенной части УК без обращения к его Общей части. Зачастую возникает необходимость сопоставления нескольких норм только Особенной части.
При систематическом толковании часто приходится сравнивать нормы различных отраслей права. Практически невозможно понять содержание норм без обращения к подзаконным актам при бланкетной диспозиции.
При историческом толковании воля и мысль законодателя устанавливаются путем обращения к той социально-экономической и политической обстановке, в которой был принят законодательный акт. Это обычно делается на основании материалов, предшествовавших принятию закона.
В УК есть нормы, которые приняты во исполнение международно-правовых обязательств России. Исторический метод познания их сущности требует, чтобы были исследованы не только внутригосударственные причины принятия закона, но и международная обстановка, волеизъявление государств - участников соответствующих конвенций, соглашений, договоров.
Логическое толкование в отличие от других приемов позволяет установить часто встречающиеся противоречия между желанием законодателя и словесной формой его отражения, тем самым установить подлинный объем уголовно-правовой нормы, границы ее действия. Путем логического анализа раскрывается смысл отдельных элементов и признаков состава преступления. Выводы суда по конкретному делу, например о форме и виде вины, наличии или отсутствии определенных мотивов и целей, служат примером логического толкования. Логическая ошибка может привести к неверному истолкованию закона.
Толкование по объему может быть буквальным (адекватным), ограничительным (рестриктивным) и распространительным (экстенсивным).
Под буквальным (адекватным) понимается толкование уголовного закона в точном соответствии с его текстом, когда слова и смысл закона полностью совпадают. При ограничительном толковании закону придается более узкий, более ограничительный смысл, чем это вытекает из буквального текста закона.
Распространительное толкование заключается в том, что закону придается более широкий смысл, чем это вытекает из его буквального текста. К нему прибегают в тех случаях, когда буквальный смысл текста уже содержания уголовно-правовой нормы, словесное ее выражение неадекватно выражает волю законодателя. Распространительное толкование расширяет границы действия закона, дает возможность применять его к более широкому кругу случаев, в отношении большего круга лиц.
Распространительное толкование имеет некоторое внешнее сходство с аналогией. Однако различие между ними носит принципиальный характер. Аналогия предполагает отсутствие закона, пробел в законодательстве и означает применение нормы уголовного права к случаю, прямо не предусмотренному в законе, но сходному с тем или иным преступлением.
В зависимости от целей толкования выделяются толкование-уяснение и толкование-разъяснение.
Толкование-уяснение является необходимым элементом процесса реализации норм уголовного права. Субъект права "для себя" толкует норму с целью его применения. Толкование-разъяснение ("для других") имеет место в тех случаях, когда оно дается для применения закона в будущем другими органами.