ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пример 15. Фирма производит детские платья и костюмы, реализация которых зависит от состояния погоды. Затраты фирмы в течение августа – сентября на единицу продукции составили: платья – 7 ден. ед., костюма – 28 ден. ед. Цена реализации составляет 15 и 50 ден. ед., соответственно.
По данным наблюдений за несколько предыдущих лет, фирма может реализовать в условиях теплой погоды 1950 платьев и 610 костюмов, а при прохладной погоде 630 платьев и 1050 костюмов.
В связи с возможными изменениями погоды определим стратегию фирмы в выпуске продукции, обеспечивающую ей максимальный доход от реализации продукции. Задачу решим с использованием критериев природы, приняв λ = 0,5.
▲ Фирма располагает двумя стратегиями:
• А1 – в этом году будет теплая погода;
• А2 – погода будет прохладная.
Возможные состояния природы:
• В1– будет теплая погода;
• В2 – будет прохладная погода.
Доход фирмы (ден. ед.) составит:
• при выборе стратегии А1 и состоянии погоды В1
1950∙(15 -7) + 610∙(50 - 28) = 29020;
• при выборе стратегии А1 и состоянии погоды В2
630∙(15 - 7) + 610∙(50 - 28) - 7∙(1950 - 630) = 9220;
• при выборе стратегии А2 и состоянии погоды В1
630∙(15 - 7) + 610∙(50 - 28) - 28∙(1050 - 610) = 6140;
• при выборе стратегии А2 и состоянии погоды В2
630∙(15 - 7) + 1050∙(50 - 28) = 28140.
Рассматривая фирму и погоду в качестве двух игроков, запишем платежную матрицу со столбцами Mi, αi, ωi, γi.
| В1 | В2 | Mi | αi | ωi | γi |
А1 А2 | 29020 6140 | 9220 28140 | 19120* 17140 | 9220* 6140 | 29020* 28140 | 19120* 17140 |
Рассмотрим использование различных критериев природы.
Критерий Лапласа: max Mi = 19120, т.е. фирме целесообразно использовать стратегию А1.
Критерий Вальда:
, т.е. фирме целесообразно использовать стратегию А1.
Критерий максимума: , т.е. фирме целесообразно использовать стратегию А1.
Критерий Гурвица: , т.е. фирме целесообразно использовать стратегию А1.
Критерий Сэвиджа. Запишем матрицу риска rij со столбцом δi:
| В1 | В2 | δi |
А1 А2 | 0 22880 | 18920 0 | 18920* 22880 |
Так как min δi = 18920, то фирме целесообразно использовать стратегию А1.
Оптимальной по всем критериям является стратегия А1.
Таким образом, фирме целесообразно производить 1950 платьев и 610 костюмов, тогда при любой погоде она получит доход не менее 9220 д. ед.▲
Принятие решений в условиях риска
Математическая модель задачи принятия решений в условиях риска предполагает задание дополнительной информации о поведении «природы» в виде вероятностей ее различных состояний.
Когда состояниям природы поставлены в соответствие вероятности, заданные экспертно либо вычисленные, решение обычно принимается на основе критерия максимума ожидаемого среднего выигрыша или минимума ожидаемого среднего риска.
Если для некоторой игры с природой, задаваемой платежной матрицей (aij)mn, стратегиям природы П соответствует вектор вероятности p = (p1, p2,…, pn) состояний среды, то лучшей стратегией игрока А будет та, которая обеспечит ему максимальный средний выигрыш, т.е.
Применительно к матрице рисков лучшей будет та стратегия игрока, которая обеспечивает ему минимальный средний риск, т.е.
Эти критерии эквивалентны в том смысле, что оптимальные значения для них обеспечивает одна и та же стратегия игрока
А.
Пример 16. Пусть платежная матрица и вероятности состояния среды представлены таблицей
Стратегия игрока A | Вероятность различных состояний среды | Mi | ||||
0,4 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | |||
А1 А2 А3 А4 | 5 2 8 1 | 2 3 5 4 | 8 4 3 2 | 4 12 10 8 | 4,8 4,6 6,8 3,2 |
▼ В столбце Miтаблицы указаны .
Поскольку , то А3 – лучшая стратегия игрока А.
Матрица риска, соответствующая искомой платежной матрице:
Стратегия игрока A | Вероятность различных состояний среды | Ri | |||
0,4 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||
А1 А2 А3 А4 | 3 6 0 7 | 3 2 0 1 | 0 4 5 6 | 8 0 2 4 | 3,4 3,6 1,4 5 |
В столбце Riтаблицы указаны .
Поскольку , то А3 – лучшая стратегия игрока А▲
Дерево решений
Рассмотренные нами критерии принятия решений позволяют делать вывод из совокупности так называемых одноэтапных альтернатив. При этом подразумевается, что решения, принимаемые в будущем, не зависят от решений, принимаемых в текущий момент.
Рассмотрим многоэтапный процесс принятия решений, в котором взаимозависимые решения принимаются последовательно. Графически подобные процессы могут быть представлены с помощью дерева решений. Такое представление облегчает описание процесса принятия решений.
Дерево решений – это графическое изображение процесса принятия решений, в котором отражены альтернативные решения, альтернативные состояния среды, соответствующие вероятности и выигрыш для любых комбинаций альтернатив и состояний среды.
Дерево решений состоит из ряда узлов (квадраты, круги) и исходящих из них ветвей (линий). Рисуют деревья слева направо.
При формировании дерева используются следующие обозначения: квадраты - места принятия решений; круги - места появления исходов; пунктирные линии - возможные решения; сплошные линии - возможные исходы.
Ожидаемая денежная оценка (ОДО) – это средний выигрыш в игре, он рассчитывается как сумма произведений размеров выигрышей на вероятности этих выигрышей.
Процедура принятия решения заключается в вычислении для каждой вершины дерева (при движении справа налево) ожидаемых денежных оценок (ОДО), отбрасыванием неперспективных ветвей и выборе ветвей, которым соответствует максимальное значение ОДО.
Пример. Предприятие решает вопрос, какую назначить цену на свой товар: 40 руб. или 50 руб. Если будет установлена цена 40 руб., то возможны следующие варианты объема продаж: 40000 руб. с вероятностью 0,2; 35000 руб. с вероятностью 0