Файл: Экономическими моделями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пример 15. Фирма производит детские платья и костюмы, реализация которых зависит от состояния погоды. Затраты фирмы в течение августа – сентября на единицу продукции составили: платья – 7 ден. ед., костюма – 28 ден. ед. Цена реализации составляет 15 и 50 ден. ед., соответственно.

По данным наблюдений за несколько предыдущих лет, фирма может реализовать в условиях теплой погоды 1950 платьев и 610 костюмов, а при прохладной погоде 630 платьев и 1050 костюмов.

В связи с возможными изменениями погоды определим стратегию фирмы в выпуске продукции, обеспечивающую ей максимальный доход от реализации продукции. Задачу решим с использованием критериев природы, приняв λ = 0,5.

▲ Фирма располагает двумя стратегиями:

А1 – в этом году будет теплая погода;

А2 – погода будет прохладная.

Возможные состояния природы:

В1– будет теплая погода;

В2будет прохладная погода.

Доход фирмы (ден. ед.) составит:

• при выборе стратегии А1 и состоянии погоды В1

1950∙(15 -7) + 610∙(50 - 28) = 29020;

• при выборе стратегии А1 и состоянии погоды В2

630∙(15 - 7) + 610∙(50 - 28) - 7∙(1950 - 630) = 9220;

• при выборе стратегии А2 и состоянии погоды В1

630∙(15 - 7) + 610∙(50 - 28) - 28∙(1050 - 610) = 6140;

• при выборе стратегии А2 и состоянии погоды В2

630∙(15 - 7) + 1050∙(50 - 28) = 28140.

Рассматривая фирму и погоду в качестве двух игроков, запишем платежную матрицу со столбцами Mi, αi, ωi, γi.






В1

В2

Mi

αi

ωi

γi

А1

А2

29020

6140

9220

28140

19120*

17140

9220*

6140

29020*

28140

19120*

17140


Рассмотрим использование различных критериев природы.

Критерий Лапласа: max Mi = 19120, т.е. фирме целесообразно использовать стратегию А1.

Критерий Вальда:
, т.е. фирме целесообразно использовать стратегию А1.

Критерий максимума: , т.е. фирме целесообразно использовать стратегию А1.

Критерий Гурвица: , т.е. фирме целесообразно использовать стратегию А1.

Критерий Сэвиджа. Запишем матрицу риска rij со столбцом δi:





В1

В2

δi

А1

А2

0

22880

18920

0

18920*

22880


Так как min δi = 18920, то фирме целесообразно использовать стратегию А1.

Оптимальной по всем критериям является стратегия А1.

Таким образом, фирме целесообразно производить 1950 платьев и 610 костюмов, тогда при любой погоде она получит доход не менее 9220 д. ед.▲

Принятие решений в условиях риска

Математическая модель задачи принятия решений в условиях риска предполагает задание дополнительной информации о поведении «природы» в виде вероятностей ее различных состояний.

Когда состояниям природы поставлены в соответствие вероятности, заданные экспертно либо вычисленные, решение обычно принимается на основе критерия максимума ожидаемого среднего выигрыша или минимума ожидаемого среднего риска.

Если для некоторой игры с природой, задаваемой платежной матрицей (aij)mn, стратегиям природы П соответствует вектор вероятности p = (p1, p2,…, pn) состояний среды, то лучшей стратегией игрока А будет та, которая обеспечит ему максимальный средний выигрыш, т.е.



Применительно к матрице рисков лучшей будет та стратегия игрока, которая обеспечивает ему минимальный средний риск, т.е.



Эти критерии эквивалентны в том смысле, что оптимальные значения для них обеспечивает одна и та же стратегия игрока

А.

Пример 16. Пусть платежная матрица и вероятности состояния среды представлены таблицей


Стратегия

игрока A

Вероятность различных состояний среды

Mi

0,4

0,2

0,2

0,2

А1

А2

А3

А4

5

2

8

1

2

3

5

4

8

4

3

2

4

12

10

8

4,8

4,6

6,8

3,2



▼ В столбце Miтаблицы указаны .

Поскольку , то А3 – лучшая стратегия игрока А.

Матрица риска, соответствующая искомой платежной матрице:


Стратегия

игрока A

Вероятность различных состояний среды

Ri

0,4

0,2

0,2

0,2

А1

А2

А3

А4

3

6

0

7

3

2

0

1

0

4

5

6

8

0

2

4

3,4

3,6

1,4

5


В столбце Riтаблицы указаны .

Поскольку , то А3 – лучшая стратегия игрока А
Дерево решений

Рассмотренные нами критерии принятия решений позволяют делать вывод из совокупности так называемых одноэтапных альтернатив. При этом подразумевается, что решения, принимаемые в будущем, не зависят от решений, принимаемых в текущий момент.

Рассмотрим многоэтапный процесс принятия решений, в котором взаимозависимые решения принимаются последовательно. Графически подобные процессы могут быть представлены с помощью дерева решений. Такое представление облегчает описание процесса принятия решений.


Дерево решений – это графическое изображение процесса принятия решений, в котором отражены альтернативные решения, альтернативные состояния среды, соответствующие вероятности и выигрыш для любых комбинаций альтернатив и состояний среды.

Дерево решений состоит из ряда узлов (квадраты, круги) и исходящих из них ветвей (линий). Рисуют деревья слева направо.

При формировании дерева используются следующие обозначения: квадраты - места принятия решений; круги - места появления исходов; пунктирные линии - возможные решения; сплошные линии - возможные исходы.

Ожидаемая денежная оценка (ОДО) – это средний выигрыш в игре, он рассчитывается как сумма произведений размеров выигрышей на вероятности этих выигрышей.

Процедура принятия решения заключается в вычислении для каждой вершины дерева (при движении справа налево) ожидаемых денежных оценок (ОДО), отбрасыванием неперспективных ветвей и выборе ветвей, которым соответствует максимальное значение ОДО.

Пример. Предприятие решает вопрос, какую назначить цену на свой товар: 40 руб. или 50 руб. Если будет установлена цена 40 руб., то возможны следующие варианты объема продаж: 40000 руб. с вероятностью 0,2; 35000 руб. с вероятностью 0