Файл: Содержание Введение Глава Теоретические аспекты изучения советских комплексных систем управления качеством система сбт Понятие о сбт Принцип работы сбт введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опыт проектирования советских комплексных систем управления качеством система «СБТ»

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

Глава 1. Теоретические аспекты изучения советских комплексных систем управления качеством система «СБТ»………………………………………….

1.1. Понятие о «СБТ»…………………………………………………………….

1.2. Принцип работы СБТ……………………………….......................................

ВВЕДЕНИЕ

Система бездефектного труда позволяет количественно оценить качество труда подразделений и конкретных исполнителей, сравнить результаты работы и выявить передовиков, наглядно показать динамику качества труда по подразделениям, использовать оценки качества труда при подведении итогов социалистического соревнования. Недостатком этой системы является то, что здесь не учитывается разное количество работников в подразделениях: там, где их больше, больше и вероятность случаев упущений. Однако СБТ, несомненно, имеет практическое и воспитательное значение и может быть рекомендована для внедрения в технологических службах как одна из наиболее эффективных систем контроля.

Рассматриваются предпосылки создания системы бездефектного труда; основные организационные принципы; коэффициент бездефектного труда и методика его подсчета; контроль над выполнением программы бездефектного труда; управляющее воздействие при системе бездефектного труда Появление Львовского варианта системы бездефектного труда было обусловлено необходимостью устранить недостатки БИП, усовершенствовать ее, сделав универсальной для всех категорий работающих. Дальнейшим развитием БИП является система бездефектного труда (СБТ), предусматривающая оценку не только качества продукции, но и качества труда ИТР и служащих при помощи объективного коэффициента труда.

Характерным для СБТ является более широкий охват всех этапов жизненного цикла изделий: конструкторской, технологической подготовки, собственно производства.

Одной из основных ее функций является система бездефектного труда (СБТ), представляющая собой комплекс взаимосвязанных идейно-воспитательных, организационных, инженерно-технических, экономических, санитарно-гигиенических мероприятий, обеспечивающих своевременный выпуск высоко-качественной продукции без дефектов и отклонений.

Таким образом, практика работы предприятий Саратовской области по внедрению системы бездефектного труда доказывает настоятельную необходимость и целесообразность перехода на работу по этой системе предприятий и организаций в масштабе всей страны. Для этого нужно превратить основополагающие принципы системы в общегосударственный стандарт.


Цель: изучение опыт проектирования советских комплексных систем управления качеством система «СБТ».

Задачи:

- выявить понятие о «СБТ;

- изучить принцип работы СБТ;

- проанализировать система «СБТ»;

- анализ советский опыт построения систем управления качеством.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения советских комплексных систем управления качеством система «СБТ»

1.1. Понятие о «СБТ»
Львовский вариант саратовской системы - система бездефектного труда (СБТ) впервые разработана и внедрена на Львовском заводе телеграфной аппаратуры и некоторых других предприятиях г. Львова в начале 60-х годов.

Цель системы - обеспечить выпуск продукции отличного качества, высокой надежности и долговечности путем повышения ответственности, и стимулирования каждого работника предприятия и производственных коллективов за результаты их труда [1].

Основным критерием, характеризующим качество труда и определяющим размер материального поощрения, является коэффициент качества труда, который вычисляется для каждого работника предприятия, каждого коллектива за установленный промежуток времени (неделя, месяц, квартал) путем учета количества и значимости допущенных производственных нарушений. В системе устанавливается классификатор основных видов производственных нарушений: каждому дефекту соответствует определенный коэффициент снижения. Максимальная оценка качества труда и максимальный размер премии устанавливаются тем работникам и коллективам, которые за отчетный период не имели ни одного нарушения.

Внедрение СБТ позволило:

  • количественно оценить качество труда каждого работника, каждого коллектива

  • повысить заинтересованность и ответственность каждого работника, каждого коллектива за качество своего труда

  • повысить трудовую и производственную дисциплину всех работников предприятия

  • вовлекать в соревнование за повышение качества продукции всех работников предприятия

  • сократить потери от брака и рекламации, повысить производительность труда

Львовская СБТ, также, как и саратовская система БИП, заключалась в том, что она распространялась главным образом на стадию изготовления продукции. Известны попытки применения принципов бездефектного труда в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях, однако широкое применение СБТ получила на промышленных предприятиях для оценки и стимулирования качества исполнительского (не творческого) труда.



БИП и СБТ устраняли отрицательные субъективные причины; устранение объективных причин началось со следующих модификаций систем.

Система НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурса) впервые разработана и внедрена на Ярославском моторном заводе в 1963 - 1964 гг. Цель системы - увеличение надежности и долговечности выпускаемых двигателей.

В основу системы НОРМ положен принцип последовательного и систематического контроля уровня моторесурса и периодического его увеличения на базе повышения надежности и долговечности деталей и узлов, лимитирующих моторесурс, основным показателем в системе является ресурс двигателя до первого капитального ремонта, выраженный в моточасах. Рост этого показателя в системе планируется.

Организация работ в системе построена по принципу цикличности. Каждый новый цикл по повышению моторесурса начинается после достижения в производстве ранее запланированного уровня моторесурса и предусматривает:

  • определение его фактического уровня

  • выявление деталей и узлов, лимитирующих моторесурс

  • планирование оптимального уровня увеличения моторесурса

  • разработку и проверку инженерных рекомендаций по обеспечению планируемого уровня моторесурса

  • разработку комплексного плана конструкторско-технологических мероприятий по освоению двигателя с новым ресурсом в производстве

  • проведение комплекса конструкторско-технологических мероприятий и опытно-исследовательских работ

  • закрепление достигнутого ресурса в производстве

  • поддержание достигнутого уровня в эксплуатации

На стадии производства система НОРМ включает в себя положения системы БИП и СБТ, на стадии проектирования - основные положения системы КАНАРСПИ.

Внедрение системы НОРМ позволило увеличить ресурс ярославских двигателей до первого капитального ремонта с 4 тыс. до 10 тыс. часов, увеличить гарантийный срок на двигателе на 70%, снизить потребность в запасных частях более чем на 20%.

Достижение запланированного уровня качества стало возможным за счет комплексного подхода к управлению качеством продукции путем обобщения опыта предшествующих систем по всем стадиям жизненного цикла продукции.

В начале 1980-х годов, используя основные положения КСУКП, коллективы ряда предприятий Краснодарского края с помощью Госстандарта осуществили разработку и внедрение Комплексной системы повышения эффективности производства (КСПЭП), которая позволила перейти от одноцелевой системы управления качеством продукции к решению комплексной, многоцелевой задачи управления эффективностью производства.


КСУКП и ЭИР и КСПЭП получили обобщенное название -- Комплекcные системы повышения эффективности производства и качества работы (КСПЭП и КР).

КСПЭП и КР явилась новым этапом дальнейшего развития КСУКП, охватила все уровни управления предприятием, все стадии жизненного цикла продукции и регламентировала организацию управления всеми сторонами производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социальной жизни коллектива путем разработки и реализации комплекса стандартов предприятия.

КСПЭП и КР была направлена на повышение экономической эффективности производства, обеспечение роста производительности труда, улучшение качества продукции, рациональное использование производственных фондов, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, усиление режима экономии, устранение потерь в народном хозяйстве.

Практика использования в советской промышленности комплексных систем управления качеством выявила их многочисленные недостатки, которые не позволяли изготавливать конкурентоспособную продукцию. К числу таких недостатков следует отнести:

  • слабое методическое руководство со стороны отраслевых и головных организаций по стандартизации и управлению качеством

  • пассивность руководителей предприятий в вопросах создания и совершенствования систем управления качеством

  • формальное отношение к организации систем управления качеством

  • недооценку роли обучения персонала методам управления качеством

  • работу по управлению качеством возглавляли отделы технического контроля, а не первые руководители предприятия, что создавало противоречия между руководителями и ОТК при работе «на план» и «за качество»

  • недостаточность стимулирования производства высококачественной продукции

  • недостаточный уровень материально-технического, технологического и метрологического обеспечения производства

Главным же недостатком российских систем управления качеством следует считать то, что они не были ориентированы на потребителя.

Однако опыт показал, что именно такого рода системы являлись тем инструментом, с помощью которого можно было создать эффективный механизм управления качеством продукции.

Основные этапы развития систем качества

I. Первая звезда соответствует начальным этапам системного подхода, когда появилась первая система - система Тейлора (1905 г). Она устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков или определенных шаблонов, настроенных на верхнюю и нижнюю границы допусков, - проходные и непроходные калибры.


Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качества - инспекторы (в России - технические контролеры). Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение. Система обучения сводилась к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием.

Взаимоотношения с поставщиками и потребителями строились на основе требований, установленных в технических условиях (ТУ), выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном).

Все отмеченные выше особенности системы Тейлора делали ее системой управления качеством каждого отдельно взятого изделия.

II. Вторая звезда.

Система Тейлора дала великолепный механизм управления качеством каждого конкретного изделия (деталь, сборочная единица), однако производство - это процессы. И вскоре стало ясно, что управлять надо процессами.

В 1924 г. в БЕЛЛ Телефоун Лэборэтриз (ныне корпорация AT&Т) была создана группа под руководством д-ра Р.Л.Джонса, которая заложила основы статистического управления качеством. Это были разработки контрольных карт, выполненные Вальтером Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные Х.Доджем и Х.Ромигом.

Эти работы послужили началом статистических методов управления качеством, которые впоследствии, благодаря д-ру Э. Демингу, получили очень широкое распространение в Японии и оказали весьма существенное влияние на экономическую революцию в этой стране.

Системы качества усложнились, так как в них были включены службы, использующие статистические методы. Усложнились задачи в области качества, решаемые конструкторами, технологами и рабочими, потому что они должны были понимать, что такое вариации и изменчивость, а также знать, какими методами можно достигнуть их уменьшения. Появилась специальность - инженер по качеству, который должен анализировать качество и дефекты изделий, строить контрольные карты и т. п.

В целом, акцент с инспекции и выявления дефектов был перенесен на их предупреждение путем выявления причин дефектов и их устранения на основе изучения процессов и управления ими.

Более сложной стала мотивация труда, так как теперь учитывалось, как точно настроен процесс, как анализируются те или иные контрольные карты, карты регулирования и контроля [4].